Мы продолжаем наши блуждания по Архангельской области в поисках интересных названий железнодорожных станций. Прочитать предыдущую публикацию цикла можно по ссылке ниже:
Ну а сегодня мы начинаем с буквы "И".
Ивакша
Пассажирское движение здесь достаточно напряженное. На станции делают остановку многие поезда дальнего следования, которые направляются Архангельск и Северодвинск (из Санкт-Петербурга, Котласа, Микуни, Вологды). Ну и Смоленск-Мурманск - куда же без него ) Плюс ежедневно пара пар пригородных Емца - Няндома и Коноша - Плесецкая.
Четыре пути, но аж три небольших платформы:
Но в железнодорожном мире станция весьма знаменита. Ведь когда-то это был поселок лесозаготовителей, и отсюда расходились узкоколейные дороги на участки. Использовались они и для пассажирских перевозок. Вот одна из этих веток на восток через болота:
А вот откуда пошло это название - так толком и неизвестно. Есть версия, что "Ива" может происходить от саамского "ювв", что означает река. Но это, видимо, на каком-то там диалекте, потому как по классике я всегда считал, что это что-то типа "йоки". От этого слова и ведут линию, считая, что оно трансформировалось как-то в "йови". Ну а там и до "ива" недалеко. В общем, река Ивакша там действительно протекает к западу от станции.
И здесь хоть в домах на станции окна есть )
Исакогорка
Ну здесь с названием всё понятно. Но оно не стало от этого менее интересным. Была здесь Исакова гора, которая упоминается в летописях еще середины XVI века. Вот от неё и пошло название! Был в этих краях монастырь, где хозяйством ведал монах Исаак. Монастырь весьма процветал. Здесь была своя мельница, к которой затем еще и лесопилку пристроили. От него и название.
Сегодня здесь современное здание станции, а вот когда-то было деревянное в швейцарском стиле:
В настоящее время на станции как минимум 17 путей, пара платформ.
Останавливается здесь, по-моему, вообще всё, что следует из Архангельска. Отсюда же уходит отворот на Северодвинск.
Карпогоры
Вот вроде бы и простое слово, но единой версии о смысле названия - нет. Причем мне больше всего понравилась та, которая основана на легенде. Якобы объявился здесь некогда первопоселенец, которого звали Карп. Спасся он во время какого-то крушения (видимо на Пинеге). И в ознаменование своего чудесного спасения, соорудил на высоком берегу церковь. В общем, всё вполне вероятно.
Вторая версия гласит, что словом "корп" обозначалось на Руси городище. Вот как городище на горе это и предлагается трактовать. А часть ученых полагает, что это следует трактовать, как скалистая гора.
Но точно не склонны как-то связывать это с рыбой. Карпы больше любят теплые места, поэтому появление рыбы в северных реках - это весьма сомнительный процесс.
Трижды в неделю сюда приходит пригородный поезд из Архангельска. И четырежды в неделю тут отмечается поезд из Архангельска с не самым удобным отправлением со ст. Карпогоры и прибытием в Архангельск очень рано утром. У электрички там всё как-то получше, хотя тоже не very good.
Здесь 6 путей в районе вокзала, одна, но достаточно длинная платформа. На пять вагонов точно хватит. Посмотрел сейчас - именно столько их в декабре в составе поезда №365/366 Архангельск-Карпогоры (1 купе, 3 плацкарта и 1 сидячий)
Келарева Горка
Ну с Горкой всё понятно. А теперь немного про Келарева. Как ни странно, но словари предлагают искать корни этого слова в греческом языке. Там келарь - это монах, который ведал хозяйством монастыря. Вот и есть версия, что он проживал здесь. Вот только никакого монастыря там в округе вроде бы и нет. Часовня только небольшая. В источнике указывается Антониево-Сийский монастырь, но он, мягко говоря, вообще не в этом месте. Хотя, возможно, что поселился здесь некий бывший келарь.
Здесь 6 путей, одна совсем небольшая платформа.
А вот само здание станции - симпатичное.
Проживает здесь вроде бы буквально 2 человека постоянного населения. Но остановку делает несколько поездов и одна пара пригородных. Последний - это Кулой - Коноша. А вот ПДС:
- Архангельск-Микунь;
- Архангельск-Котлас;
- Воркута-Санкт-Петербург;
- Сыктывкар-Санкт-Петербург;
- Лабытнанги-Санкт-Петербург.
Коноша
Легенда про эти места широко известна. "Вот вам конь, вот вам - ноша". Вместе и получается Коноша ) Заглядывали мы сюда множество раз. Важнейшая узловая станция для европейского севера нашей страны! Ежедневно здесь делают остановку десятки поездов. И отсюда же расходятся несколько пригородных, у которых здесь конечная.
Здесь пара длинных платформ, у первой из них от вокзала часовня в честь Николая Чудотворца. Ну а количество путей больше 10 с путепроводом через них с северной стороны.
Костринский Ручей
Тут вообще всё зашифровано. Но очень маловероятно, что название произошло от костра. Скорее всего, это от кострики - жесткой части стебля льна. Здесь делают остановку только пригородные поезда на линии Обозерская - Онега / Малошуйка.
Мне вот такие сооружения уже в который раз попадаются в Архангельской области. Типовое здание барачного типа с несколькими дверями по фасаду. Видимо, здание станции сочетает в себе еще и здание склада с несколькими разными материально-ответственными людьми.
По путевому хозяйству - стандартный разъезд из трёх путей:
Костылёво
Ну и последняя на сегодня - Костылёво. Участок Вельск - Котлас. Рядом еще и поселок Костылёво, и деревня Костылёво. Никакого отношения к железнодорожному костылю это не имеет. Однозначной версии о происхождении названия тоже нет, но, скорее всего, это либо от фамилии Костылёв, либо от прозвища "Костыль". Но так или иначе в любом случае связано с человеком.
Останавливаются здесь практически все (если не вообще все) поезда, которые следуют на Котлас и далее со стороны Вельска, включая фирменные поезда "Полярная стрела" и "Воркута". И в очередной раз пара пар пригородных утром и вечером.
В районе вокзала всего 1 платформа и 6-8 путей:
Вот и остались позади еще 6 названий. И это сколько я еще стандартных пропустил. Кто возглавит топ из этой партии?! Наверное, всё-таки Исакогорка.
Спасибо, что следите за каналом!