Найти в Дзене
Караван Ярмарка

Из Эрмитажа – в Тверь

Оглавление
Марина Азизян (слева) и Татьяна Куюкина
Марина Азизян (слева) и Татьяна Куюкина

В Тверском императорском путевом дворце проходит персональная выставка «Всё, что не проза…» (6+) петербургского художника с тверскими корнями Марины Азизян. Работы, вошедшие в экспозицию, раскрывают всю многогранность и самобытность ее художественного дара.

От Мольера до Бродского

Жители Твери уже знакомы с творчеством театрального и кинохудожника, сценографа, графика и мастера текстильного искусства Марины Азизян. В прошлом году она работала над спектаклем «Рождественские сны» в Тверском театре кукол в качестве художника-постановщика. Тогда же Марина Азизян побывала в Тверской картинной галерее и познакомилась с ее директором Татьяной Куюкиной. Итогом этого знакомства, переросшего в дружбу, стала выставка «Всё, что не проза…». На ней можно увидеть живопись и графику, произведения прикладного искусства, скульптуру, кукол и лоскутное шитье.

-2

Цитата из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» в название выставки вынесена не случайно. В последнее время Марина Цолаковна занимается оформлением книг. В экспозицию, в частности, вошли ее иллюстрации к произведениям Мольера. Есть здесь и портреты русских деятелей искусств. Причем созданы они с изрядной долей иронии. Взять, к примеру, своеобразный диптих «Бродский и муха» и «Муха Бродского» или картину «Гоголь, Мейерхольд и Шостакович на ярмарке с Петрушкой».

Однако, как мне кажется, художник в название выставки вложила и другой смысл: всё, что не проза, – это творчество и оно многогранно.

«Всё, что вы видите на выставке, словно бы сделано разными художниками. Но всё – о счастье, – отметила Татьяна Куюкина. – В эти работы надо вглядываться внимательно. Но на них хочется не только смотреть, до них хочется дотронуться, надеясь, что тебе это поможет обогатиться частицей таланта художника».
-3

Значительная часть работ Марины Цолаковны посвящена евангельским темам. И это не случайно. Для художника Рождество – особый праздник. Праздник веры в чудо. И эту веру Марина Азизян передает через свои работы. Они буквально пронизаны светом и радостью.

На многих своих произведениях Марина Азизян приводит цитаты из Библии, книг любимых авторов, играет с именами поэтов и писателей.

«Я очень люблю языки, очень люблю буквы, поэтому у меня много работ, связанных с буквами», – признается Марина Цолаковна.

В начале 2000-х годов Марина Азизян познакомилась с известным итальянским поэтом и сценаристом Тонино Гуэррой, много работавшим с Феллини. Они создали совместный проект «Фантастический словарь», в основу которого легли небольшие новеллы, написанные Гуэррой, и картины Марины Азизян в технике лоскутного шитья. Этот проект экспонировался в Эрмитаже и имел огромный успех. Часть произведений, вошедших в него, сегодня можно увидеть на выставке в Твери.

-4

Петербуржанка с корнями из Старицы

Марина Цолаковна Азизян – коренная петербуржанка. Она родилась в 1938 году в семье искусствоведа сотрудницы Эрмитажа Анастасии Соколовой и художника Цолака Азизяна.

Однако корнями семья Марины Цолаковны уходит в Тверскую область. Ее предки жили в Старицком уезде Тверской губернии, были иконописцами и золотили купола церквей. Дед – известный советский инженер-гидростроитель Иван Соколов был уроженцем деревни Сотчино, бабушка Елена Салтыкова родилась в Старице. Поэтому Тверь и Тверскую область художник считает родными.

«Счастье, что я в Твери, – сказала художник на открытии выставки. – Город такой красоты, такой изумительной русской красоты, что я просто счастлива здесь находиться».

В детстве Марина Азизян пережила блокаду Ленинграда. В 1955 году окончила театрально-постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. В качестве художника-постановщика она сотрудничала с лучшими отечественными сценаристами, режиссерами, балетмейстерами. Участвовала в создании двадцати пяти фильмов, ряд из которых вошел в золотой фонд российского кинематографа, оформила десятки драматических, балетных и оперных спектаклей. Например, в Большом театре Марина Азизян поставила балет «Лебединое озеро» и оперу «Богема», на «Ленфильме» работала над кинолентами «Старая, старая сказка», «Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил», «Синяя птица» (где играли звезды Голливуда Элизабет Тейлор, Джейн Фонда и Ава Гарднер) и другими.

Художник является лауреатом премии «Золотой софит» и специальной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», а также награждена золотой медалью Академии художеств России.

Ирина Мандрик

фото: Тверская картинная галерея