Найти в Дзене
Я чувашка!.

Что значит семья и род у чувашей?

Семья и род у чувашей. Согласно верованиям древних чувашей, каждому человеку предписывалось совершить две важнейшие миссии в течение жизни: заботиться о престарелых родителях, обеспечивая им достойную поддержку и уход, а также воспитывать детей честными и порядочными гражданами, оставляя после себя достойное продолжение рода. Семья занимала центральное место в жизни каждого чуваша, и главной жизненной задачей считалась забота о счастье собственной семьи, включая родителей и детей. Традиционная чувашская семья, известная как «кил-йыш», традиционно представляла собой трехпоколенный коллектив, состоящий из бабушек и дедушек, родителей и детей. Чуваши искренне чтили и глубоко уважали своих предков, демонстрируя это в устном народном творчестве. Народные песни часто повествуют не столько о романтической любви, сколько о глубоких чувствах к собственным родителям, родным и малой родине. Особенная нежность проявляется в отношении к матери, которой присущи уникальные обращения вроде «анне»

Семья и род у чувашей.

Моя прабабушка с папиной стороны в последнем ряду.
Моя прабабушка с папиной стороны в последнем ряду.

Согласно верованиям древних чувашей, каждому человеку предписывалось совершить две важнейшие миссии в течение жизни: заботиться о престарелых родителях, обеспечивая им достойную поддержку и уход, а также воспитывать детей честными и порядочными гражданами, оставляя после себя достойное продолжение рода. Семья занимала центральное место в жизни каждого чуваша, и главной жизненной задачей считалась забота о счастье собственной семьи, включая родителей и детей.

Традиционная чувашская семья, известная как «кил-йыш», традиционно представляла собой трехпоколенный коллектив, состоящий из бабушек и дедушек, родителей и детей.

Мои дедушка Георгий и бабуҫи Наталия , молодые.
Мои дедушка Георгий и бабуҫи Наталия , молодые.

Чуваши искренне чтили и глубоко уважали своих предков, демонстрируя это в устном народном творчестве. Народные песни часто повествуют не столько о романтической любви, сколько о глубоких чувствах к собственным родителям, родным и малой родине. Особенная нежность проявляется в отношении к матери, которой присущи уникальные обращения вроде «анне» и «апи», употребляемые только применительно к родной матери. Для чувашей понятия «анне», «апи» и «атăш» являются святыми и неприкосновенными, никогда не используются в негативном контексте, тем более в бранной речи.

Древние чуваши верили, что самый тяжкий грех -нанести обиду матери, ибо ее проклятия непременно исполнятся.

Дедушка Георгий с прабабушкой.
Дедушка Георгий с прабабушкой.

Мужчины и женщины в традиционной чувашской семье пользовались одинаковыми правами и взаимным уважением. Супруги дорожили отношениями, а случаи развода встречались крайне редко. Старики наставляли молодых: «Женщина -душа домашнего очага, мужчина -глава дома».

Труд обоих полов оценивался одинаково высоко, независимо от принадлежности к определенному полу. Отсутствие сына означало, что помощницей отцу становилась старшая дочь, а недостаток дочерей компенсировался участием младшего сына в домашних делах.

Цель каждой семьи заключалась в правильном воспитании следующего поколения. Рождение ребенка, независимо от пола, приносило огромную радость, а молитвы, адресованные высшим силам, неизменно содержали просьбы о рождении множества детей - сыновей и дочерей одновременно. Позднее, вследствие изменений в земельном законодательстве XVIII века, увеличилось желание иметь больше сыновей ввиду распределения земли согласно числу мужчин в семье. Однако традиция воспитания хороших невест оставалась важной частью культуры, учитывая необходимость щедрого приданого, которое обеспечивалось только обеспеченной и работящей семьей.(имеется ввиду украшение девушек или женщин при изготовлении которых использовались серебряные монеты, чем богаче семья тем больше монет)

Женский головной убор чувашек.
Женский головной убор чувашек.

Символично, что после появления первенца супруги начинали именоваться не иначе как «ашшĕ» и «амăшĕ» (отец и мать), а окружающие называли их по имени первенца, подчеркивая связь поколений.

В чувашском обществе никогда не существовало понятия брошенного ребенка. Осиротевших малышей брали на воспитание ближайшие родственники либо соседи, принимая их как родных. 

Особое значение в процессе воспитания отводилось бабушке и дедушке. Девушка после свадьбы покидала родительский дом и отправлялась жить к супругу, таким образом, дети большую часть времени проживали совместно с мамой, папой и его родителями - асатте и асанне.

Эти слова ясно демонстрируют значимость роли бабушек и дедушек в жизни чувашских семей. Асанне (старшая мама) и асатте (старший папа) обозначали соответственно старшего предка женского и мужского пола.

А это уже я , кто угадает, которая?)
А это уже я , кто угадает, которая?)

Поскольку родители постоянно занимались хозяйством и работой, поддерживаемые старшими детьми, маленькие внуки с раннего возраста находились рядом с бабушкой и дедушкой. Уже с первых лет жизни малыши активно общались и взаимодействовали с этими близкими взрослыми членами семьи.

Однако бабушка и дедушка по линии матери тоже оставались важными фигурами в жизни подрастающего поколения. Дети регулярно навещали кукамай (мамину мать) и кукаҫи (маминого папу).

Прабабушка Анастасия и прадедушка Архип с маминой стороны. В середине мамин дядя.
Прабабушка Анастасия и прадедушка Архип с маминой стороны. В середине мамин дядя.

При принятии любых значимых решений взрослые всегда учитывали мнение старших членов семьи, стараясь прийти к согласованному решению путем совместных обсуждений. Руководящую роль в домашнем хозяйстве обычно исполняла самая опытная женщина, тогда как решение вопросов, касающихся внешней стороны семейной жизни, лежало преимущественно на плечах старшего мужчины.

Нагрудное украшение чувашек.
Нагрудное украшение чувашек.

В наше время уже не встретить такого уклада, но уважение к взрослым, родителям, бабушкам и дедушкам, к своему роду у нас прививается с младенческого возраста.Расскажите , у вас так же?