К ним относятся отсутствие четких правил передачи активов от Федеральной службы судебных приставов в Росимущество и длительные сроки регистрации права федеральной собственности
МОСКВА, 29 октября. /ТАСС/. В России в хозяйственный оборот вовлечено менее 8% конфискованного коррупционного имущества, говорится в отчете Счетной палаты по итогам проверки эффективности управления конфискованным имуществом.
По данным ведомства, на 1 июля 2025 года в доход государства обрали почти 9 тыс. объектов недвижимости стоимостью более 113 млрд рублей. Однако из них с 2021 года приватизировали только 240 объектов (менее 4%), а с 2023 года в аренду передали 224 объекта (также около 4%). Федеральный бюджет получил от приватизации 3,2 млрд рублей, а от аренды - 832 млн рублей.
Счетная палата отметила проблемы, мешающие эффективному использованию этого имущества. К ним относятся отсутствие четко сформулированных правил передачи активов от Федеральной службы судебных приставов в Росимущество и длительные сроки регистрации права федеральной собственности. У Росимущества также нет единой практики приема, учета в российской казне и регистрации права федеральной собственности на коррупционное имущество. Следствием этого является риск утраты этого имущества.
Счетная палата отметила еще одну проблему, связанную с длительными сроками госрегистрации права собственности на имущество. Регистрация в среднем занимает от 1,5 года до 2 лет. В основном это обусловлено длительным снятием запретов и арестов, наложенных на имущество судебными органами. "В результате это увеличивает срок вовлечения имущества в оборот в среднем на 1-1,5 года", - отметил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. Он добавил, что на 1 августа 2025 года право федеральной собственности не было зарегистрировано на 404 объектах, стоящих 1,1 млрд рублей.
Среди законодательных барьеров есть также нормативно установленные ограничения на приватизацию коррупционного имущества. В частности, законодательно запрещена продажа на торгах конфискованных земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий (сооружений). Из-за этого в Московской области с 2020 года не смогли реализовать более 2 тыс. земельных участков площадью 581,3 га, совокупная кадарстровая стоимость которых составляет более 2,7 млрд рублей.
Также из-за действующих ограничений на продажу конфискованных жилых помещений (в части стоимости и способа приватизации) не удалось реализовать 296 объектов имущества (квартир, жилых домов и коттеджей) совокупной кадастровой стоимостью 2,3 млрд рублей, обращенных в доход государства, но не востребованных для нужд страны. При этом некоторые объекты не используются с 2019 года и теряют инвестиционную привлекательность.
Батуркин рассказал, что для устранения этих барьеров СП предложила правительству внести изменения в Закон о приватизации, а также снять ограничения на продажу жилых помещений и земельных участков, которые относятся к коррупционному имуществу.