Найти в Дзене

«Пляска смерти» Сен-Санса: слушаем в Москве

Камиль Сен-Санс был человеком многогранным. Он был ученым и писателем с широким кругом интересов, а также путешественником, многое повидавшим в мире. Он был музыкантом, который преуспел как пианист, композитор, дирижер, педагог и редактор. Его часто причисляют к консервативным композиторам, но Сен-Санс был сторонником наиболее прогрессивного крыла современной музыки (включая Шумана, Вагнера и Листа), а его собственные сочинения часто отличались высокой оригинальностью формы и оркестровки. «Пляска смерти» (Danse macabre) является тому наглядным примером. Это одна из четырех симфонических поэм, сочиненных Сен-Сансом в 1870-х годах. Сен-Санс вдохновился стихотворением своего современника, поэта-символиста Анри Казалиса, и объединил в своем сочинении легенду о Смерти, играющей на скрипке в Хэллоуин, пока скелеты танцуют на своих могилах, с позднесредневековой традицией Пляски смерти (danse macabre, Totentanz), в которой все равны, от короля до крестьянина, и ведомы танцем к могиле. Сен-Сан

Камиль Сен-Санс был человеком многогранным. Он был ученым и писателем с широким кругом интересов, а также путешественником, многое повидавшим в мире. Он был музыкантом, который преуспел как пианист, композитор, дирижер, педагог и редактор. Его часто причисляют к консервативным композиторам, но Сен-Санс был сторонником наиболее прогрессивного крыла современной музыки (включая Шумана, Вагнера и Листа), а его собственные сочинения часто отличались высокой оригинальностью формы и оркестровки.

«Пляска смерти» (Danse macabre) является тому наглядным примером. Это одна из четырех симфонических поэм, сочиненных Сен-Сансом в 1870-х годах. Сен-Санс вдохновился стихотворением своего современника, поэта-символиста Анри Казалиса, и объединил в своем сочинении легенду о Смерти, играющей на скрипке в Хэллоуин, пока скелеты танцуют на своих могилах, с позднесредневековой традицией Пляски смерти (danse macabre, Totentanz), в которой все равны, от короля до крестьянина, и ведомы танцем к могиле.

Сен-Санс отдал большую часть ведущей партии сольной скрипке, а также использовал ксилофон (тогда почти исключительно народный инструмент) для изображения стука костей скелета. Кстати, этот эффект он позже повторил в части «Окаменелости» из «Карнавала животных». В партии скрипки широко использует тритон — интервал, известный ранним музыкантам как diabolus in musica — «диавол в музыке». Сен-Санс также вводит Dies irae («День гнева») — тему григорианского песнопения из Реквиема, часто используемую композиторами для изображения сцен смерти и суда.

Премьера этого произведения вызвала предсказуемое возмущение, особенно часть Dies irae и намеренно резкое звучание скрипки. Но Danse macabre также быстро стала популярным хитом. Ференц Лист вскоре после премьеры аранжировал «Пляску смерти» для фортепиано, а вскоре появились другие клавишные транскрипции, в том числе для фортепиано в четыре руки и органа.

В грядущем ноябре послушаем «Пляску смерти» (Danse macabre) дважды:

🎻9 ноября
🎻
29 ноября

Оба раза в исполнении Академия Русской Музыки под управлением Ивана Никифорчина.

Подробные программы и билеты — на сайте