Найти в Дзене

ДИСКОГРАФИИ: Helloween. «Keeper of the Seven Keys – Legacy» (2005). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин Жанр: power metal Страна: Германия Лейбл: Nuclear Blast Records Дата выхода: 28 октября 2005 Забытому в своём царстве теней, Навеки изгнанному одной лишь силой мысли, Владыке Зла было дано имя и место у седьмого моря, Пристанище седьмого ключа. Кто предал нас? Думаю, ты знаешь… Не одно имя можно назвать. Теперь тот, у кого много имён, ищет того единственного, Кто достаточно силён, чтобы быть его земным слугой и помощником. Обещаниями он его заманит, сделает королём, Марионеткой на 1000 лет… © Helloween, «The King for a 1000 Years» По всей видимости, третья часть эпохального «Хранителя семи ключей» просто обязана была появиться. По негласным законам фантастических и фэнтези-произведений, каждая подобная эпопея должна быть трилогией. Ну а если отбросить весь пафос, то лонгплей «Keeper of the Seven Keys — Legacy» возник достаточно спонтанно, но при этом сыграл свою символическую роль. После того как «Кролик» эффектно появился из шляпы, будущее Helloween виделось исклю

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: power metal

Страна: Германия

Лейбл: Nuclear Blast Records

Дата выхода: 28 октября 2005

Забытому в своём царстве теней,

Навеки изгнанному одной лишь силой мысли,

Владыке Зла было дано имя и место у седьмого моря,

Пристанище седьмого ключа.

Кто предал нас? Думаю, ты знаешь…

Не одно имя можно назвать.

Теперь тот, у кого много имён, ищет того единственного,

Кто достаточно силён, чтобы быть его земным слугой и помощником.

Обещаниями он его заманит, сделает королём,

Марионеткой на 1000 лет…

© Helloween, «The King for a 1000 Years»

По всей видимости, третья часть эпохального «Хранителя семи ключей» просто обязана была появиться. По негласным законам фантастических и фэнтези-произведений, каждая подобная эпопея должна быть трилогией. Ну а если отбросить весь пафос, то лонгплей «Keeper of the Seven Keys — Legacy» возник достаточно спонтанно, но при этом сыграл свою символическую роль.

После того как «Кролик» эффектно появился из шляпы, будущее Helloween виделось исключительно в позитивном свете. «Тыквоголовые» наглядно показали, что и в новом тысячелетии они остаются вполне дееспособной боевой единицей, а вливание в состав молодого и энергичного Саши Герстнера пошло группе только на пользу. Helloween также решили проблему с отсутствием постоянного барабанщика — на этот пост заступил Даниэль «Дани» Лёбле (Rawhead Rexx, Blaze Bayley), который и по сей день пребывает в составе.

Предпосылки к созданию третьей части появились достаточно невинно. По легенде, представитель японской звукозаписывающей компании как-то сообщил Михаэлю Вайкату, что безумно доволен новым составом группы. Мол, с такими сильными музыкантами вполне можно было бы записать нового «Keeper…» и… почему бы вам так и не поступить? Словом, это был настоящий вызов для Helloween, ну а приближающийся 20-летний юбилей просто не давал возможности увильнуть от этого важного мероприятия.

Безусловно, множество фэнов мечтали о продолжении канонической дилогии, желательно с приглашёнными экс-участниками. И вот их желание исполнилось, правда частично. Сами участники группы поначалу не были уверены, что данный релиз станет очередной главой истории «Хранителя». Связующим звеном стала композиция «The King for a 1000 Years», повествующая о новой эпической схватке Хранителя Семи Ключей с могущественными силами тьмы. Сочинялась она последней, а уже после сам альбом обрёл своё название.

Стоит обратить внимание и на подзаголовок «Legacy» («Наследие»), который как бы намекает, что с этим релизом не всё так просто. Разумеется, Энди Дерис, Михаэль Вайкат, Саша Герстнер, Маркус Гросскопф и Дани Лёбле понимали всю ответственность. Им предстояло создать материал, который был бы не хуже по качеству, чем оригинальный «Keeper of the Seven Keys» (1987/1988). Благо они не стали копировать классику и, хоть без мимолётных оглядок назад не обошлось, решили двигаться только вперёд, чтобы показать, что представляет собой Helloween в 2005 году.

После выхода «Keeper of the Seven Keys — Legacy» сразу же побил несколько рекордов: помимо того, что немцы выпустили альбом на двух дисках (ради более качественного звучания), он стал самым продолжительным релизом Helloween. Что касается содержимого, то его можно назвать последователем творческого вектора группы конца 1990-х, но при этом местами он смог удивить слушателя.

Так, например, в противовес старым «Хранителям» диск номер один открывает уже упомянутая нами композиция «The King for a 1000 Years», чей хронометраж — без малого четырнадцать минут (ещё один рекорд), — эпичное и амбициозное откровение, созданное при содействии практически всех участников группы. Продуманное, тонко аранжированное и последовательно выстроенное повествование, которое практически незаметно распадается на множество сегментов, а после снова собирается воедино. Здесь есть очаровательный «пролог» в сказительном стиле, с плавными напевами Энди и мягкой акустикой, предваряющий прорыв пауэр-металлической мощи с хлёсткими прогонами и зубодробительными ударными, взмывающие ввысь хоровые припевы, а также искусные смены декораций, где голос рассказчика уступает место торжественным клавишным зарисовкам, что в свою очередь разражаются буйством синхронных соло, и эффектные отступления перед монументальными катарсическими всплесками с нотками мистицизма, и отличный бравурный финал. Сыграно безукоризненно и захватывающе, что впоследствии позволило исполнять эту вещь живьём, не боясь вызвать скуку у слушателей.

Следующая тема, «The Invisible Man», принадлежит перу Герстнера и представляет собой симпатичный, зажигательный боевик, оглушающий вступительной басовой канонадой Гросскопфа, тяжёлым и резвым риффингом и отменным прилипчивым припевом в лучших традициях Helloween. Однако уже во второй части трек обретает более рваные, а после –– лирические очертания, будучи обогащен партиями пианино и одиночной гитарной «исповедью» Саши, чтобы позже вернуться к основной линии.

«Born on Judgement Day» — детище Вайката — также выполнена по всем «хеллоуиновским» стандартам: крепко сбитый пауэр-метал с клавишными подкладами и бравурным припевом, он также склонен к импровизации, что ближе к финалу выражается не только в гитарных партиях, но и в ритм-секции.

«Pleasure Drone» отличается более бодрой и искромётной подачей — сильный, звенящий вокал Энди (здесь он ещё в отличной форме), драйвовый металлической напор, легкий флёр синтетики, а также гибкие гипнотические мелодии и каскад сдвоенных соло — мощная и фактурная вещь, всецело заточенная для сценических перформансов.

Разумеется, Helloween не могли отказать себе в желании повалять дурака. На фоне уже пройденного откровенно юморная, если не дурашливая, и столь же милая и лаконичная вещь «Mrs. God» авторства Дериса подобна глотку свежего воздуха, она раскрепощает и расслабляет, заставляя забыть о глубоких социальных проблемах. Ещё одна в серии анекдотичных «тыквенных» историй в духе «Dr. Stein», «Rise and Fall» или «Perfect Gentleman», песня тем не менее исправно выполняет свою функцию — выбросить этот мотив из головы будет трудно.

Завершает же первую часть ещё один выдающийся хит — «Silent Rain», про который уже можно сказать, что это стопроцентный Helloween: безупречное сочетание притягательной, в чём-то разухабистой многослойной распевности, бронебойного напора с сокрушительной двойной бочкой Дани, отточенного гитарного шреда и выразительных мелодий без излишеств. Ещё одно доказательство, что Герстнер отменный гитарист и композитор, который умеет сочинять по-настоящему «хеллоуиновские» песни.

Диск номер два начинается, пожалуй, с самой необычной, но затягивающей пьесы «Occasion Avenue» — очень кинематографический трек, трек-мозаика, трек-комикс, где, несмотря на ностальгические сэмплы, мало что осталось от привычного нам Helloween. Невообразимое, но удивительно завораживающее сочетание балладных фрагментов и металлической брутальности в модерновом стиле, вкрадчивых вокальных линий и будоражащих «кафедральных» хоралов, глэмового сладострастия и техничной нарезки, TV-репортажей и неоклассических зарисовок с щепоткой околоджазового джема.

Энди Дерис, основной автор всего этого безобразия, так говорит об этом явлении: «”Occasion Avenue” — это песня о реинкарнации. Проспект Возможностей — своего рода синоним жизни, это огромная улица с миллионами больших и маленьких возможностей. Ты можешь найти дорогу обратно или не найти, и это означает, что ты не сможешь воплотить в своей жизни всё что хотел, и тебе придётся прожить новую жизнь и снова вернуться в самое начало Проспекта Возможностей. Так будет повторяться снова и снова».

Пьеса «Light the Universe» хоть и представляет собой вполне стандартную поп-рок-балладу с оркестровками, но в контексте «тыквенного» пауэр-метала она также производит эффект неожиданности. Конечно, в репертуаре Helloween присутствуют сильные лирические вещи, но такого ещё не было. Трогательное откровение с упоительным вокальным дуэтом Энди Дериса и Кэндис Найт (Blackmore’s Night), полное тихой романтики и щемящих тёплых эмоций, мало кого оставит хладнокровным. Хотя непривычная нежность композиции может создать впечатление, что это именно Дерис гостевой вокалист в группе Кэндис и её супруга, а не наоборот.

Примечательно, что изначально «хеллы» вынашивали идею пригласить для записи данной композиции Михаэля Киске. Однако в то время певец находился на пике своего… кгхм… душевного расстройства религиозного преображения и позволял себе весьма нелестно отзываться о метал-исполнителях и их поклонниках, поэтому коллаборация не состоялась. Возможно, к счастью.

«Do You Know What You Are Figthing For», несмотря на то что автором её выступает ретро-ветеран Вайкат, неожиданно выстреливает мощной ударной волной риффов, текстурированных узнаваемыми гитарными гармониями, а по ходу развития обнаруживает склонность к американизированному груву, что в совокупности с напряженным вокалом, синтезаторами и несколько психоделическим соло воспринимается достаточно свежо. На её фоне «Come Alive» выглядит более легкомысленной, незамысловатой и хулиганской по настроению, оставаясь при этом вполне динамичной и мажорной, подкупая непринуждённостью припева и бурлящими соляками.

«The Shade in the Shadow» хочется назвать наиболее модерновой и стильной вещью Helloween на тот момент. Есть в ней нечто от американцев Kamelot — плотное сплетение мощных гитар и увесистых ударных с монументально-мрачными оркестровками и нотками прогрессива, в то время как лид-вокал действует как бы сам по себе. Но при этом Helloween, как настоящие профессионалы, сохраняют свое «я».

И снова чем ближе к финалу, тем больше поводов для ликования старым поклонникам. Яркий и динамичный трек «Get It Up» звучит так, словно написан в конце 1980-х по горячим следам нетленной «I Want Out», но был отложен в стол, после чего извлечён уже в эпоху Дериса, заботливо перезаписан и представлен во всём блеске: размашистые ударные, «танцующие» гитары, рельефный бас, забористый тембр Энди и его театральная манера вкупе с беспечной вальяжностью «тыквоголовых» преподнесли крепкий шлягер с непередаваемой светлой энергетикой.

По поводу заключительного номера «My Life For One More Day» можно с уверенностью сказать, что это одно из лучших произведений немцев за всю историю — эталонный пауэр-метал-гимн с зашкаливающим драйвом, где фирменная певучая мелодичность перекликается с волнительными и решительными манифестами Энди, а скоростная техничная нарезка при фундаментальной поддержке ритм-секции — с неожиданно забойными трэшевыми риффами. Совершенно несправедливо забытый трек, демонстрирующий группу в потрясающей форме.

Наследие «Хранителя» получилось внушительным, разноплановым, но далеко не безупречным (хотя бы уже потому, что он открыл серию отвратных компьютеризированных обложек). При этом нельзя отрицать, что Helloween как композиторы выложились по максимуму. Как уже говорилось выше, они приняли вызов и проделали достойную работу. Наполовину прогрессивный, наполовину экспериментальный, несколько затянутый, в гораздо меньшей степени классический и совершенно не сказочный по атмосфере, «Keeper of the Seven Keys — Legacy» в силу своей неоднородности был принят весьма неоднозначно, хотя отрицать его высочайший композиторский уровень было бы глупо.

Большинство из того, что мы слышим на «Legacy», обычно заносилось самой группой в разряд би-сайдов — песня не обязательно могла быть слабой, но в силу своей необычности и экспериментальных решений не вписывалась в общий контекст альбома. Поэтому релиз, о котором идёт речь, нацелен в первую очередь на внимательного и дотошного слушателя, который приемлет необычные композиционные решения и жанровые скрещивания.

Так уж получилось, что «Legacy» повторил судьбу «Better Than Raw» (1998): из-за преобладания громоздких, тяготеющих к прогрессиву композиций альбом по прошествии времени оказался позабыт самой группой. И даже в плейлисте последовавшего за релизом мирового тура, увековеченного на DVD «Live on 3 Continents» (2007), ему уделено ничтожное внимание.

Впрочем, всё это ничуть не приуменьшает достоинств «Keeper of the SevenKeys — Legacy» как вполне смелого и оригинального произведения, расширившего привычные и устоявшиеся для большинства границы удивительного мира под названием Helloween. Краснеть за него самим музыкантам уж точно не придётся. Даже двадцать лет спустя.

Хобби
3,2 млн интересуются