Правительство РФ введет предельное количество платных мест для студентов по ряду популярных специальностей в вузах во время приемной кампании 2026 года. Решение затронет 46 направлений бакалавриата и специалитета.
Из новостей
«Правительство установит предельное число платных мест в вузах в рамках приемной кампании 2026 года по 46 специальностям бакалавриата и специалитета. Таким образом, регулирование затронет не все направления подготовки, а только избранные», — сообщают на сайте издания «Коммерсант».
Ограничения вводятся в рамках новой методики Минобрнауки, согласно которой число коммерческих мест по каждой специальности будет определяться по среднему числу студентов, обучавшихся в вузах по данному направлению за два предыдущих года.
Если средний балл ЕГЭ поступивших в последние годы был ниже 50, набор на платные места прекратят полностью. Это затронет 46 специальностей бакалавриата и специалитета, в числе которых — экономика, юриспруденция, психология, филология, лингвистика, международные отношения, архитектура и нефтегазовое дело.
Распределением платных мест между вузами займется межведомственная рабочая группа при Минобрнауки. Состав группы утвердят до 5 ноября.
Регулирование начнут внедрять поэтапно, чтобы обеспечить плавный переход для вузов и абитуриентов. После первой приемной кампании с новыми ограничениями проведут анализ ситуации и оценят эффективность мер.
Ограничения на платный прием в вузы - за и против?
Ограничение на платный прием в вузы — это тема, вызывающая разнообразные мнения и аргументы. Рассмотрим основные «за» и «против».
За ограничения на платный прием:
1. Равенство возможностей:
Ограничения могут снизить риск превращения высших учебных заведений в коммерческие структуры, где преимущество получают богатые студенты, а не те, кто лучше подготовлен или талантлив. Это способствует повышению равных условий для всех абитуриентов.
2. Качество образования:
Платный прием иногда ассоциируется с практиками «продажи» мест, что может негативно влиять на уровень академической честности и качества студентов. Ограничение помогает сохранить академические стандарты.
3. Социальная стабильность:
Ограничивая платный доступ, государство и университеты могут способствовать более справедливому распределению образования, что позитивно влияет на социальную мобильность и предотвращает социальное расслоение.
Против ограничения на платный прием:
1. Финансовая самостоятельность вузов:
Платные места зачастую являются важным источником финансирования для университетов, особенно в условиях недостаточного госфинансирования. Ограничение может снизить их финансовую устойчивость.
2. Выбор и конкурентоспособность:
Возможность платить за обучение дает студентам выбор и мотивацию выбирать лучшие учреждения, что стимулирует развитие и повышение уровня образования.
3. Личный выбор и право родителей/студентов:
Некоторые считают, что платное образование — это личное право родителей и студентов, и оно не должно быть ограничено государственными решениями, если у человека есть возможность оплатить образовательные услуги.
Итого
Обсуждение ограничения платного приема требует баланса между обеспечением равных возможностей и поддержанием качества и устойчивости высшего образования. В разных условиях этот баланс может достигаться по-разному, а рациональные решения могут предусматривать полноценный контроль и регулирование платных образовательных программ.