Леголас. Просто произнесите это имя вслух, и перед глазами сразу возникнет образ - длинные светлые волосы, развевающиеся на ветру, лук в руках, невозмутимое лицо. Орландо Блум в "Властелине колец" стал эталоном экранного эльфа. Высокий, изящный, с нечеловеческой грацией. Он двигался так, будто гравитация на него не действовала, говорил с этой лёгкой надменностью бессмертного, который видел слишком много веков.
Мы все купились на это. Абсолютно все. Фанаты, критики, коллеги по цеху - все были уверены, что нашли идеального эльфа. Блум настолько органично влился в роль, что казалось, будто Толкиен писал Леголаса, уже зная, кто его сыграет. После трилогии актёр ещё много лет носил на себе этот эльфийский шлейф. Да что там - он носит его до сих пор.
Но вот незадача. В 2019 году на экраны вышел сериал "Карнивал Роу", и Орландо Блум там сыграл Рикрофта Филостратуса. Фею. Да-да, самую настоящую фею с крыльями, которые ему оторвали в детстве. И знаете что? Это всё объяснило.
Признание, которое мы не заметили
Честно говоря, когда новость о кастинге только появилась, реакция была предсказуемой. "Орландо снова играет магическое существо - ну конечно, кого ещё брать на такую роль?" Все ожидали очередную вариацию на тему Леголаса. Может, чуть более тёмную, чуть более приземлённую - всё-таки викторианский нуар, а не высокое фэнтези. Но в целом - того же персонажа.
А получили совсем другое.
Рикрофт Филострат - это не эльф. Совсем не эльф. Да, он тоже из магических существ, но на этом сходство заканчивается. Феи в "Карнивал Роу" - это не воздушные создания из сказок Диснея. Это угнетённый народ, беженцы, которых люди считают низшей расой. У Рика когда-то были крылья - их отрезали в детстве, чтобы он мог "вписаться" в человеческое общество. Он инспектор полиции, циник, пьяница временами, с кучей травм и сложной личной жизнью.
И Блум играет его совершенно иначе, чем Леголаса. Если присмотреться внимательно - а я пересмотрела оба сезона именно с этой мыслью - разница колоссальная. Леголас всегда был где-то над ситуацией. Он наблюдал, изредка вмешивался, сохранял олимпийское спокойствие даже в самых безумных битвах. Он весь такой невозмутимый, отстранённый, вечный.
Рикрофт живёт в моменте. Он эмоциональный, импульсивный, страстный. Он влюбляется как подросток, ревнует, страдает, напивается, дерётся на кулаках. Он уязвимый - физически и эмоционально. И эта уязвимость, эта открытость чувствам... Это очень феино.
Эльфы и феи - разбираем по полочкам
Давайте на секунду отвлечёмся от конкретных ролей и поговорим о природе этих существ. Потому что разница принципиальная, и она многое объясняет.
Эльфы в классическом понимании - это создания разума. Они мудрые, сдержанные, их эмоции глубоко спрятаны. Они живут столетиями, поэтому научились не привязываться к сиюминутному. Эльф может любить, но эта любовь будет похожа на древнее дерево - глубокие корни, медленный рост. Эльфы созданы для эпических сюжетов, для больших исторических полотен. Они - наблюдатели истории.
Феи - совсем другая история. Феи живут эмоциями. Они импульсивные, страстные, их чувства сильные и переменчивые. Феи связаны с природой не через мудрость веков, а через непосредственное чувственное восприятие. Они ощущают мир кожей, сердцем. Фея может влюбиться за секунду и страдать от этого всем существом. Феи созданы для личных драм, для историй о чувствах.
И вот смотрите, что получается. Мы двадцать лет считали Орландо Блума эльфом, потому что он сыграл Леголаса. Но если пересмотреть его карьеру и жизнь через призму феиности - всё встаёт на свои места.
Уилл Тёрнер в "Пиратах Карибского моря" - романтик, который бросается в авантюры ради любви. Пэрис в "Трое" - красавчик, который из-за страсти к женщине развязывает десятилетнюю битву. Даже в "Королевстве небесном" его Балиан - это кузнец, который ищет искупления и мечется между долгом и чувствами.
Видите паттерн? Эмоции, страсть, порывистость. Это не эльфийские качества. Это феиные.
Детали, которые мы пропустили
Если честно, признаки были всегда. Просто мы смотрели не туда. Орландо в интервью постоянно говорит о том, как важно чувствовать, как он принимает решения интуитивно, как ему нужна эмоциональная связь с ролью. Это не язык эльфа - это язык феи.
Его отношения. Бурные, публичные, полные страсти. С Кейт Босуорт, потом с Мирандой Керр, затем эта знаменитая история с Кэти Перри - с предложением на вертолёте, с расставанием, с воссоединением, со второй попыткой. Эльф бы так не стал. Эльф бы нашёл одну эльфийскую даму и жил с ней тихо и размеренно триста лет. А Орландо мечется, пробует, ошибается, влюбляется снова.
Его увлечения тоже показательны. Да, он занимается йогой и медитацией - но не с этой эльфийской отрешённостью от мира. Он говорит, что йога помогает ему чувствовать тело, быть в контакте с собой здесь и сейчас. Он катается на сёрфинге - ищет адреналин, острые ощущения. Он увлекается фотографией - фиксирует моменты, эмоции, мгновения.
А ещё есть одна деталь, которую подметили внимательные фанаты. Орландо обожает цветы. Не в смысле "купил букет девушке" - он реально интересуется ими, знает названия, фотографирует, даже в соцсетях регулярно постит какие-то невероятные бутоны. И это опять же феино до невозможности. Эльфы уважают леса как древние экосистемы. Феи любят цветы, потому что они красивые прямо сейчас.
Что говорят те, кто был рядом
Кира Найтли, которая играла вместе с Блумом в "Пиратах", как-то в интервью сказала: "Орландо всегда был очень... живым. Он не мог просто сидеть спокойно между дублями. Ему нужно было двигаться, шутить, что-то делать. Энергия била ключом". Это она говорила с лёгкой усмешкой, мол, попробуй поработай с таким непоседой.
Но теперь понимаете, да? Феи не могут сидеть спокойно. Им нужно движение, действие, жизнь.
Миранда Керр после развода (они расстались, кстати, на удивление дружелюбно) говорила о нём тепло: "Орландо очень чувствительный, он глубоко переживает всё, что происходит. Иногда даже слишком глубоко". Чувствительность, уязвимость - снова феиные черты.
А Кэти Перри и вовсе как-то ляпнула в шоу Эллен ДеДженерес, что Орландо "как ребёнок в лучшем смысле этого слова - он умеет радоваться мелочам, искренне и сильно". Феи известны как раз этой детской непосредственностью в восприятии мира.
Даже режиссёры отмечали эту его особенность. Питер Джексон говорил, что Блуму нужно было эмоционально прожить каждую сцену, даже если по сценарию Леголас должен был оставаться бесстрастным. "Он не мог просто изобразить бесстрастность - ему нужно было понять, что чувствует персонаж внутри, и уже из этого создавать внешнее спокойствие". Актёр не работает от техники - он работает от сердца.
"Карнивал Роу" как освобождение
Вернёмся к сериалу. Есть одна сцена в первом сезоне, которая просто кричит о правде. Рикрофт смотрит на крылатых фей, которые летают над городом, и у него на лице такая тоска. Не зависть - именно тоска. Тоска по утраченной части себя. И Блум играет это так, что комок к горлу подступает.
Знаете, о чём я подумала, когда увидела эту сцену? О том, что, может быть, все эти годы Орландо сам чувствовал себя как Рикрофт. Фея, у которой отрезали крылья. Фея, которая вынуждена притворяться кем-то другим - в его случае эльфом. Которая должна соответствовать образу, созданному одной ролью двадцать лет назад.
И "Карнивал Роу" дал ему возможность наконец-то показать настоящего себя. Не благородного, отстранённого эльфа, а живого, чувствующего, страдающего, любящего фею. Пусть даже бескрылого.
Сериал, прямо скажем, не стал мегахитом уровня "Властелина колец". Но для понимания Орландо Блума как актёра он важнее. Потому что именно там он перестал играть против своей природы и начал играть в согласии с ней.
Посмотрите на интервью, которые он давал во время промо "Карнивал Роу". Он говорит о роли с каким-то особым огнём в глазах. "Рикрофт сломлен, но не сломан окончательно. Он всё ещё способен чувствовать, любить, надеяться. Он живой". Слышите? Живой. Не мудрый, не древний, не отрешённый. Живой.
А ещё он говорил, что сцены с Карой Делевинь, которая играла фею Виньетту, давались ему совершенно естественно. "Это была химия, которую не нужно было создавать искусственно. Она просто была". Потому что он наконец-то играл свою природу, а не чужую.
Пересматривая прошлое через новую оптику
Теперь давайте ещё раз пробежимся по карьере Блума, но уже зная правду. Даже в "Властелине колец" - если очень внимательно смотреть - есть моменты, когда феиная сущность прорывается сквозь эльфийскую маску.
Помните сцену, где Леголас встречает Арвен? Там на долю секунды появляется такая мальчишеская радость на его лице. Эльфы так не радуются - они кивают с достоинством. А Леголас в исполнении Блума на секунду становится просто счастливым. Это феино.
Или битва при Хельмовой Пади - там есть момент, когда Леголас явно получает удовольствие от происходящего. Он скользит по щиту, стреляя на ходу, и на лице у него азарт. Эльфы сражаются с суровой необходимостью. Феи могут получать от этого драйв.
В "Пиратах" вообще всё понятно - Уилл Тёрнер это чистая феиность без всяких прикрас. Он влюбляется с первого взгляда и готов идти на край света за своей любовью. Он дружит с пиратом, хотя должен был бы его арестовать. Он жертвует всем ради чувства. Классическая феина история.
Даже провальные роли Блума становятся понятнее. Помните "Мушкетеров"? Его герцог Бекингем там получился каким-то картонным, неживым. Критики ругали, говорили, что Орландо не тянет драматические роли. А дело не в этом. Дело в том, что Бекингем по сценарию должен был быть холодным расчётливым политиком. Блум не смог сыграть холодность убедительно - не его это природа.
Личная жизнь как подтверждение
Если уж говорить начистоту, то личная жизнь Орландо - это отдельная песня. И она очень феиная, кстати.
Взять хотя бы его отношения с сыном Флинном от Миранды Керр. Блум постоянно делится фотографиями, где они вместе занимаются какими-то активностями - сёрфят, катаются на великах, просто валяют дурака. Он не пытается быть строгим эльфийским отцом, который учит сына мудрости веков. Он просто живёт с ребёнком здесь и сейчас, радуется каждому моменту.
А история с Кэти Перри вообще как из романтической комедии. Они познакомились на вечеринке "Золотого глобуса" в 2016-м, и, по словам очевидцев, между ними сразу пробежала искра. Флиртовали, потом начали встречаться, потом расстались, потом снова сошлись. Орландо сделал предложение на вертолёте над Лос-Анджелесом в День святого Валентина 2019 года - с огромным букетом и кольцом в форме цветка.
Цветка! Ну серьёзно, может ли быть что-то более феино, чем предложение с кольцом-цветком?
Правда, свадьбу они несколько раз откладывали - то из-за пандемии, то ещё по каким-то причинам. Но у них родилась дочка Дейзи в 2020-м, и Блум в интервью говорил, что чувствует себя "заново рождённым". Опять эта феина эмоциональность - не "я счастлив стать отцом снова", а "я заново рождён".
Соцсети не врут
Ещё один показательный момент - соцсеть Орландо. Там можно найти массу подтверждений теории. Он постит фотографии закатов, цветов, океана, своих детей, собак. Каждый пост пропитан эмоцией момента. "Смотрите, как красиво!" - вот основное послание. Не мудрые мысли о бренности бытия, не философские размышления. Просто - смотрите, как сейчас прекрасно.
А ещё он любит постить себя в процессе занятий спортом - на сёрфе, на велосипеде, в океане. Движение, действие, ощущение жизни в теле. Это очень телесно, очень здесь-и-сейчас. Эльфы живут разумом, феи - телом и эмоциями.
Особенно умилительны посты про дочку. Блум не скрывает, что растаял от отцовства. Он пишет длинные подписи о том, как это удивительно - видеть, как растёт человек, как она познаёт мир. Эта открытость чувствам, эта готовность делиться эмоциями - чистая феиность.
Почему это важно
Можно сказать - ну и что? Какая разница, эльф он или фея, если это просто роли? Но дело в том, что это не просто роли. Это вопрос аутентичности.
Орландо Блум двадцать лет пытался соответствовать образу, который создал в "Властелине колец". Благородный, отстранённый, мудрый. Его кастили на похожие роли, от него ждали этой эльфийской невозмутимости. А он по своей природе совсем другой.
И только когда ему дали роль феи - пусть даже бескрылой, сломленной, циничной - он смог показать себя настоящего. "Карнивал Роу" стал своего рода терапией. Освобождением от чужих ожиданий.
Знаете, есть такое ощущение, когда смотришь второй сезон сериала - что Блум наконец-то выдохнул. Он играет легко, свободно, без этого внутреннего напряжения, которое всегда немного чувствовалось в других его ролях. Он дома. В своей шкуре.
Фея - это не хуже эльфа
В финале хочется сказать вот что. В массовой культуре эльфов обычно считают круче фей. Эльфы - это эпик, это "Властелин колец", это высокое фэнтези. А феи - это детские сказки, Динь-Динь и прочая милота.
Но это не так. Феи - это про жизнь во всей её интенсивности. Это про способность чувствовать глубоко, любить страстно, страдать искренне. Это про связь с моментом, с природой, с эмоциями. И в этом есть своя сила - может быть, даже большая, чем в эльфийской отстранённой мудрости.
Орландо Блум оказался феей, а не эльфом. И это прекрасно. Потому что благодаря этому мы получили не просто красивую картинку на экране, а живого актёра с настоящими эмоциями. Который умеет любить и страдать, радоваться и тосковать.