На осенних каникулах мы с подругой решили съездить с детьми на день в
Ялуторовск - крошечный городок (38 тыс населения) в 80 км от Тюмени.
Город этот известен сейчас двумя достопримечательностями: домом-музеем декабристов и деревянным острогом, восстанавливающим быт первых русских поселений в Сибири (и не только))
В этой публикации я расскажу про дом - музей.
Верхний этаж этого скромного дома Иван Дмитриевич снимал у мещанки Феодосии Родионовны Трапезниковой. Внизу жила сама хозяйка, которая готовила ссыльному и прибралась в его комнатах.
Раньше дом находился на высоком берегу Тобола, и из окон открывался чудесный вид на реку с расстилающимися перед ней цветочными полянами.
Когда в Ялуторовск создавался музей Памяти декабристов, дом разобрали, перенесли и собрали заново.
Интересно, что в Тюмени ни один декабрист ссылку не отбывал🤔хотя, наверное, в нашем городе им приходилось задерживаться по пути на каторгу и обратно. Город наш - ворота в Сибирь, здесь запасались провизией и меняли лошадей. Но центром губернии тогда был Тобольск - там, кстати, после каторги до амнистии и проживало большинство декабристов. Те, кто амнистии не дождался, покоятся на тобольском кладбище.
В прошлый раз в Тобольске мы только острог осилили, надо бы и на старом кладбище побывать. Кстати, в церкви при этом кладбище меня крестили - в нескольких шагах от могилы Кюхельбекера.
Сроки каторжных работ были разными и варьировались от четырех до двадцати лет. Послекаторжная ссылка была практически для всех пожизненной.
В Ялуторовске с 1829 по 1856 год отбывали ссылку девять декабристов, участников Северного и Южного тайных обществ: В. К. Тизенгаузен, В. И. Враницкий, А. В. Ентальцев, А. И. Черкасов, И. Д. Якушкин, М. И. Муравьёв-Апостол, И. И. Пущин, Е. П. Оболенский, Н. В. Басаргин.
Вообще-то, когда я ехала в Ялуторовск, я думала, что поведу детей сюда:
Когда-то, больше 30 лет назад я была здесь на экскурсии с классом. И больше в Ялуторовск не попадала.
Тогда большое впечатление на меня произвела гостиная - с фортепьяно, старинной мебелью и картинами - как в кино. А особенно запомнилась записка от самого Муравьева-Апостола, найденная в запечатанной бутылке при ремонте дома.
Самое удивительное для меня в этой истории - послание было обнаружено в подходящее время (царей уже не было), и - что даже важнее - попало оно в нужные руки.
Агроном И. Ю. Озолин, энтузиаст-краевед, с первых дней существования музея в Ялуторовске (1927 год) принимал активное участие в его жизни. Дом Муравьёва-Апостола тогда был обычным жилым домом, в котором проживали Озолины и ещё три семьи.
Во 1935 году во время ремонта печи именно Иван Юрьевич обнаружил старинную бутылку из зелёного стекла с запечатанным горлышком. Бутылка лежала под плахой чёрного пола, на котором стояла печь. Внутри было письмо, написанное декабристом М. И. Муравьёвым-Апостолом для потомков.
В своем послании Матвей Иванович подробно описал историю дома, назвал всех своих товарищей по ссылке, которые вместе с ним находились в Ялуторовске, отметив тех, кто остался в этой земле навечно. Заканчил декабрист это письмо словами: «Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку».
Конечно же, Озолин воспользовался ситуацией и, имея на руках ценный документ, на съезде краеведов в Москве доказал, чтобы в Ялуторовске необходимо открыть музей декабристов. В 1936 году Ивана Юрьевича Озолина официально назначают директором Ялуторовского музея. В 1938 году в Ялуторовске был открыт первый в нашей стране музей Памяти декабристов.
Увы, приходится пользоваться сайтом Ялуторовского музейного комплекса - сейчас дом-музей Муравьёва-Апостола закрыт на реконструкцию. Экспозицию откроют к декабрю, к 200-летию восстания. И, скорее всего, она будет расположена уже в кирпичном музейном здании.
Когда я училась в школе, декабристы и их жены воспринимались нами исключительно как патриоты и герои. Сейчас фокус сместился: власть, похоже, больше симпатизирует императору, пережившему в самом начале царствования бунт элиты. Революцию задумали дворяне, герои Отечественной войны. Молодые, образованные, богатые, обласканные двором. И чего им не хватало?
Раньше говорили: конституции. Прав и свобод. Отмены крепостного права.
Сейчас все чаще слышится: власти. Они хотели власти. И если бы они ее захватили, Россия пережила бы все ужасы революции, просто на сто лет раньше.
Как будет устроено новое общество, единого мнения у самих декабристов не было. Но все понимали, что самодержавие и крепостное право - пережиток средневековья. Нужны новые, правовые отношения между гражданами. И да, некоторые ради этой новой жизни были готовы на всё, в том числе и на убийство царя.
Одним из таких решительных людей был Иван Якушкин, чей дом-музей в Ялуторовске сейчас открыт для посещения.
Иван Дмитриевич родился 29 декабря 1793 года. В 1808 году поступил в Московский университет. В октябре 1811 года Якушкин оставил университет и определился подпрапорщиком на службу в лейб-гвардии Семеновский полк. За мужество, проявленное в Бородинском сражении, он был награжден знаком отличия военного ордена святого Георгия. В 1816 году он вместе с братьями Муравьёвыми, Муравьёвыми-Апостолами и князем Трубецким основали тайное общество под названием «Союз спасения».
Якушкин, в отличии от многих будущих декабристов, предпочитал словам действия. И был готов убить императора: приблизиться к Александру I и застрелить его из пистолета. Предполагалось, что имя смертника (а исполнитель должен был взять второй пистолет для себя, чтобы застрелиться) будет определено с помощью жребия, но Якушкин сказал, что не доверит эту честь никому.
Впрочем, вскоре заговорщики от этой идеи отказались, а Иван Дмитриевич, расстроенный пустой болтовнёй, вышел из тайного общества. Он решил освободить своих крестьян. Но крестьяне, к его удивлению, были против, так как землю помещик оставлял себе, выдав каждому небольшой надел: "Нет уж, барин. Пускай мы останемся твоими, а земля - нашей".
Позже Якушкин стал членом коренного совета «Союза благоденствия». В ноябре 1822 года Иван Дмитриевич женился на Анастасии Васильевне Шереметевой. Разница в возрасте между ними была существенной, 14 лет.
В браке у них родились сыновья Вячеслав и Евгений. Причём младший родился, когда отец уже был заключён в Петропавловскую крепость.
Якушкин, один из немногих, на допросах держался достойно, отказываясь называть имена заговорщиков, ибо "дал честное слово". Угроза пыток его не испугала.
На допросе у императора, когда Якушкин повторил, что никого не может назвать, император закричал: «Заковать его так, чтобы он пошевелиться не мог!». И Якушкин провёл две недели в кандалах на хлебе и воде. В итоге он всё же назвал несколько имен, которые, впрочем, и так были всем известны. Больше всего в своем письме императору Якушкин раскаивается в том, что привел в тайное общество нескольких друзей. И берет всю их вину на себя.
Когда с Якушкина сняли ножные кандалы, он был так слаб, что не мог стоять в наручниках - они перевешивали его вперёд. Ручные канадалы были сняты только на Пасху. Тогда же было разрешено свидание с семьёй: Вячеславу было два года, а Евгению пять месяцев. Это был единственный раз, когда семья собралась вместе.
Большинство участников восстания в надежде на смягчение приговора рассказывали всё, как на духу. В том числе и о планировании покушения на Александра I. Поэтому первоначально Якушкина приговорили к смертной казни, затем её заменили на каторгу.
В 1835 году, после 10 лет каторги, Иван Дмитриевич был обращен на поселение в город Ялуторовск.
Наказание Якушкин отбывал один. Сначала император запретил его жене последовать за ним в Сибирь, а затем и сам Якушкин был против: он убедил жену, что её дело - быть рядом с сыновьями, воспитать их достойными людьми и дать им хорошее образование. Первоначально по указу Николая I сами жены из дворянского сословия переходили в «сословие жен ссыльнокаторжных», а их дети, «которые приживутся в Сибири", должны были поступить "в казенные заводские крестьяне", то есть стать крепостными.
Это уже после, когда женам декабристов "из России" удалось благодаря родственникам выписать в нужном количестве всё необходимое, дома декабристов стали походить на петербургские гостиные. А давление оставшихся в столице самых богатых и родовитых семей заставило царя пойти на уступки по отношению к декабристам, их женам и детям. Первоначально эти отважные женщины ехали буквально вникуда. Имеющихся детей, иногда - совсем маленьких - оставляли родителям или свекрови. Эти женщины ехали в Сибирь с полным осознанием того, что больше не увидят ни родителей, ни детей. В школе при разборе поэмы "Русские женщины" это как-то не так пробирает. Плюс красивый фильм с песнями Окуджавы... Весь ужас этой ситуации понимаешь только тогда, когда сама становишься матерью, а родители стареют.
И, если подумать, не было ли это чистой воды мужским эгоизмом - принимать такую жертву? 🤔
С другой стороны, не факт, что мнение мужей здесь было решающим.
Юрий Ломан - один из самых серьезных экспертов по культуре того времени - считал, что подвиг этих женщин - это в большей степени подвиг гражданский. И в основе этого поступка лежит не столько любовь, сколько желание исполнить свой долг и показать, что жена разделяет убеждения мужа. А сами декабристы, их семьи стали новаторами во всем - в том числе и в переустройстве семейных отношений.
Подросшие сыновья Якушкина приезжали к отцу в Ялуторовск, а позже, уже после амнистии, выхлопотали для него разрешение лечиться в Москве, где он и умер. А вот жена, которая все эти годы билась за право выехать к мужу с детьми, умерла за 11 лет до возвращения мужа из ссылки.
В память о ней в 1845 году Якушкин открывает единственную в Сибири школу для девочек. Школа была платной, но за бедных детей платили декабристы или зажиточные купцы. К этому времени стараниями декабриста в Ялуторовске уже действует церковно- приходская школа для мальчиков всех сословий.
Она была открыта в августе 1842 года. И открытию ее поспособствовал новый протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский. Без его усилий и личного поручительства никто бы государственному преступнику учить детей не доверил.
Преподавать официально в ней Якушкин не мог по этой же причине, поэтому преподавателями школы были назначены дьякон Е. Ф.Седачев и пономарь Х.Ф. Иваницкий. А вот смотрителем школы стал И.Д. Якушкин.
Обучение проходило по Ланкастерской системе: старшие ученики обучали младших. Якушкин тоже присутствовал в классе, наставлял и поправлял юных "учителей". Сам составил учебные пособия по основным предметам и в течение 12 лет ежедневно вел занятия. Мало того, он сам развозил детей по окрестным деревням - его повозка была прообразом школьного автобуса))
В музее нам рассказали, что за все время учительства Якушкина в ялуторовской школе прошли обучение более 700 учеников. После возвращения декабриста из ссылки созданная им школа отошла от ланкастерского метода обучения, а в 1858 году она перешла в ведение министерства народного просвещения.
Помимо преподавания Якушкин активно занимался физкультурой и моржеванием. Удивлял местных, катаясь по замерзшему озеру на присланных из столицы коньках. Изучал естественные науки.
"Во дворе дома он поставил столб, на котором были установлены солнечные часы, барометр и флюгер. Для местных жителей флюгер показался особенно зловещим. По городу стали расползаться слухи, что Якушкин с помощью столба с дьявольским флюгером отводит тучи и делает засуху. И два раза под покровом ночи, к великому раздражению Якушкина, столб срубали"
Proudadbi.ru
Умер Иван Дмитриевич в Москве, куда прибыл на лечение в 1858 году. До последних дней его любимой темой было освобождение крестьян. Якушкин оставил автобиографические "Записки", надикованные им «по неотступной просьбе друга, расставшегося с ним в 1825 году и встретившегося с ним через 30 лет». Его сын, Евгений, так же собирал свидетельства очевидцев о том времени.
Долгое время эти мемуары, напечатанные за границей, были почти единственным подробным описанием событий, предшествовавших восстанию.
В музей декабристов мы отправились сразу же, как приехали на электричке в город и немного перекусили в пиццерии. Я заплатила только за себя (150 рэ) +500 рублей за экскурсию. И нам её провели индивидуально - больше в этот момент в музее никого не было))
Домик маленький, не представляю, как туда, допустим, класс школьников помещается. Мне было интересно, детям, надеюсь, тоже😁 на первом этаже они узнали о самоваре, его устройстве и использовании, о всяческих суевериях, связанных с зеркалами... В общем, экскурсовод делал всё, чтобы наши десятилетки не скучали. На втором этаже немного пришлось таки о серьёзных вещах послушать, но речь шла в основном о школе: как учили, на чем писали и т.п.
Потом мы, к радости младших, пошли в острог.
Но это уже другая история...