Найти в Дзене

14. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XV-XVI ВВ.

В XVI столетии ознаменовалось постепенное восстановление и развитие русской культуры. Формирование единого государства способствовало стиранию региональных культурных особенностей и создавало фундамент для формирования общенациональной культуры. Эта культура вбирала в себя наиболее значимые достижения различных русских земель, а также народов, с которыми русские поддерживали тесные контакты, что вызвало значительный прогресс в архитектуре, живописи и литературе. Уже в XV веке мировосприятие жителей Русского государства претерпело существенные изменения. Интенсификация контактов с представителями стран Западной Европы позволила русским людям глубже познакомиться с их культурой, традициями, повседневной жизнью и модными тенденциями. Наиболее плодотворными оказались связи с Италией. На работу в Россию приглашались итальянские художники и зодчие, внесшие весомый вклад в культурное наследие страны. Укрепление власти великого князя нашло свое идеологическое обоснование в начале XVI века в
Оглавление

В XVI столетии ознаменовалось постепенное восстановление и развитие русской культуры. Формирование единого государства способствовало стиранию региональных культурных особенностей и создавало фундамент для формирования общенациональной культуры. Эта культура вбирала в себя наиболее значимые достижения различных русских земель, а также народов, с которыми русские поддерживали тесные контакты, что вызвало значительный прогресс в архитектуре, живописи и литературе. Уже в XV веке мировосприятие жителей Русского государства претерпело существенные изменения. Интенсификация контактов с представителями стран Западной Европы позволила русским людям глубже познакомиться с их культурой, традициями, повседневной жизнью и модными тенденциями. Наиболее плодотворными оказались связи с Италией. На работу в Россию приглашались итальянские художники и зодчие, внесшие весомый вклад в культурное наследие страны.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛЕТОПИСАНИЕ

Укрепление власти великого князя нашло свое идеологическое обоснование в начале XVI века в «Сказании о князьях Владимирских». Это произведение базировалось на двух легендах. Согласно первой, московские князья вели свой род от римского императора Августа. Другая повествовала о том, как византийский император Константин Мономах передал царские инсигнии киевскому князю Владимиру. Таким образом, преемники Владимира Мономаха имели законные права на царский титул. Эти сказания служили аргументом в пользу права московских великих князей на самодержавное правление. В тот же период окончательно сформировалась теория «Москва — Третий Рим». Она была основана на философской идее о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее создателем принято считать монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея (1450–1525). В своих трудах он утверждал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима во «Второй Рим» — Константинополь, а затем в Москву. Поскольку Византия, заключив Флорентийскую унию с католиками, предала христианство, а Москва сохранила верность православию, именно она стала оплотом истинной веры, Третьим Римом. В XV веке возобновилось общерусское летописание. В Москве была создана первая летопись — Троицкая, автором которой, предположительно, был инок Троице-Сергиевой лавры Епифаний Премудрый. В последней четверти XV века был составлен Московский великокняжеский летописный свод, ставший основой для официального летописания конца XV–XVI веков. В литературной сфере продолжал развиваться жанр эпической поэзии. Победа на Куликовом поле вызвала желание запечатлеть это событие в различных художественных произведениях, которые вошли в так называемый Куликовский цикл. Их авторы воспевали примеры мужества, служения Родине и верности христианской вере. Одним из первых произведений о Куликовской битве стала поэма «Задонщина». Ее автор, Софоний Рязанец, выражает гордость подвигом русских воинов и скорбит о павших героях. Он также подчеркивает ключевую роль Москвы в одержании победы, а князя Дмитрия Донского изображает как объединителя всех русских сил. В другой воинской повести — «Сказание о Мамаевом побоище» — неизвестный автор осуждает Мамая, развязавшего войну против Русского государства, прославляет великого князя и восхищается подвигом русского народа. Третьим выдающимся произведением цикла стала летописная повесть о битве. Описывая сражение, ее автор призывает русских людей к единству. Примечательным произведением русской литературы XV века является «Хождение за три моря» — путевые заметки тверского купца Афанасия Никитина (неизв. — ок. 1475) о его путешествиях на Восток. Посетив Иран и Индию, автор с большим вниманием изучал их быт, культуру и религию. Находясь вдали от родины, герой молится о ее спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли…» Он выражает тревогу за ее судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!» Особое место в литературе занимал «Хронограф» — сборник увлекательных и поучительных сочинений по всемирной истории. Неизвестный автор уделяет значительное внимание истории славянских народов. «Хронограф» представляет русскую историю как неотъемлемую часть мировой. Середина XVI века ознаменовалась ключевым событием в истории русского просвещения — возникновением книгопечатания в Москве. Эта инициатива исходила от Ивана IV и митрополита Макария и изначально преследовала цель распространения унифицированных церковных текстов для укрепления авторитета религии и церковной организации. Печатные работы начались в 1553 году, а в 1563 году руководство государственной типографией взяли на себя бывший дьякон Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. В 1564 году был издан «Апостол» — выдающееся произведение средневекового печатного искусства, отличавшееся высокими техническими и художественными качествами. В 1568 году печатники продолжили работу в Литве, куда, по мнению некоторых исследователей, они переехали по царскому указу для распространения церковных книг среди православного населения и поддержки внешнеполитических действий России в Прибалтике. Однако после Люблинской унии 1569 года их деятельность в Литве прекратилась. Иван Фёдоров перебрался во Львов, где работал до своей смерти (1583 г.) и где в 1574 году напечатал первый русский букварь, включавший элементы грамматики и материалы для чтения. В Москве же книгопечатание продолжилось в других типографиях после отъезда Фёдорова и Мстиславца.

Дубовской Николай Никанорович "Церковь Василия Блаженного", 1916-1917 гг.
Дубовской Николай Никанорович "Церковь Василия Блаженного", 1916-1917 гг.

ЖИВОПИСЬ И АРХИТЕКТУРА

На рубеже XIV–XV веков формируется московская школа живописи, наиболее ярким представителем которой стал иконописец Андрей Рублёв (ок. 1370–1428) — русский художник, впоследствии причисленный к лику святых. Он создал собственную иконописную школу, отошел от византийских канонов и разработал уникальный художественный стиль. Совместно с Феофаном Греком Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, а с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире. Кисти Рублёва принадлежит икона «Спас» из звенигородского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Помимо икон, художник занимался книжной иллюстрацией, его миниатюры украшают старинное Евангелие Хитрово. Однако самым прославленным творением мастера является икона «Троица», признанная мировым шедевром. Изобразив Святую Троицу в образе трех ангелов, сидящих под сенью дуба, художник в тяжелый период ордынских набегов сумел воплотить в ней мечту русского народа о мире и согласии. Среди мастеров московской школы конца XV — начала XVI века выделяется творчество иконописца Дионисия (ок. 1440 — после 1503). В ранний период он расписал церковь Пафнутьево-Боровского монастыря и собор Иосифо-Волоколамского монастыря, а вершиной его зрелого творчества стали фрески Ферапонтова монастыря. Для живописи Дионисия характерны свободные композиции с ритмичными повторами, светлый колорит и удлиненные пропорции фигур. Подъем русской культуры имел многообразные проявления, в том числе и в строительной технике, тесно связанной с архитектурным искусством. Укрепление государственности в конце XV века стимулировало реставрацию древних сооружений и возведение новых построек Московского Кремля, а также таких памятников, как собор XIII века в Юрьеве-Польском. Каменное строительство начало применяться и для жилых зданий, а использование кирпича открыло перед зодчими новые технические и художественные возможности. В процессе объединения русских земель складывался общерусский архитектурный стиль, в котором ведущая роль принадлежала Москве, но при активном влиянии местных традиций. Например, Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря (1476 г.) сочетает в себе приемы московского и псковского зодчества. Знаковым событием для русской архитектуры стала масштабная перестройка Московского Кремля. В 1471 году, после победы над Новгородом, Иван III и митрополит Филипп решили возвести новый Успенский собор, который должен был превзойти новгородскую Софию и символизировать мощь объединяемого Российского государства. После неудачной попытки строительства русскими мастерами, в 1475 году в Москву был приглашен знаменитый итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти. Ознакомившись с традициями русского зодчества, к 1479 году он возвел Успенский собор — выдающийся памятник, сочетающий национальные черты с элементами итальянской строительной техники и ренессансной архитектуры. Торжественное и величавое здание собора стало главным культовым и политическим центром Москвы и классическим образцом монументального церковного зодчества XV века. Для реконструкции Кремля были приглашены и другие итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Миланец и др. В 1485–1516 годах под их руководством были возведены новые стены и башни Кремля (сохранившиеся до наших дней), а его территория расширилась до 26,5 га. Тогда же сложилась внутренняя планировка ансамбля. В центре располагалась Соборная площадь с Успенским собором и колокольней Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин, 1505–1508 гг., достроена в XVII в.). На юго-западе площади псковские мастера в 1484–1489 годах возвели Благовещенский собор, являвшийся частью великокняжеского дворцового комплекса и сочетавший владимиро-московские и псковские традиции. В 1487–1491 годах Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили Грановитую палату для приемов иностранных послов — самый большой зал того времени, своды которого опирались на центральный столп. Свое название палата получила от граней на фасадной отделке. В 1505–1509 годах Алевиз возвел усыпальницу великих князей — Архангельский собор, сочетающий формы московского зодчества (куб, увенчанный пятиглавием) с нарядным итальянским декором, где особенно примечательны украшения закомар в виде «ракушек», ставшие впоследствии популярным приемом. Ансамбль Московского Кремля стал уникальным произведением зодчества рубежа XV–XVI веков, воплотившим мощь и красоту народа, освободившегося от иноземного гнета и вставшего на путь политического и культурного развития вместе с передовыми странами Европы.

Андрей Рублев "Святая Троица", 1411 г.
Андрей Рублев "Святая Троица", 1411 г.

ДЕКОРАТИВНОЕ НАЧАЛО В АРХИТЕКТУРЕ И ЖИВОПИСИ

В XVI веке получают распространение каменные шатровые храмы, возводившиеся «на деревянное дело», то есть по образцу многочисленных деревянных построек. В отличие от византийских крестово-купольных храмов, эти церкви были бесстолпными, с единым внутренним пространством и завершались шатром. В 1532 году в подмосковном селе Коломенском в честь рождения наследника Василия III — будущего Ивана Грозного — была построена шатровая церковь Вознесения, являющаяся подлинным шедевром русского и европейского зодчества. Храм, взметнувшийся ввысь на берегу Москвы-реки, мощно воплотил идею устремленности к небу. Венцом русской архитектуры XVI века стал знаменитый Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, воздвигнутый в 1555–1560 годах в память о взятии Казани. Девятиглавый собор, увенчанный большим шатром, окружен яркими и разнообразными по форме куполами приделов, объединенных галереей на общем основании. Пестрота и индивидуальность форм придают собору сказочный облик, делая его подлинной жемчужиной московской архитектуры. Этот великий памятник отразил богатство народного таланта и духовный подъем страны, избавившейся от серьезной внешней угрозы и переживавшей период укрепляющих государство реформ. Во второй половине XVI века ситуация в зодчестве усложнилась. Строгая регламентация со стороны осифлянских церковников и находившегося под их влиянием Ивана Грозного привела к сокращению нового строительства и появлению тяжеловесных подражаний московскому Успенскому собору, как, например, соборы в Троице-Сергиевом монастыре и Вологде (60–80-е годы). Лишь в конце столетия в русском зодчестве вновь оживает декоративное начало, что проявилось в церкви в Вязёмах, Рождественском соборе Пафнутьева Боровского монастыря и «малом» соборе Донского монастыря в Москве. Аналогичные процессы протекали и в живописи конца XV–XVI века. Начало периода было отмечено расцветом, связанным с деятельностью Дионисия, который с помощниками расписывал соборы Пафнутьева и Ферапонтова монастырей. Выполняя заказы митрополита и великого князя, Дионисий создавал нарядную, праздничную живопись, несмотря на статичность фигур, повторение композиций и отсутствие перспективы. Мастерская Дионисия производила так называемые «житийные» иконы, которые, помимо центрального изображения святого, включали клейма с эпизодами из его жития. Эти иконы часто были посвящены московским святым, сыгравшим роль в возвышении Москвы. По мере укрепления влияния осифлянской церкви в первой половине и середине XVI века творчество живописцев подвергалось все большим ограничениям. От них требовали точного следования церковным текстам. Хотя Стоглавый собор 1551 года указал в качестве образца творчество Андрея Рублёва, простое копирование даже гениальных произведений вело к обеднению художественного творчества. Живопись превращалась в иллюстрацию текстов, стремясь максимально подробно «пересказать» содержание Священного Писания и житий. Это приводило к перегруженности деталями, дробности композиций и утрате лаконизма. Церковные старосты строго следили за соблюдением образцов, преследуя любые проявления самостоятельности. Росписи Благовещенского собора отразили официальную идею о преемственности власти московских князей от Византии. На стенах изображены византийские императоры и московские князья в пышных одеждах, а также античные мыслители (Аристотель, Гомер и др.), но в византийских или русских одеяниях и со свитками, которые якобы предсказывали явление Христа, что демонстрирует попытку церкви фальсифицировать античное наследие в своих интересах. Официальные идеи воплотились и в большой иконе «Церковь воинствующая» (середина XVI в.), созданной в честь взятия Казани. На ней победа Российского государства представлена как триумф «истинного христианства» над «неверными». В числе предводителей воинов — молодой царь Иван Грозный, а композиция включает аллегории: реку как источник жизни (христианство) и пустой водоем (другие религии). В условиях жесткой регламентации к концу века сформировалось новое направление в живописи, сосредоточенное на технике исполнения, — так называемая «строгановская школа», покровительством которой пользовались купцы Строгановы. В этой школе ценились виртуозность письма, умение передать детали на малой площади, внешняя красивость и тщательность отделки. Впервые произведения стали подписываться, и известны имена мастеров: Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий, Федор Савин. Произведения строгановской школы, удовлетворявшие эстетические запросы узкого круга ценителей, отвлекали внимание от религиозной темы, концентрируя его на художественной стороне, а в работах Никифора Савина присутствовал и тонко поэтизированный русский пейзаж. Демократические тенденции проявлялись в творчестве живописцев из посадских кругов Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. На их иконах иногда появлялись знакомые бытовые предметы и персонажи, а Богоматерь могла напоминать русскую крестьянку, а монастыри изображались с реальными бревенчатыми стенами. Стремление к точной передачи деталей летописных текстов способствовало развитию искусства книжной миниатюры. Лицевые летописные своды содержали тысячи миниатюр, детально иллюстрирующих исторические события. Искусство оформления книги, унаследованное от древнерусских мастеров, успешно развивалось и в XVI век. Высокого уровня достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. Искусно созданные композиции, тонкий подбор цвета и виртуозное исполнение делают эти произведения выдающимися памятниками творчества XVI века. К концу столетия шитье начали дополнительно украшать драгоценными камнями.

Паленов Василий Дмитриевич "Успенский собор в Москве. Южные врата", 1877 г.
Паленов Василий Дмитриевич "Успенский собор в Москве. Южные врата", 1877 г.