В истории хватает автомобилей, получивших в своё время революционные технологии или опции. Далеко не все из них сейчас знакомы широкой аудитории. К таковым можно отнести и двухдверное купе Honda Prelude, выпуск которого прекратили более 20 лет назад. Сегодня редакция av.by расскажет об одном из сохранившихся экземпляров, а также узнает у владельца авто, во что ему обходится содержание японского «янгтаймера».
«Когда распиливал „донора“, понял, что это мой первый Prelude из нулевых»
Итак, хозяина Honda Prelude третьего поколения зовут Егор. Мужчина владеет «двухдверкой» выпуска 1990 года уже несколько лет, хотя с самóй моделью лично знаком давно.
— У меня была такая машина ещё в 2008 году, причём в похожей комплектации. Так уж вышло, что случилось ДТП, а восстановление не представлялось возможным: сыскать запчасти на Prelude в те времена считалось большой удачей. Собственно, то купе я продал. Однако в 2021-м меня заела ностальгия, — вспоминает Егор. — В объявлениях попался «убитый» экземпляр, покупку которого я обдумывал около полугода. Признаюсь, по состоянию он подходил больше на роль «донора». Около года мучился, разбирал и копил запчасти. Когда машину уже взяли в работу, мне достаточно однозначно ответили, что восстанавливать почти нечего и «живого» металла не осталось. Что делать? Снова искать.
— И вот в этот момент в продаже появился уже данный Honda Prelude. На него я натыкался ещё в 2020-м, однако не успел купить. К моменту очередного появления в продаже «Хонда» была уже в чуть более печальном состоянии, но оставалась по-прежнему «живой». Во многом благодаря тому, что прошлые хозяева делали её старательно и с любовью.
Собственно, все предыдущие машины были распилены на запчасти и стали «донорами».
— Самое ироничное знаете что? — загадочно вопрошает мужчина. — Та машина, которую я покупал для восстановления, а впоследствии распилил как «донора», оказалась моим первым автомобилем. Тем самым Honda Prelude из нулевых! В итоге бóльшая часть того купе была установлена в нынешний «Прелюд». Знаете, это не лишено некой сентиментальности. Даже старый ДКП нашёл в папке с документами.
— Почему именно «Прелюд»?
— Всё-таки в первую очередь это было связано с ностальгией. К своей первой машине питаю тёплые чувства. В качестве второго автомобиля в семье (авто для души) видел именно данную модель. Основной личный транспорт — Skoda Kodiaq, эдакий прагматичный и вместительный «сарай». Prelude — автомобиль иного характера.
Мы с другом как-то ездили посмотреть на классическую Mazda 929: она вроде симпатичная, но чего-то ей недостаёт. А вот Prelude хорош и визуально, и технически.
— Не все Honda Prelude комплектовали полноуправляемым шасси. Для вас это было принципиальной опцией?
— Да, система 4WS меня сильно интересовала. Я бы назвал опцию ключевой для себя в этом автомобиле. Купе с ней «прикольно» управляется: развороты в узких дворах — чудо чудное. На трассе при лёгком повороте руля колёса обеих осей крутятся в одну сторону. Получается так называемый крабовый ход — смещение по траектории, но на высокой скорости.
Honda Prelude, который остался непонятым в прошлом веке
Японская компания Honda в 1978 году представила спортивное купе среднего класса, названное Prelude. Двухдверный автомобиль продержался на конвейере до 2001 года, «прожив» пять поколений. За всё время производства его концепция не менялась: машину оснащали передним приводом и только четырёхцилиндровыми двигателями.
Шасси первенца разрабатывали на основе «Аккорда», однако сам кузов сделали более низким, применив тип, который называется «монокок» и подразумевает жёсткую конструкцию всех стоек крыши.
В третьем поколении Honda Prelude (1987—1991) получил ряд технических и стилистических доработок. Так, к примеру, фасадную часть оборудовали выдвижными фарами. Наибольшие изменения коснулись ходовой части автомобиля. Подвеска представлена двойными поперечными рычагами спереди и сзади.
Именно на «третьем» Prelude (с подачи инженеров) Honda впервые в мире применили систему 4WS (4-Wheel Steering). Проще говоря, полноуправляемое шасси, где поворачиваются все четыре колеса. Задачи очевидные — повышение манёвренности, улучшение «драйверских» качеств купе и безопасности вождения.
Японские инженеры начали разработку системы ещё в 1977-м, а уже спустя год бренд подал заявку на патент. К практическим испытаниям компания приступила в 1981 году, когда был создан тестовый автомобиль с шасси, представленным двумя половинками рулевого механизма Honda Accord (I).
Источник: global.honda
На протяжении периода разработки инженеры рассматривали разные способы реализации идеи, но в итоге остановились на более простом решении — применении датчика угла поворота руля.
Кратко работу 4WS можно объяснить так: при малых углах поворота руля задние колёса смотрят в том же направлении, что и передние. При больших углах — в противоположном относительно передней оси. Система улучшила возможности купе в поворотах и уменьшила радиус разворота (4,8 метра против 5,3 у обычной версии).
Источник: global.honda
Вдобавок купе Honda Prelude считалось одним из самых безопасных авто своей эпохи. В конструкции кузова третьего поколения начали использовать больше высокопрочных сталей. В итоге стойки крыши получились настолько тонкими, что стал обеспечен круговой обзор на 326 градусов. При этом сопротивление кузова кручению увеличилось на 40, а изгибу — на 30%.
Несмотря на любопытные технические решения, силовые агрегаты Honda Prelude третьего поколения достаточно обычные. Это двухлитровые бензиновые двигатели DOHC или SOHC — с двумя или одним распредвалами. Хотя модификаций ДВС значительно больше (в зависимости от рынка реализации). Моторы агрегатировали механической «пятиступкой» или 4-ступенчатым «автоматом».
«Один задний фонарь обошёлся в $400, а их нужно два!»
— В каком состоянии был нынешний Prelude?
— Конечно, по сравнению с его первым появлением в продаже, кое-какие нюансы «повылезали». Тем не менее состояние авто можно было назвать неплохим. От меня потребовались реставрация топливного бака, полное обслуживание двигателя и его переуплотнение. В том, что касается моторов, Honda полностью оправдывает звание надёжного производителя.
— В голове была дурная затея поставить сюда 2,2-литровый двигатель вместо «двушки». Стóят ли затраты лишних 15 лошадиных сил? Машина была «гонкой» в годы, когда её создавали, но сейчас модель хороша другим — внешним видом и атмосферой.
— Салон Prelude был с обивкой из кожзаменителя, но я решил установить велюровый. В этом году вновь переваривал кузов: вернул практически в заводской вид задние колёсные арки. Их прошлые хозяева расширяли. Плюс варили не слишком аккуратно, накладывая слой на слой. Кузовные работы завершили к сентябрю, потому в этом сезоне толком поездить не успел.
— Отыскал оригинальные фонари (кошмарная редкость для этой модели), а также спойлер. Я заказывал из Японии комплект задних фар ещё в 2021-м. Спустя несколько месяцев начались сложности с логистикой, как вы помните. Изначальная стоимость одного фонаря — 100 долларов, однако вместе с витиеватым маршрутом доставки — все $400. А их нужно было два!
— Спойлер — это сборная солянка. Изначально покупал у ребят поломанный, с разбитым повторителем стоп-сигнала. Фонарик нашёл в схожем спойлере от Honda Accord.
— Каждый год борюсь с желанием оборудовать «Хонду» кондиционером, который у меня лежит в гараже. Зная, что придётся разобрать полмашины для установки, постоянно себя одёргиваю. Мол, неужели мне легко живётся? — смеётся мужчина. — Хочется, но постоянно бью себя по рукам.
— Как обстоит ситуация с запчастями? Тех же Honda Accord схожего возраста, с которыми некоторые детали взаимозаменяемы, тоже сохранилось немного.
— Для меня это машина выходного дня. Езжу на ней редко. Отчасти потому в подвеску особо не «залезал», хотя с наличием комплектующих для ходовой есть проблемы. Элементы тормозной системы пока доступны.
— Рулевые тяги и наконечники, особенно задние, также находятся с большим трудом. Купить их — как увидеть единорога. Мне повезло в прошлом году приобрести себе один комплект тяг из США по цене $100 за штуку. Передние подходят на заднюю ось, если переточить на них резьбу.
«Найти запчасть — как единорога увидеть. Потому в гараже два „донора“»
— Самые редкие позиции для рестайлинга третьего поколения — выдвижные передние фары, задние фонари, молдинги, спойлер, «противотуманки» и пластиковые накладки на фары. Удивительно, но руль тоже, считай, относится к эксклюзиву.
— В основном невзаимозаменяемых запчастей для Prelude или нет, или они чертовски дорогие. Меня спасают два «донора», хранящиеся в арендованном под них гараже. Всё аккуратно уложено на стеллажи. Кто бы мне ответил, зачем я их храню в таком количестве…
Как только в продаже появляется запчасть, сразу приобретаю. Даже знакомые и ремонтники мне оперативно присылают объявления, мол, хорошее предложение за копейки.
— У вас машина сейчас выставлена на продажу. Есть ли интерес? Насколько я знаю, фанаты марки охотятся за версиями 4WS.
— Есть масса желающих купить за 3 500—5 000 долларов. Признаюсь, не знаю, что интересного возможно взять взамен за такую сумму. Более подвижный рынок для «янгтаймеров» в соседней России. У меня большого желания продавать машину нет — это скорее пассивный процесс. Вдобавок в РФ немало праворульных Prelude с 4WS. Там значительно проще отыскать переднюю рейку под полноуправляемое шасси.
— С Prelude я испытываю весь диапазон эмоций: от лютой ненависти и до большой любви. Нужно понимать, что это старый автомобиль, в котором постоянно что-то будет ломаться или просто дурить голову. К примеру, в прошлом году начали «плавать» холостые обороты. Искали проблему глубоко, а крылась она в датчике температуры, который меняется за 15 минут.
Удивительно, но подъёмный механизм фар ни разу не выходил из строя. Хотя у меня, конечно же, лежит ещё один про запас! Как без этого… Если мне станет совсем скучно, думаю, смогу собрать аналогичный Honda Prelude из накопленных запчастей.
— Обычно те, у кого есть или была машина выходного дня, со временем возвращаются к этому опыту. Что будет, если Honda Prelude всё-таки купят?
— У меня сейчас ещё два проекта, работа над которыми идёт криминально медленно. Речь о купе Nissan 300ZX 1983 года, а также о почти готовом Subaru Libero.
— Проще говоря, вы запаслись и запчастями с «доноров», и проектами наперёд!
— Да, моя история на «Прелюд» однозначно не закончится. И почему-то так повелось, что любовь через годы несу именно к «японцам». Думаю, впереди меня ждёт много интересных автомобилей, — с огоньком в глазах завершает Егор.
Ну а мы напоминаем, что в нашем разделе «Запчасти» вы всегда сможете найти и подобрать только реальные детали, будь то кузовщина, элементы подвески или электронные блоки управления. Заглядывайте к нам почаще — у нас собрано уже более 5 млн позиций от продавцов!
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.