Найти в Дзене
Парадная гостья

Где? На Большой Монетной: куда привело расследование в поисках печи в стиле романтизма

Доходный дом Бороздкина находится чуть поодаль от Каменноостровского проспекта – одной из главных артерий Петроградского района. На скромной (но богатой на архитектуру) Большой Монетной улице. Из-за этого не все до него доходят, не все обращают внимание. В их числе была и я – до этой осени. К встрече с домом меня привело затяжное расследование. Длилось оно больше года. Нашла фотографию красивой печи. Узнала, в каком районе она спрятана. Но точных паролей и явок не было. Как всегда – все решил случай. Спустя долгие месяцы моих душевных терзаний наткнулась на пост любителя архитектуры. С ней родимой. И с адресом. Был выходной, поэтому, не долго думая, схватила телефон, ключи-вездеходы и вылетела из квартиры. Так я и встретилась с домом Ивана Бороздкина – подрядчика строительных работ и старосты Адмиралтейского собора святого Спиридония. Это был далеко не единственный его дом в Петербурге. Самым известным считают здание в переулке Нестерова. Наш же оказался в тени «брата». Читала, что Ив

Доходный дом Бороздкина находится чуть поодаль от Каменноостровского проспекта – одной из главных артерий Петроградского района. На скромной (но богатой на архитектуру) Большой Монетной улице. Из-за этого не все до него доходят, не все обращают внимание. В их числе была и я – до этой осени.

К встрече с домом меня привело затяжное расследование. Длилось оно больше года. Нашла фотографию красивой печи. Узнала, в каком районе она спрятана. Но точных паролей и явок не было.

Как всегда – все решил случай. Спустя долгие месяцы моих душевных терзаний наткнулась на пост любителя архитектуры. С ней родимой. И с адресом.

Был выходной, поэтому, не долго думая, схватила телефон, ключи-вездеходы и вылетела из квартиры.

Так я и встретилась с домом Ивана Бороздкина – подрядчика строительных работ и старосты Адмиралтейского собора святого Спиридония. Это был далеко не единственный его дом в Петербурге. Самым известным считают здание в переулке Нестерова. Наш же оказался в тени «брата».

Читала, что Иван Николаевич, пользуясь служебным положением, довольно часто строил дома, но практически сразу их продавал. Будем считать действовал так же, как сейчас люди покупающие квартиры на этапе котлована.

Этот дом он заказал архитектору Анатолию Ковшарову. В модном тогда стиле – модерн.

С фасада внутрь здания ведут две парадные. В левой печь тоже есть, но довольно в печальном состоянии. В правой затаилась ее сестра. И надо признать, ее судьба сложилась куда лучше. Именно ее фотография и попала некогда мне в руки.

Как сообщает Citywalls, это печь в стиле финского романтизма была выполнена по проекту финского художника, дизайнера печей для Ракколаниокского гончарного завода, архитектора города Выборга Пааво Уотила.

Печь – не единственная изюминка этого места. Однако вторую достопримечательность заметить не так просто. Это витражи. Но не яркие изображения на окнах, а фактурное стекло.

«Все стекла одинаковой фактуры, соответствует рисунку «Granit» из каталогов зарубежных производителей фактурного стекла. Степень сохранности исторического остекления различается на этажах», – отметили авторы проекта «Витражи Петербурга».

Признаться, не фанат таких витражей. Долгое время даже считала, что это советское изобретение.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Наверняка со мной не согласится инженер Борис Буткевич, который жил в этом доме с 1916 по 1917 год. К сожалению, проектов в Петербурге у него немного. Нашла только один дом – на 10-й линии Васильевского острова (под номером 45а).

Исторические двери сохранились на некоторых этажах. Фото: Парадная гостья
Исторические двери сохранились на некоторых этажах. Фото: Парадная гостья

Как жильцы прошлого, так и настоящего могут добавить в мой рассказ, что много интересных печей скрывается и в квартирах. Например, на том же Citywalls рассказывают, что в одном из них можно найти легендарную модель №162 завода «Або».

В народе ее называют «Печь с шишками». Мы встречали ее в одном из отелей на набережной Фонтанки. Эта модель разработана архитектурным бюро Уско Нюстрем-Петрелиус-Пенттиля.

Жильцы этого дома умеют креативно делать замечания. Фото: Парадная гостья
Жильцы этого дома умеют креативно делать замечания. Фото: Парадная гостья

Есть и другие печи. Это видно из актуального сообщения на сайте бесплатных объявлений. Однако приобрести квартиру с ними стоит около 20 миллионов (и то – читала комментарии пользователей, говорят, там еще много подводных камней). Не мне судить – у меня и миллиона нет.

При этом дом давно требует ремонта. Это выяснили еще в 2015 году. Тогда в квартире дома Бороздкина обрушилась штукатурка и травмировала пенсионерку. Спасатели простучали потолок и постановили, что состояние некоторых частей здания аварийное, сообщала «Карповка».

Это видно и по заплаткам на эркерах фасада. Немного обидно, ведь здание в 2001 году КГИОП включил в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

📍Адрес: Большая Монетная улица, 3

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы увидеть больше интересных лестниц Петербурга!

Поддержать мой проект можно здесь. Буду вам очень благодарна!

На Большой Монетной улице находится еще много интересных зданий. Например – доходный дом Рожкова с цветочными витражами над дверью и печью.