Петр Чернышев, основатель группы компаний «Фрифлекс», платформы idSport и ведущий подкаста «Гости из IT».
- Давайте я в двух словах расскажу про idChess. Это был наш флагманский продукт в сфере оцифровки спорта. Он немного необычен для людей, которые привыкли играть только онлайн — для онлайна есть другие известные сервисы. Мы же решаем проблему оцифровки офлайн-турниров, их трансляции. Например, когда родители хотят посмотреть, как играет их ребенок на живом турнире, но до недавнего времени у них не было такой возможности. Долгое время существовали только электронные доски — специальные, довольно дорогие, которые организаторы должны были устанавливать для трансляции. Они появились в начале 2000-х, можно сказать, аналоговые. В фигурки и в каждое шахматное поле встроены чипы. Датчик определяет, откуда и куда переместилась фигура, и создается так называемая 2D-диаграмма трансляции — то, что мы привыкли видеть в старых фильмах, когда фигуры двигали по доске, только теперь это происходит онлайн. Но эта история не очень удобная. На турнирах обычно много проводов, все очень громоздко, и оборудование довольно дорогое. Мы же создали решение на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, которое позволяет оцифровывать игру с помощью недорогих мобильных телефонов. По сути, это электронная доска у вас в кармане. Кроме того, мы впервые в мире для шахмат запустили video assistant referee — помощника арбитра. Мы сделали так, что вы, как родитель, чей ребенок играет семь часов — а в классическом контроле время партии может быть и таким — в конце получаете нарезки в виде шортсов, рилсов, сторис, продолжительностью две минуты, или нарезку комбинаций со всего турнира или конкретной партии. Все это делается с помощью одного приложения и телефона.
- А есть ли в мире конкуренты у вашего решения?
- Изначально это были те самые электронные доски, которые решали ту же потребность. Но решений такого же уровня, как наше, — а сейчас мы реально присутствуем от Австралии до Америки, даже чемпионаты стран, например, Соединенных Штатов, проходили с idChess, в том числе детские — таких решений пока нет. Важный момент: любая международная спортивная федерация должна одобрить решение, потому что это технический инструмент, который используется на турнирах. И наше решение как раз одобрено ФИДЕ для трансляции, так что мы можем использоваться на различных турнирах.
- Какая бизнес-модель у продукта? За что платят люди?
- Сейчас основная модель — это подписка. В основном платят организаторы за конечные устройства, за годовую подписку. Допустим, они проводят турнир, у них двести телефонов — и они платят за каждый телефон в течение года.
- Петр, а как можно оценить объем рынка? Именно для электронных досок, для вашего решения?
- Как это ни удивительно, если мы пока остаемся в рамках шахмат — у нас в целом платформа idSport, но мы начинали с шахмат; это был наш так называемый pet project, то есть проект, которым мы занимались просто потому, что хотели, и не думали, что он превратится в коммерческую историю — так вот, шахматы как вид спорта — это самый популярный вид спорта по количеству турниров. Ни в футболе, ни в хоккее такого количества нет. Офлайн-турниров. Онлайн, понятно, тоже много. Шахматы этим и хороши. В шахматах каждый год проводятся несколько сотен тысяч офлайн-турниров. Это очень большая аудитория, у которой есть потребность болеть за игроков. А как мы привыкли относиться к шахматам? Пришли — и тишина, как в библиотеке, всех выгоняют. А мы хотим чувствовать себя болельщиками. И мы даем такую возможность и болельщикам, и тренерам, и для других целей — иметь всю эту аналитику, статистику и, по сути, сам контент, на который можно смотреть. Вот есть игрок — chess.com, самый крупный шахматный проект. Это миллиардная компания в долларах, компания-единорог. И это построено просто на шахматах. Так что, в принципе, рынок... миллиарды долларов.
- А скажите, первые ваши клиенты были из России?
- Из России, да. В России в целом очень сильные шахматные традиции и игроки. Изначально, как я уже кратко упомянул, это была наша внутренняя инициатива. У нас есть довольно известное бизнес-мероприятие — FinChess. Мы собираем IT- и финансовые компании, раз в год проводим. И мы начали с идеи: «А давайте мы будем все это транслировать с помощью искусственного интеллекта». Это был такой наш внутренний проект. Потом мы увидели ряд шахматных клубов в России — например, шахматная школа «Этюд», одна из крупнейших в России — они очень активно подхватили, им настолько понравились даже те, объективно сырые, версии, и они начали как энтузиасты, как ранние последователи. Так наш продукт проходил становление. Все начиналось в России, это была настоящая колыбель развития.
- Я так понял, idChess — ваш флагманский продукт, но есть и другие продукты у idSport?
- Да, внутри экосистемы idSport это целая спортивная медиаплатформа. Совсем недавно прошел чемпионат мира по шашкам, и он полностью проходил с нашей технологией. У нас есть решения для бильярда и для футбола. Это готовые решения, где, по сути, в бильярде и футболе работает умный оператор. Я, например, плохо играю в бильярд, и из двух часов игры мне будут интересны только две минуты, потому что я буду ходить вокруг стола и промахиваться. А искусственный интеллект делает нарезки, дает аналитику, статистику: сколько точных ударов, неточных. И все это тоже на базе мобильного телефона, который ставится на треногу, штатив, и он работает как умный монтажер, создавая нарезки с помощью искусственного интеллекта.
- А эти другие продукты тоже потихоньку набирают популярность? Как у них дела?
- Да. Мы объединили их в медиаплатформу idSport, где можно зайти и посмотреть разные виды спорта, в которых искусственный интеллект генерирует нарезки и контент. Есть также мобильные приложения. Основная масса пользователей приложения — это организаторы. Но есть и простые любители, которые покупают его для себя, для своих нужд, для трансляции дружеских партий и других целей.
- Я так понял, что во всей этой деятельности основную работу выполняет искусственный интеллект, ваши разработанные модели.
- Да.
- Понятное дело, все считают ИИ хорошим помощником. Малая горстка людей мыслит иначе, но общее мнение таково. А как вы думаете, произойдет ли когда-нибудь такое, что искусственный интеллект сможет не просто обрабатывать существующую информацию и предлагать готовые комбинации, а именно генерировать что-то новое, новые идеи? Например, придумать такой бизнес-проект, как ваш?
- Я думаю, что это уже происходит. Все эти модели очень хорошо генерируют. Генеративный AI. Я скажу, что они уже делают это лучше среднего человека. Если вы посадите специалиста уровня джуниора и рядом искусственный интеллект — я думаю, ИИ уже может быть лучше даже в таких специализированных областях. Причем это General AI, в различных модальностях. Когда мы говорим о модальностях, это может быть текст, видео, генерация картинок. Я просто уверен, что надо уже начинать хорошо общаться с роботами, дружить с роботами. Это в будущем будет полезно.
- Еще хочу отметить ваш интересный шаг. Сейчас все силы брошены на импортозамещение, а вы не только занимаетесь им, но и, наоборот, сильно развиваете экспортный потенциал страны. Но мне также известно, что ваша компания «Фрифлекс» участвует в импортозамещении. Какую роль вы там себе выбрали и какую лепту внесли?
- Мы не стремились уцепиться за последний вагон поезда. Мы делали свое дело, в чем мы сильны. И мы начали это делать еще до всех событий, связанных с активным импортозамещением. Получается, мы даем мировому сообществу решение, которому, по факту, нет аналогов именно такого качества как готовая платформа. Это определенная лепта с нашей стороны. Если смотреть шире, спорт — это, может быть, и не основной приоритет государства, объективно. Но в части спорта, мне кажется, мы существенно расширяем возможности различных организаций, организаторов. И наши другие решения в области искусственного интеллекта тоже, я считаю, полезны для импортозамещения в целом. Здесь очень важен момент, что когда мы говорим об импортозамещении, цель еще и в том, чтобы внутри страны была экспертиза. Мы можем использовать, условно, Android, есть Android Open Source Project, мы делаем решения на базе Android. Это вроде как Open Source. Но в стране должна быть большая экспертиза, которая позволяет нам растить и развивать этот продукт дальше, даже если это не наш собственный продукт, а мы стоим на большом фундаменте Open Source. Мы должны понимать, что каждый айтишник, который в чем-то хорошо разбирается, по сути, помогает общей задаче — растить экспертизу и в конечном счете в каком-то смысле импортозамещаться. Поэтому, в широком смысле, мне кажется, мы все из IT очень помогаем этому процессу.
- Петр, многие молодые ребята хотят запустить свой бизнес. У вас большой опыт, большая экспертиза. Представьте, если бы вы начинали все с нуля. Сегодня у вас ничего нет, вы здесь сидите — и принимаете решение. С чего бы вы начали в первую очередь? Какие навыки, знания? Откуда брали бы первое финансирование? Самые первые важные шаги.
- Я думаю, первый шаг — это получение опыта и навыков. Потому что людям, которые хотят что-то сделать, нужны и знания, и навыки.
- «Никто за человека азбуку не прочитает». Поэтому нужно определенно в своей сфере почитать, поразбираться. Я бы начал даже не с мыслей о бизнесе или какой-то сфере — я бы начал с так называемых pet-проектов. То есть ребятам стоит чем-то увлечься и на базе этого попытаться улучшить свои навыки, будь то в аналитике, разработке, дизайне, в чем угодно. И попробовать сделать такой любительский проект, который, может быть, потом станет продуктом. Потому что, когда мы говорим про продукт, это не то, что мы сели и сразу сделали продуктом — сначала это может быть техническое решение, сервис. А продукт — это когда у вас уже есть презентация, сайт, контекст, бренд. Вот это уже можно назвать продуктом. Поэтому мыслить так, по шагам, с уровня pet-проекта, и увлекаться тем, чем занимаешься — вот это, мне кажется, первый шаг. И на этапе pet-проекта я бы постарался найти единомышленников и, возможно, менторов. Потому что человеку часто важно иметь наставника. С ним он быстрее начинает расти с точки зрения навыков. Для этого как раз хороши стажировки. Когда мы набираем ребят на стажировки, мы проводим собеседование, чтобы понять, сможем ли мы за довольно ограниченный срок, два-три месяца, дорастить человека до уровня джуниора. И вот эти все pet-проекты помогают человеку дошлифовать эту азбуку, знания и получить первые навыки.
- И, наверное, важно, чтобы проект изначально начал приносить какие-то плоды. Бывает, люди делают проект годами, а никаких поступлений нет.
- Знаешь, если мыслить так, что плоды — это то, что меня драйвит и я получаю навыки, то есть не думать, что мне сразу нужны деньги... Почему студентам часто хорошо? Потому что у них нет таких обязательств, что уже большая семья и надо зарабатывать. И здесь можно посмотреть на что-то новое, мозг у молодых ребят более гибкий. И сейчас мир такой, что важно не делать то, что в тренде. Если вы просто смотрите, что в тренде, и надо быстрее делать — это значит, вы уже немного опоздали. Нужно смотреть, что вам нравится, и пытаться... Это, на самом деле, большое преимущество молодых ребят — у них есть время и возможность инвестировать в себя. И если мыслить, что плодами будет то, что я сделаю что-то завершенное и наработаю навыки — это уже очень хорошие плоды. А если у вас еще получился миллиардный стартап, то это вообще здорово. Но вероятность этого в целом не очень большая, поэтому не стоит на это супер рассчитывать.
- Петр, а вы сами программист?
- В прошлом, да. Я заканчивал Московский авиационный институт, прикладную математику. Долгое время работал и программистом, и техническим директором.
- По вашему мнению, если человек хочет создать бизнес в сфере IT, ему обязательно быть программистом?
- Необязательно. Очень много примеров, когда... У человека также должен быть драйв, бодрость духа, энтузиазм, чтобы вести за собой команду. Если мы говорим про компанию, а не про индивидуального предпринимателя... Если вы ИП и ваш бизнес связан с разработкой, или вы самозанятый, то, наверное, должны быть программистом. А если мы говорим про компанию как группу людей, объединенных коммерческими целями, какой-то миссией, то здесь важны софт-скиллы. Это и эмпатия, и общение с командой. И, по сути, человек, который основатель или генеральный директор-основатель, должен быть прежде всего визионером и решать три вещи: куда бежим? Зачем вообще бежим? На какие деньги мы идем? И найти тех людей, с которыми вы это будете делать. Поступательно. И в начале, как у любого бизнеса, надо понимать, что не будет как в банках — сел и управляешь. Придется делать очень многое самому и первое время работать в два раза больше, чем остальные.
- Но, в целом, из любой специальности — неважно, менеджер по продажам, маркетолог, программист — всегда может вырасти предприниматель?
- Более чем, да. Менеджеры по продажам часто — есть такая опережающая правда — они могут прийти и получить обратную связь от продукта, еще не разработав его. Поэтому очень много примеров, когда ребята вообще приходили не из IT-области и создавали IT-компании.
- Может ли быть бизнес без науки и наука без бизнеса? Или это должно идти рука об руку?
- Я думаю, что невозможно одно без другого. Понятно, что бизнес в принципе может быть без науки, если мыслить в тактике «купи-продай». Много таких бизнесов, даже в самой разработке. Но они стоят на пластах науки. Все, что мы делаем, особенно в IT. Поэтому бизнеса бы не было, если бы не было этого научного фундамента. И, на мой взгляд, науки без бизнеса тоже не должно быть. Потому что бизнес часто является прикладным мотиватором для науки. Бизнес может подхватить то, что, казалось бы, особенно в математике, сделали какое-то доказательство, а непонятно, для чего вообще — и использовать это в реальности.
- Петр, успешный бизнес — это все-таки удача или, в первую очередь, тяжелый труд?
- Я думаю, и то, и другое. Фактор удачи нельзя исключать. Потому что жизнь — это вообще набор вероятностей. Но труд повышает вероятность успеха. Ваша задача — повысить эту вероятность. Но фактор удачи тоже есть.
- Удаленка или офисная работа?
- Для разработчиков я за удаленку. А для многих продактов, дизайнеров я скорее за микс, гибридный формат, когда часть времени в офисе, часть — удаленно. И понятно, есть специальности, где нужно общаться, чувствовать творческий... дизайн-мышления, различные методологии, где нужно быть в коллективе для большей эффективности. Так что скорее за микс. В целом, если обобщать.
- Петр, и самый основной момент в жизни каждого человека... Наука есть, бизнес есть, но самое важное — это семья. И часто от многих людей можно услышать: «Ни в коем случае не ведите дела с родными и близкими». Но у вас — пример того, что ваша супруга, жена, тоже работает у вас в компании на высокой должности.
- Да. Мы вместе сооснователи. Мы уже довольно давно в браке. И наша группа компаний появилась совместно. Жена — мой основной партнер. У нас есть еще партнер в группе компаний. Очень всем советую создать семью и вообще задуматься над этим. Потому что семья мотивирует. Это очень хороший фактор для роста. Часто мы говорим о work-life balance. Но современные тренды — это work-life blend, смешение. По сути, жизнь предпринимателя — это и есть такой бленд, когда мы не разделяем работу и семью, потому что часто они идут вместе. Мне кажется, это зависит от людей. Кому-то тяжела концепция, что должно быть отдельно семья, отдельно работа. Но у нас так, что нам это не мешает. И, на мой взгляд, только помогает. Я знаю много успешных примеров, успешных компаний, именно семейных.
- В общем, вы сломали этот шаблон. Поэтому, Петр, вам большое спасибо.
- Шаблоны часто у нас в голове. Нам кажется, что если у кого-то в семье не получилось, значит, у всех так не получится — мне кажется, это шаблоны, которые мы сами себе придумываем. Здесь надо, конечно, смотреть на вашу конкретную ситуацию. В целом, все реально. Все возможно.