Найти в Дзене

Погибшие деревни: Большое Мерятино

В День памяти сожженных деревень Ленобласти наш рассказ об одной из погибших в Великую Отечественную войну деревень Киришского района.
Деревня Большое Мерятино располагалась на левом берегу р.Волхов, к северу от железной дороги Кириши-Мга, железнодорожная платформа 63 км «Волхов пристань». В рукописных архивных документах можно встретить написание названия деревни через «Е» или «И». Существует несколько версий, объясняющих топоним «Мерятино».
Возможно, на этих землях в давние времена поселился выходец из племени меря, которого именовали мерятин. Затем прозвище трансформировалось в фамилию первопоселенца, а место поселения назвали Мерятино.
Краевед Мария Потанина выдвинула еще одну версию топонима. Возможно, в этой местности жил человек, который каким-то образом был связан с измерениями: мерил глубину, расстояние, длину, размер участков и др. Специальными мерами (мерками) измеряли сыпучие вещества. Вот такого любителя определять размеры чего-либо и могли назвать уважительно, а скорее вс

В День памяти сожженных деревень Ленобласти наш рассказ об одной из погибших в Великую Отечественную войну деревень Киришского района.
Деревня Большое Мерятино располагалась на левом берегу р.Волхов, к северу от железной дороги Кириши-Мга, железнодорожная платформа 63 км «Волхов пристань». В рукописных архивных документах можно встретить написание названия деревни через «Е» или «И».

Существует несколько версий, объясняющих топоним «Мерятино».
Возможно, на этих землях в давние времена поселился выходец из племени меря, которого именовали мерятин. Затем прозвище трансформировалось в фамилию первопоселенца, а место поселения назвали Мерятино.
Краевед Мария Потанина выдвинула еще одну версию топонима. Возможно, в этой местности жил человек, который каким-то образом был связан с измерениями: мерил глубину, расстояние, длину, размер участков и др. Специальными мерами (мерками) измеряли сыпучие вещества. Вот такого любителя определять размеры чего-либо и могли назвать уважительно, а скорее всего, пренебрежительно, насмешливо – мерятин.
Первое дошедшее до нас письменное упоминание д.Мерятино находим в Новгородской писцовой книге, изданной Археографической комиссией. В переписной оброчной книге Водской пятины (том III), датируемой 1500 годом, перечислены жители деревни и размеры оброка в натуральном и денежном выражении.
В документе «Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов» деревня Б.Мерятино зафиксирована, как владельческая и при колодцах.
Обширный материал о деревне собран в Материалах по Статистике народного хозяйства в Санкт-Петербургской губернии. Сборник издан в 1895 году на основе данных 1882 года.
На тот момент в д.Большое Мерятино проживали 39 семей, 204 человека (95 - мужского пола и 109 – женского пола), в том числе 58 детей, 15 подростков, 115 работников и 16 стариков. Из всего деревенского люда владели грамотой 19 мужчин (20 % от мужского населения) и 1 женщина. Из 24 детей школьного возраста лишь пятеро могли читать и писать.
О размерах деревни свидетельствует перечисление построек: 39 домов и изб, 34 хлева, 25 амбаров, 10 бань. В деревне стояла православная часовня.
Из 39 домохозяйств 35 семей (197 человек) имели полевой и усадебный наделы. Только усадебный надел числился за 4 семьями, причем среди членов этих семей были только представители женского пола (7 человек). Бездомных и безземельных по собранным статистическим сведениям в деревне не было. Всего надельной земли во владении крестьян было 410,6 десятин (в среднем 5,5 десятин на мужскую душу). Сверх надела крестьяне д.Б.Мерятино землю в собственность не приобретали. Для обработки земли местные жители не привлекали к найму ни срочных, ни поденных рабочих, а справлялись собственными силами. Шесть домохозяйств обрабатывали надел чужим инвентарем. Лишь одно хозяйство значилось заброшенным.
По статистике самые большие посевные площади отводились под овес, рожь и картофель. Все остальные культуры (ячмень, горох, лен) занимали площади на порядок ниже по размеру. С надельных лугов собирали 6500 пудов сена и еще 8050 пудов с арендованных и купленных лугов.
В хозяйствах д.Б.Мерятино было 29 лошадей и 2 жеребенка, 88 коров и 13 телят, 91 овца. Свиней не разводили. Впрочем, как во всей округе. Причем одна семья имела 2 лошади, а 11 были безлошадными. В хлеву пяти семей стояли 5 и более коров, в пяти семьях – по 4 коровы, в девяти семьях – по 3 коровы, в одиннадцати семьях – по 2 коровы, восьми семьях – по 1 корове. И лишь 4 семьи не имели коров.
Среди платежей и сборов преобладали выкупные (602,85 руб.). Также крестьяне исполняли казенные и земские платежи, волостные сборы и страхование от огня!
Среди промыслов преобладали лесной: им занимались 28 семей, в 21 домохозяйстве занимались извозом. Также по материалам статистики местные жители получали прибыль от сельскохозяйственного промысла, торговли, судового промысла.
В годы светской власти местные крестьяне вошли в колхоз «Свободный труд».
Перед началом Великой Отечественной войны в деревне, входившей в состав Киришского сельсовета, проживали 266 человек (муж. – 126, жен. – 140).
В годы Великой Отечественной войны деревня стала ареной тяжелейших кровопролитных боев, в ходе которых она переходила из рук в руки несколько раз. Затем до октября 1943 года Б.Мерятино оккупировали фашисты.
Из сводок боевых действий 311 стрелковой дивизии:
«В полосе 311-й стрелковой дивизии обстановка была следующей: в 5.00 26.10.1941 года последовала контратака 1069-го стрелкового полка возле Большого Мерятино, в результате чего удалось восстановить утраченную накануне линию обороны 4-й роты. Немцы отступили к Малому Мерятино. В ходе этого боя 2-я стрелковая рота потеряла 10 человек убитыми, 20 пропавшими без вести и 5 человек ранеными. В 17.40 последовала очередная атака 11-й пехотной дивизии от Малого Мерятино на Большое Мерятино, которую удалось отразить».
А 3 октября уже 1943 года в ходе общего наступления Красной Армии деревня Б.Мерятино была освобождена. Как это было вспоминал Б.А.Владимиров в книге «Комдив. От Синявинских высот до Эльбы».
«С августа 1941 года дивизия дралась на этом направлении. Еще тогда Новые Кириши и Кириши два раза переходили из рук в руки, несмотря н, на то, что тогда мы значительно уступали гитлеровцам в вооружении и боевом обеспечении. Теперь, когда мы с боями освобождали в третий и последний раз эту территорию, возле каждой деревни мы натыкались на кладбища «псов-рыцарей».
Далее комдив написал в книге об освобождении деревень на левобережье Волхова:
«Весь день 3 октября и всю ночь перед атакой в дивизии и в полках шла напряженная подготовка к бою.
В ту ночь на 4 октября никто из командиров не сомкнул глаз. Каждый самым добросовестным образом выполнял свою работу. Не спали и бойцы. Всем хотелось освободить землю, которую почти два года топтали фашисты.
В 5.00, еще затемно, бесшумно поднялись передовые батальоны полков. По проходам в противопехотных и противоминных полях, проделанных за ночь саперами, батальоны бросились в атаку на противника в траншеи и землянки. Не менее чем минные поля и сопротивление противника, глубокая, вязкая, как смола, грязь замедляла темпы нашего наступления. Очень трудно было наступать, да еще на таком широком фронте, когда ноги мертвой хваткой засасывает чавкающая трясина, тянет назад, лишает сил.
Частями дивизии к исходу первого дня наступления были освобождены: Ново-Кириши, Большое и Малое Мерятино, Осташкино, Дуброва. Вплотную мы подошли к Ларионову Острову. Ни в этих населенных пунктах, ни вблизи их местного населения не было. За первый день боя обе стороны понесли значительные потери, но дивизия оставалась вполне боеспособной. Несмотря на потери и усталость, настроение бойцов было приподнятым».
После освобождения от врага жизнь в д.Большое Мерятино не вернулась.
В память о ней звучат удары колокола памятника «Погибшим деревням» в г.Кириши.
Материал подготовлен научным сотрудником музея И.Ю. Ефимовой