Найти в Дзене
ПСИХ инфо

Панические атаки и ВСД: телесный спектакль, режиссер — психика

Вы помните это состояние. Сначала — просто легкое напряжение, фоновая тревога, которую вы почти не замечаете. И вдруг, как гром среди ясного неба, мир переворачивается с ног на голову. Земля уходит из-под ног, сердце выскакивает из груди и бьется где-то в горле, перехватывает дыхание, в глазах темнеет, а по телу бегут мурашки и ледяной пот. Внутренний голос кричит одно: «Я умираю!». Вы звоните в скорую, вас везут в больницу, но по прибытии происходит странное. Врачи, сделав кардиограмму, пожимают плечами и говорят: «С вашим сердцем все в порядке». Анализы в норме. Вы здоровы. Но вы-то знаете, что это не так. Вы только что были на волосок от смерти.

Это не физическая болезнь. Это спектакль, который разыгрывает ваша собственная психика. И она — гениальный, но жестокий режиссер. Паническая атака — это не что иное, как древняя, примитивная система экстренного оповещения, которая срабатывает тогда, когда реальной угрозы нет.

Представьте себе дымовую пожарную сигнализацию. Она создана, чтобы реагировать на огонь. А теперь представьте, что эта сигнализация срабатывает от пара тостера, от зажженной спички или просто потому, что в ней перепутались провода. Вот так и работает психика во время панической атаки. Она кричит «ПОЖАР!», когда в комнате просто накурено.

А где же здесь ВСД, вегетососудистая дистония? ВСД — это часто декорации этого спектакля. Это не диагноз в классическом понимании, а скорее собирательный образ, ярлык, который вешают на целый комплекс вегетативных симптомов. Это язык, на котором наша нервная система говорит с нами, когда слов не хватает. Она кричит через тело: «Я не справляюсь! Обрати на меня внимание!». Скачки давления, головокружение, тахикардия, озноб, онемение конечностей — все это симптомы сбоя в работе вегетативной нервной системы, того самого «автопилота», который управляет нашим сердцебиением, дыханием и тонусом сосудов. И когда «автопилот» ломается от перегрузки — стресса, непрожитых эмоций, хронического напряжения — он начинает выдавать ошибки в виде этих самых пугающих ощущений.

Почему же этот спектакль так реалистичен? Потому что режиссер — ваша психика — использует самые настоящие, материальные инструменты. Она вбрасывает в кровь ударную дозу адреналина — того самого гормона, который готовит тело к борьбе или бегству. Сердце начинает колотиться не просто так — оно пытается прокачать больше крови к мышцам, чтобы вы могли убежать от опасности. Дыхание учащается, чтобы насытить кровь кислородом. Кровь отливает от кожи и желудка (отсюда бледность, холод в конечностях, тошнота) и приливает к мышцам. Все логично и целесообразно, если бы перед вами был саблезубый тигр. Но тигра нет. Есть душный автобус, очередь в супермаркете или просто ваша тихая комната. Тело мобилизовано на сражение с призраком.

И самый главный, кульминационный момент этого спектакля — это страх самого страха. Вы начинаете жить в ожидании новой атаки. Вы прислушиваетесь к каждому стуку сердца, к каждому легкому головокружению. Вы начинаете избегать мест и ситуаций, где это случилось в прошлый раз. Метро, толпа, лифт, открытые пространства. Жизнь сужается до размеров «безопасной» квартиры.

Но тревога, которую вы пытаетесь запереть снаружи, никуда не уходит. Она копится, становясь все более мощным зарядом для следующего «спектакля». Вы попадаете в порочный круг: страх симптомов провоцирует новые, еще более сильные симптомы.

Как же остановить это представление? Первый и самый сложный шаг — это сменить роль. Из актера, который верит в происходящее и умирает от страха на сцене, вам нужно превратиться в осознанного зрителя. В кризисный момент, сквозь ужас, попытайтесь сказать себе: «Стоп. Это не сердечный приступ. Это паническая атака. Это всего лишь адреналин. Это неприятно и страшно, но это не убьет меня. Это пройдет». Вы должны выучить эту мантру наизусть. Это ваш щит.

Второй шаг — не бороться с ощущениями, а наблюдать за ними.

Парадоксально, но сопротивление только усиливает выброс адреналина.

Попробуйте технику «разворачивания». Когда накатывает волна страха, не убегайте от нее внутренне. Наоборот, войдите в нее. Опишите про себя, что вы чувствуете: «Сейчас у меня участилось сердцебиение. В груди давит. Руки стали холодными. Появился ком в горле». Безоценочно, как ученый, описывающий эксперимент. Когда вы наблюдаете за симптомами, вы отделяете себя от них. Вы — не ваше учащенное сердцебиение. Вы — тот, кто это сердцебиение наблюдает.

И наконец, третий, фундаментальный шаг — начать диалог с режиссером.

Нужно спросить свою психику: «Какую нерешенную проблему, какую непрожитую эмоцию, какую внутреннюю боль ты пытаешься показать мне через этот телесный спектакль?». Панические атаки редко возникают на пустом месте. Они питаются подавленной агрессией, невысказанной обидой, хроническим стрессом на работе, токсичными отношениями, старыми психологическими травмами. Тело берет на себя функцию крика, когда душа молчит.

Работа с психологом или психотерапевтом в этом случае — это не просто «разговор по душам». Это совместное расследование, цель которого — найти первоисточник тревоги и обезвредить его. Научить психику говорить словами, а не телесными симптомами. Научить вас распознавать и проживать эмоции, а не загонять их вглубь, где они превращаются в адреналин.

Паническая атака — это не безумие. Это сломанный механизм выживания. Это извращенный, но мощный сигнал о том, что ваша жизнь вышла из равновесия.

И если вы сможете перестать бояться самого спектакля и заглянете за кулисы, вы поймете, что этот жестокий режиссер на самом деле — отчаявшаяся часть вас самих, которая очень хочет, чтобы вы наконец-то ее услышали.

--

Перейти на форум психологов