23 октября адвокаты Лусиана Минасян (Аргентина) и Айтор Мартинес Хименес (Испания) подали заявление в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям (UNWGAD) с требованием немедленного освобождения Вигена Эулджекджяна, незаконно удерживаемого в бакинской тюрьме.
Напомним, ливанский армянин Виген Эулджекджян был арестован 10 ноября 2020 года в Шуши — через день после прекращения огня в армяно-азербайджанской войне 2020 года. 14 июня 2021 года Бакинский военный суд приговорил его к 20 годам лишения свободы по обвинению в «наемничестве» и «терроризме».
Газета «Грапарак» направила два вопроса аргентино-армянскому адвокату, профессору исследований геноцида Университета Тукумана и кандидату в Сенат Буэнос-Айреса Лусиане Минасян, которая занимается защитой интересов пострадавших армян.
- Вы и ваш испанский коллега требуете немедленного освобождения Вигена Эулджекджяна, незаконно содержащегося под стражей в бакинской тюрьме, указывая на серьезные нарушения международного права и тяжелые условия содержания, угрожающие его жизни. Вы упомянули два ключевых аргумента. Каковы они?
- Наше утверждение основано, прежде всего, на том, что Виген является гражданином Армении, что прямо противоречит обвинению в наемничестве. Гражданин, участвующий в международном вооружённом конфликте от имени своей страны, признаётся законным ,бойцом, а не наёмником. Такой боец имеет право носить оружие, пересекать границы спорных территорий в контексте военных действий, и его статус чётко защищён Женевскими конвенциями. Следовательно, квалификация Вигена как наёмника юридически несостоятельна и противоречит нормам международного гуманитарного права. Кроме того, даже если бы гипотетически Виген считался наёмником (что, очевидно, не соответствует действительности), он всё равно не мог бы быть законно осуждён военным судом. Международные правовые стандарты требуют, чтобы предполагаемые наёмники судились гражданскими судами, поскольку они не являются членами вооружённых сил и не подпадают под военную юрисдикцию. Это означает, что процесс против него не только основан на неверной классификации его статуса, но и проводился с нарушением фундаментальные процессуальных гарантий, закреплённых в международных конвенциях.
- Кроме того, Вы потребовали самоотвода члена Рабочей группы Ганны Юдкивской из-за возможного конфликта интересов, связанного с её профессиональными контактами с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и личными связями с Азербайджаном. Возможно ли это в условиях режима Алиева и его влияния?
- Да, процедурно это возможно. В соответствии с правилами Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям можно подать запрос об отстранении члена группы от участия в конкретном деле, если есть основания полагать наличие конфликта интересов. Члены UNWGAD обязаны сохранять беспристрастность и должны воздерживаться от участия в рассмотрении дел, когда их независимость может быть разумно поставлена под сомнение. Таким образом, исключение Ганны Юдкивской из данного разбирательства — реалистичная и правовая мера. Официальное же отстранение от самой Рабочей группы является чрезвычайно редкой процедурой и может быть принято только Советом по правам человека ООН. Поэтому ожидания должны быть сосредоточены именно на её отводе от дела, а не на аннулировании её членства в группе.
Ара Алоян
По материалам: https://hraparak.am/post/14c87981359f09b4b8e19023a783e645