Крупнейший автопроизводитель Европы компания Volksvagen на минувшей неделе заявила о прекращении производства модели Golf из-за возможного дефицита чипов, спровоцированного спором между Нидерландами и Китаем. Насколько европейские производители зависят от китайских комплектующих и почему эта зависимость имеет критическое значение именно сейчас — в материале «Известий».
Угроза дефицита полупроводников
• Автоконцерн Volkswagen, который также владеет производством Skoda, Seat, Audi и Porsche, 22 октября заявил о возможном переводе сотрудников на сокращенный рабочий день из-за проблем с поставками чипов: имеющихся полупроводников хватит на то, чтобы обеспечить производство лишь на первую неделю ноября. BMW и Mercedes-Benz также предупредили, что перебои в поставках чипов могут затронуть их поставщиков, а немецкий производитель автозапчастей Bosch сообщил о подготовке к выводу в неоплачиваемые отпуска работников своего ведущего завода в Зальцгиттере.
• Проблемы с поставками чипов возникли после того, как 30 сентября голландское правительство национализировало головной офис китайского производителя полупроводников Nexperia Semiconductor (бывший завод Philips), расположенный в голландском Неймегене. За день до этого премьер Нидерландов участвовал в саммите европейских стран-участников коалиции Semicon, которая разрабатывает новый закон о чипах, нацеленный на расширение производственных мощностей.
Справка «Известий»
Компания Nexperia занимает 14% мирового рынка производства полупроводников. Она производит диоды, регуляторы напряжения и транзисторы, которые не являются высокотехнологичной продукцией, но востребованы во многих сферах, от медицины и автомобилестроения до потребительской и мобильной электроники. Чипы компании используют такие крупные мировые бренды, как Apple, Tesla и Samsung.
В Неймегене расположен головной офис Nexperia: заводы по производству микросхем находятся в Великобритании и Германии, а сборочные производства — на Филиппинах, в Малайзии, Китае. Кремниевые пластины для микросхем вырезаются на китайском заводе в провинции Гуандун, сами микросхемы производятся в Европе, а потом направляются на тестирование и упаковку в Китай.
• Амстердам прибег к ранее не применявшемуся «закону о доступности товаров» 1952 года, чтобы получить контроль над предприятием и вывести его из-под американских санкций, введенных против материнской компании Wingtech Technology. Голландское правительство также отстранило от должности генерального директора Nexperia Чжана Сюэчжэна, который по официальной версии занимался переводом производства из Европы в Китай. По информации зарубежных СМИ, замена руководства была одним из условий США для вывода компании из-под санкций. В ответ министерство торговли Китая запретило реэкспорт готовых чипов с завода Nexperia China в Европу.
Кризис производства
• В результате национализации голландский офис потерял контроль над сборочным предприятием в китайском Дунгане, которое обслуживало порядка 70% всех заказов. Голландский офис Nexperia предупредил автопроизводителей, что не может гарантировать качество продукции, поступающей из Китая. В прессе такие заявления назвали самоубийственными, поскольку существует риск полностью потерять потребителя. Авторынок составляет более 60% выручки компании.
• Автомобильный рынок уже сталкивается с перебоями в поставках. В ситуации неопределенности стоимость полупроводников на рынке подскочила дважды: на 8% и на 10 %, а время доставки увеличилось до 99 недель. Технически эти чипы несложно заменить, но поиск альтернативных поставщиков потребует времени. Больше всего пострадает автомобильная отрасль, так как любая замена компонентов требует процедуры одобрения автопроизводителем.
• Даже после того как будут найдены новые поставщики, им вряд ли удастся быстро нарастить производство, при том что Nexperia обеспечивала 49% электронных компонентов для европейского автопрома. Риск перебоев в цепочке поставок может затронуть японских автопроизводителей Toyota, Nissan, Honda и Mitsubishi Electric. Компания уже предупредила своих японских клиентов, что не может гарантировать поставки компонентов.
• Автомобильная отрасль переживает кризис особенно остро, поскольку уже пострадала от падения спроса на электромобили, торговых пошлин США на товары из Евросоюза и ограничения на экспорт редкоземельных металлов из Китая. Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) выпустила заявление, в котором заявила о своей обеспокоенности в связи с ситуацией с Nexperia и предупредила о возможной остановке производства.
• Германия взяла на себя посредничество в переговорах с Нидерландами, США и Китаем по вопросу ситуации с поставками полупроводников. Совместно с автопроизводителями правительство Германии пришло к решению о необходимости искать альтернативу чипам Nexperia и создании независимой индустрии микросхем в Европе. Вопрос рассматривался на уровне ЕС, но в итоговом коммюнике Евросоюз заявил о том, что для защиты от «несправедливых торговых практик» ЕС может применять любые средства.
Что спровоцировало кризис
• Европейская промышленность была уязвимом положении после пандемии коронавируса, а катализатором экономического кризиса стали европейские санкции против России. Отказ от дешевых нефти и газа ради более дорогих энергоносителей привел к удорожанию европейских товаров и падению их конкурентоспособности.
• Самый большой удар пришелся по Германии, которая являлась индустриальной страной и локомотивом европейской экономики благодаря доступу к дешевой российской нефти и газу. Костяк немецкой промышленности составляли машиностроение и автопром, и именно он, в силу своей энергоемкости, первым ощутил последствия политических решений ЕС за последние несколько лет. Цены на газ с 2021 года выросли на 77%, что вынудило автомобильные и химические предприятия сокращать мощности.
• Дополнительным ударом стало продвижение Брюсселем «зеленой» повестки. Автомобильные компании массово запустили производство электромобилей, но в итоге европейские электрокары уступали китайским и по характеристикам, и по цене: чтобы защитить внутренний рынок ЕС, пришлось вводить пошлины на китайские автомобили. Но и внутренний спрос на электрокары оказался невелик, а их производство сильно зависело от китайских комплектующих.
• ЕС приступил к оценке ущерба, который нанесли альянсу американские санкции, но торговая война между США и Китаем еще больше усугубила ситуацию для производителей, поскольку Китай наложил ограничения на экспорт редкоземельных металлов и товаров с их содержанием. С 1 декабря эта мера ужесточается — на каждую такую закупку потребуется лицензия, которую оформляют китайские чиновники. Под ударом может оказаться не только автопром, но и оборонная промышленность.