Москвич Михаил Кренделев посидел в кафе со знакомой из интернета, которую видел первый раз в жизни и заплатил за это 12 тысяч рублей. Кафе - дешевка, на встречу пришла вообще не та девушка, которая была на фотке в интернете, а баснословный чек он оплатил за бокал шампанского "Veuve Clicquot" (6,1 тыс.), сырную нарезку (3,8 тыс.), увядший салат "Цезарь" (1,2 тыс.) и стакан яблочного сока. Причем все, кроме сока, заказала его подружка, а шапанское было бутафорским.
Консуматорши в деле
Если вы оказались в подобной ситуации - поздравляю - вы стали жертвой консуматорши! Это женщина, которая завлекает наивных мужчин в определенное заведение, где им приносят счета с ценами, как в самых дорогих ресторанах центра Москвы.
Михаилу еще повезло. Как раз в тот момент, когда он собирался оплатить чек, в завдеение ворвалась полиция. Оказалось, это кафе - популярное место, где работают консуматорши.
В последние месяцы новости о рейдах и задержанных "консуматоршах" появляются почти каждую неделю. Но после ухода полиции такие заведения часто продолжают функционировать, а временно отсутствующих девушек заменяют другие.
По мнению специалистов, в Москве и ближайшем Подмосковье одновременно могут работать до 15 подобных мест. Ими управляют не менее пяти преступных групп.
Сплошной развод
По словам активиста Владислава Осипова, нечестные заведения подобного рода могут получать прибыль до полутора миллионов рублей в день, обманывая доверчивых посетителей.
Он, уже полгода активно борется с консуматорскими кафе. Он организует подставные визиты, просит знакомых фиксировать происходящее на камеру, а затем обращается в полицию. Благодаря его заявлениям было открыто несколько уголовных дел. По словам москвича, в эту борьбу он вступил после неприятного опыта в кафе, куда его заманила знакомая с сайта знакомств.
-Это произошло в районе Царицыно, – рассказывает Осипов. - Признаться, я сразу понял, что меня пытаются обмануть. Дело в том, что на фотографии в анкете была брюнетка, а на встречу пришла блондинка. Я подумал, может быть, фото устарело или она перекрасилась. Но нет, это была совершенно другая девушка. Тогда я еще не понимал, в чем заключается обман, поэтому решил посмотреть, что будет дальше.
В итоге ему принесли счет на 10 тысяч рублей за салат и напиток. Он устроил скандал, обратился в СМИ и рассказал об этом в соцсетях. После этого с ним связались другие мужчины, пострадавшие от подобных схем. Углубившись в эту тему, Осипов изучил все детали этого бизнеса. Он рассказывает о том, как это работает:
- Заявки принимает так называемый оператор. Часто это подростки, которых нанимают через Telegram. Их задача - создать фейковую анкету, используя фотографии случайной девушки из интернета, и вести переписку от ее имени. Если клиент согласен на встречу, оператор сообщает об этом куратору. Куратор, зная время прибытия клиента в кафе, связывается с девушкой, похожей на ту, что на фотографии. Но иногда сходства нет вообще. Как в моем случае.
По словам Владислава, во многих подобных местах даже нормальной кухни нет. В их скудном меню предлагаются сырные или мясные ассорти, составленные из самых дешевых магазинных продуктов.
Но основной способ обмана – это шампанское "Вдова Клико", около 6000 рублей за бокал. Девушка, общаясь с клиентом, непринужденно заказывает его 5-6 раз. Таким образом, только за один напиток в чеке набирается 30 тысяч.
Но настоящее ли это шампанское? Конечно, нет. Даже саму бутылку "Вдовы Клико" не покажут. Напиток подается в бокале. Обычно это яблочный сок или разбавленное игистое - консуматорша окучивает за вечер по 5 парней, она должна быть в форме и не может напиваться.
Просто бизнес
Консуматорские" заведения делятся на два типа. Одни создаются и контролируются владельцами преступных групп. Другие - кураторы с опытом, которые предлагают сотрудничество убыточным заведениям. Обещают новых клиентов и прибыль с накруток.
Вы в зоне риска, если:
1. Познакомились с девушкой на сайте знакомств, она сама предложила место для встречи и наотрез отказывается пойти в заведение, которое предлагаете вы.
2. Кафе, куда вам предложено идти, отсутствует на интернет-картах.
3. На встречу приходит совсем другая девушка.
4. На меню, которое вам принесли, указано название другого заведения. 5. Оплатить чек (на котором даже не указано юрлицо!) вам предлагают только с помощью перевода или наличными. Терминалов для оплаты у подобных заведений, разумеется, нет.
Как делится доход?
15% от чека берет оператор, завербовавший клиента. 10% - куратор. 25% - девушка. Остальное забирает заведение. А если зайдет обычный посетитель?
Охрана при входе пропускает мужчин только в сопровождении "своих" девушек. Посторонним говорят, что мест нет. Такие места даже не отмечены на Яндекс.Картах.
В зале одновременно с клиентами могут работать 10-15 девушек.
Сколько девушек работает в зале одновременно?
Если обманутые клиенты пишут заявления, возбуждаются дела по статье о мошенничестве. Но организаторы обычно избегают наказания. Некоторые группы зарабатывают так годами, лишь меняя точки дислокации.
«Ты же мужчина - не позорься!»
По словам Осипова, самое страшное, что в этот бизнес оказываются втянуты и несовершеннолетние.
- Во время одного из рейдов с журналистами и полицией девушке, которая сидела за столом с подставным клиентом, оказалось всего 15 лет. Выглядела она намного старше. Но когда стали разбираться, - она в девятом классе учится! Вызвали инспектора по делам несовершеннолетних, отцу девочки звонили…
Самое интересное, что даже после такого заведение под названием «Мелисса» в Химках, где все это происходило, проработало еще несколько недель. Только после еще одного рейда с участием СМИ владельцы быстренько демонтировали вывеску и смылись. По прикидкам Осипова, только за минувший летний сезон через «консуматорские» кафе прошло не меньше тысячи обманутых клиентов. Просто далеко не все идут потом жаловаться в полицию. Кто-то хочет сохранить это «свидание» втайне от второй половинки. Кому-то стыдно признаться, что его «развели, как лоха». Кто-то просто боится.
К чести сказать, несговорчивых клиентов не трогают. Разрешено только моральное давление. Ведь если человек потом побежит в полицию, сняв перед этим побои, помимо «Мошенничества» добавят и статью «Вымогательство». Поэтому «должника» просто окружают несколько бородатых ребят, которые довольно активно начинают ему объяснять: «Но ты же сам это заказывал!» А девушка им подыгрывает: «Ну ты же мужчина! Не позорься… Ты же сам меня позвал». Чаще всего жертвами становятся неуверенные в себе люди.
На одного так надавили, что он через телефон оформил кредитную карту и оплатил 50 тысяч рублей. Другой случай был в Митино - взрослый мужчина «посидел» с девушкой на 100 тысяч рублей. На карте у него было только 60 тысяч. Он отдал их, а на следующий день к нему приезжал человек из кафе, чтобы забрать оставшиеся 40 тысяч. Я бы советовал в подобных ситуациях вызывать полицию и снимать все происходящее на видео.
«Конспиративный сленг»
Владиславу Осипову удалось попасть в чат одной из «консуматорских» групп, где общаются по работе операторы. Хозяин там прописывает для подчиненных четкие алгоритмы действий. А еще у мошенников есть собственный сленг. Вот некоторые термины из рабочего «словарика»:
Стол - мужчина с сайта знакомств.
Промо - девушка, которая встречается со столом и разводит его на большой чек.
Анкета - информация о столе и девушке из переписки, которую промо получает перед встречей с клиентом.
Парка - стол, который приезжает с другом. Их должны встретить 2 промо. Банкет - стол привозит с собой сразу двоих друзей. Их встречают 3 промо. Метис - стол, во внешности которого чувствуется кровь разных национальностей. Национальность должны еще в процессе общения выяснять операторы. С кавказцами, например, мошенники предпочитают вообще не связываться.
Качать - так называют процесс, когда сотрудники кафе заставляют стола оплатить чек.
По материалам КП.