Почему собаке должно быть интересно, если у нее ничего не получается?.. Низкий процент успеха - большая ошибка в обучении собаки. Если ты все время недоволен ее действиями, она не будет любить учиться. И не будет хотеть взаимодействовать с тобой.
Про угасание дофаминовой системы
Представь, что ты решил научиться играть на гитаре. Первые ноты кривые, пальцы путаются, звук — как будто кот страдает от философского кризиса. А рядом — человек, который на каждую твою ошибку морщится, вздыхает и говорит: "Ну что это? Сколько можно… Неправильно!" Как долго ты продержишься, прежде чем начнёшь искать повод «забыть» про гитару? Вот ровно так чувствует себя собака, у которой процент успеха в тренировке постоянно низкий.
Многие тренеры и владельцы собак совершают одну и ту же стратегическую ошибку: они слишком быстро повышают требования, а успеха — кот наплакал. Каждая вторая команда заканчивается либо «ой», либо недовольным молчанием. Собака всегда виновата, даже если старалась. Но победа — это топливо обучения. Чем больше маленьких побед — тем больше у собаки желания учиться. Поверь, они понимают, получилось у них или нет. Победители они сейчас или лузеры.
Ведь обучение — это не просто «команда — выполнение — награда». Это нейрохимия. Когда собака делает что-то правильно и получает вознаграждение, у неё выбрасывается дофамин — гормон удовольствия и мотивации.
А теперь представь, что получается у неё 1 раз из 10. Весь остальной тренировочный сеанс — мимо. Дофаминовая система гаснет. У собаки исчезает азарт, энтузиазм, а потом и готовность пробовать. В ее мозгу формируется четкая связь: "Мои действия = отсутствие удовольствия / дискомфорт". Это прямой путь к выученной беспомощности - состоянию, когда животное перестает предпринимать любые активные действия, потому что считает, что от них ничего не зависит, шансов, что получится, почти нет. Пес буквально впадает в депрессию - становится пассивным, апатичным и просто перестает предлагать всякое поведение.
Это, кстати, и на ваших отношениях сказывается. Если при обучении ты раздражён, недоволен, постоянно критикуешь — собака не будет ассоциировать занятия с удовольствием. У нее сформируется паттерн: «С ним я чувствую себя неуверенно». И вот уже неважно, что ты даёшь ей кусочек за правильное действие — если весь процесс окрашен в негатив, собака не хочет участвовать в нём добровольно.
Математика успеха
В хорошей тренировке процент успеха должен быть высоким — 80% и выше. Да, не 30, не 50. А именно 80%. Это та планка, при которой у собаки формируется устойчивая мотивация и уверенность в своих действиях. Хорошие тренеры строят обучение так, чтобы:
- упражнения были посильны на данном этапе;
- ошибки не сыпались, как конфетти;
- собака чаще слышала “да”, чем “нет”.
Чем больше успехов, тем быстрее мозг собаки закрепляет поведение.
Представь обучение в виде лестницы. Если перекладинки находятся недалеко друг от друга, двигаться по ним легко. А если они слишком далеко, у тебя может не быть шанса дотянуться даже до первой.
Если шанса нет, будешь ли ты предпринимать бесконечные попытки? Ответ очевиден. Это мы плавно подошли к следующему разделу.
Почему пес становится неудачником?
Обычно вины собаки в том, что у нее что-то не получается, нет... Удивлен? Но на самом деле это так. Ответственность за неудачу лежит на хозяине. Давай вспомним правило трех П (в оригинале трех Х) Варвары Большаковой на эту тему: "У собаки не получается, потому что Плохо замотивировал, Плохо объяснил, Плохо себя чувствует". Понимаешь?
Чтобы повысить процент успеха, тебе всего лишь нужно разобраться с этими тремя П.
1. Поднимай мотивации, пищевую и игровую. Собака будет больше хотеть получить твой ресурс, сильнее стараться, качество будет расти (конечно, важно не разгонять собаку до состояния " мячик головного мозга", помни о мере и балансе во всем).
2. Объясняй так, чтобы собака смогла выполнить задачу. Задача должна быть посильной. Усложняй ее постепенно, только после того, как предыдущий этап усвоен не менее чем на 85% (это как раз про процент успеха - количество удачных выполнений). Усложнишься преждевременно - обрушишь этот процент. Не убирай помощь и подсказки резко. Дроби сложные задачи на маленькие элементы. Будь понятным и последовательным. Изучи основные принципы и этапы обучения. Помнишь, мы их уже разбирали:
Заканчивай всегда на успехе, на пике и самом удачном варианте. Так собака будет помнить именно это ощущение.
3. Убедись, что со здоровьем все в порядке.
4. И помни о важнейшем правиле трех ошибок:
Но! Это не значит, что нужно искусственно радоваться даже кривому исполнению, лишь бы собака была успешной. Не передергивай.
Сначала "накачиваем" успех, потом учим справляться с ошибками. Когда собака имеет 90% успеха в обучении, ее мозг получает запас прочности: "Обычно у меня получается, сейчас просто не мой день/сложная обстановка". Если же она постоянно сталкивается с провалами, любая новая сложность (громкий звук, другая собака) мгновенно сбивает ее, и она сразу переходит в режим избегания или стресса.
Хорошее обучение — это не про то, сколько раз собака ошиблась. Это про то, сколько раз она почувствовала себя умной и успешной рядом с тобой. Дай собаке возможность побеждать. Часто. Ярко. По-настоящему. Хороший тренинг пахнет азартом.
А о том, как выстроить процесс обучения максимально правильно, ты можешь узнать в моем Авторском курсе:
Больше коротких полезных советов - в нашем ТГ-канале: t.me/barbos42
***
Подписывайся! У меня полезно! А при желании можешь отблагодарить донатом))
Ирина Соловьева — дипломированный кинолог, инструктор-дрессировщик, руководитель дог-центра "Барбосыч", член Федерации спортивно-прикладного собаководства Кемеровской области, хозяйка двух овчаров и автор этого блога, где каждый получит максимум практической, полезной, работающей информации.
Самые полезные практические упражнения и алгоритмы - в Премиум-подписке. Если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши, и я расскажу все, что тебе будет нужно!