В неизвестных воспоминаниях участников...
Как известно, с 28 июня 1941 года часть советских войск с боями организованно отходила вдоль берега Баренцева моря на Мурманск. Другая часть ушла на север, где заняла оборону по хребту Муста тунтури в самой северной части Кольского полуострова, на двух каменистых и скалистых плато полуостровов, малого — Среднего и большого –Рыбачьего.
29 и 30 июня передовые немецкие части с ходу попытались прорвать нашу оборону на перешейке полуострова Средний, имея почти пятикратное превосходство в людях и технике. Но были остановлены недоукомплектованным 135-м полком, усиленным 55-й и 56-й отдельными пулеметными ротами и сводным батальоном 100-го погранотряда, при артиллеристской поддержке советских эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий».
И здесь началось почти четырёхлетнее противостояние, в результате которого фашисты так и не прорвались на полуострова Средний и Рыбачий.
Алексей Никанорович Мильчаков с 1941 года был начальником радиосвязи Северного оборонительного района Северного флота. Принимал активное участие в десантных и разведывательных операциях при обороне полуострова Рыбачий и в десанте на мыс Пикшуев 11 сентября 1942 года.
Фрагмент воспоминаний кавалера 2-х орденов Красной звезды А. Н. Мильчакова об участии в десантной операции на реке Западная Лица осенью 1941 года: «На полуостровах Средний и Рыбачий находился 23 укреплённый район нашей Красной Армии. И считалось этого недостаточно для того, чтобы оборонять Мурманск, подходы к нему. Решили создать Северный оборонительный район. Этот Северный район был закреплён за Северным флотом…
Моя первая боевая награда за проведение операции высадка на мыс Пикшуев. В мою задачу входило развернуть посты наблюдения связи, обеспечить связь корректировщиков артогня и связь с кораблями, боевыми миноносцами, которые поддерживали десант 12 бригады морской пехоты. Связь прошла успешно. Всё хорошо. Был награждён орденом Красной Звезды.
Связь — это орган управления, особенно в бою. Без связи практически ничего нельзя сделать, тем более в такой большой войне. Мы принимали все меры, чтобы обеспечить связь бесперебойно. Но должен сказать, что немцы успевали схватывать и душить нашу связь. Но мы нашли такие методы, что одновременно работали на нескольких частотах. Немцы глушат нас на одной частоте, мы успеваем обеспечить связь на другой, они обнаруживают связь там — мы на третьей частоте. Оперативно работали. Всегда связь обеспечивали…
Потом был награждён орденом Красной Звезды за обеспечение связи на полуострове Рыбачий. Установили широкую сеть радиостанций. В общей сложности у нас там до тысячи радиостанций одновременно работало. Проводную связь мы широко использовали.».
Мильчаков Алексей Никанорович (Род. 1916 г. -?). Капитан, связист. Уроженец Кировской области. Организатор радиомастерской на полуострове Рыбачий. Награжден орденами: Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (двумя), медалями.
Степан Никанорович Червонный после окончания училища в 1941 году в звании лейтенанта был направлен в распоряжение командования 23-го укрепленного района Северного флота. И сразу попал в пекло ожесточённых боёв на безжизненном каменистом полуострове Рыбачий.
Фрагмент интервью командира подразделения связистов С. Н. Червонного о боях на полуострове Рыбачий в начале войны: «Война так неожиданно началась, что мы даже не знали, что брать с собой, а что оставить? Трактора нам было трудно погрузить — мы их оставили. А такие вещи, как брусья, турники, коня, козлы, мы всё это забрали с собой, потому что не знали куда их девать, хотя они нам потребовались не очень скоро.
Высадка (на полуостров Рыбачий — прим. автора) была очень сложной.
Нам дали такой ботик, который брал пятьдесят человек, всего на всего, с вооружением, конечно, с винтовками, боеприпасами и продовольствием.
Красильников (полковник — прим. автора) и полковой комиссар Шабунин, и полковник Собчак, высадились сразу первыми. Пятьдесят человек высаживается, Красильников сразу кого-то из них назначает командиром взвода, определяет им задачи и прям отправляет в бой, потому что нельзя было медлить, формироваться некогда. Высадились мы, все непосредственно вступили в бой…
(В первые дни войны — прим. автора) у нас не было хлеба, потому что мы взяли с собой сухой паёк. Ну, сколько можно хлеба взять с собой?! На сутки, на двое, ну, на трое самое большое. Поступил такой приказ: найти хлеб в районе Титовки! Потому, что знали, что там были пекарни и в этих пекарнях должен остаться хлеб. Немцы заняли Титовку, но могли не проникнуть на этот островок, где была пекарня. И мы в троём, три офицера, отправились на лодке. Прибыли мы на этот островок, навестили пекарню, обнаружили большой запас хлеба. Мы нагрузили лодку полную, отвели от берега. И так мы сходили три раза. На четвертый раз, когда мы пошли, там уже были немцы. Они открыли по нам бешенный огонь. Мы были вынуждены отойти. Мы между камней, отводя лодку, вплавь вернулись, обеспечив хлебом воюющие подразделения…
Спрашивают иногда: страшно в бою? Конечно, страшно! Бесстрашных не бывает. Но я переносил удивительно спокойно. Как говорят, на фронте проверяется мужество, умение и знание. Первое впечатление было такое, что любыми путями победить и остаться в живых, но, чтобы отстоять свою землю. У нас не было ни одного нытика. Я вот удивляюсь, не было ни одного труса! Мне нравилось, сто народ настолько был сплочённый, жизнерадостный. Настолько мы знали друг друга, что мы могли ручаться каждый за каждого.
И когда противник был остановлен, а было это не сразу, а в течении двух — трёх недель. Кутовая (Губа Кутовая в Мурманской области — прим. автора) переходила из рук в руки по нескольку раз в сутки. И вот, с первых дней войны и до последних этом рубеж не был нарушен!
Мы считали, все фронтовики, что это Малая Земля (полуостров Рыбачий — прим. автора). Когда-то он, очевидно, был островком. Потом появился перешеек, отмель, и он соединился с маленьким полуостровом, в конце концов с ещё одним — Средним. И получилось два полуострова соединённых маленькими узкими перешейками. Муста тунтури — это хребет, который от одного залива до другого стоит стеной (Хребет Муста тунтури пролегает по континентальной части перешейка между материком и полуостровом Средним с запада на восток — прим. автора). Особенно со стороны Среднего он непреклонной стеной стоит, скалистая стена. А со стороны, откуда наступали немцы он пологий. Очень интересный скалистый такой полуостров. Правда без растительности. В основном были берёзки, и та в первые же дни войны исчезла. Потому, что надо было делать укрепления, необходимо было готовить пищу. А так он скалистый голый полуостров. Очень много птиц, много было оленей, много рыбы, озёр много. Птичьи базары большие.
Стратегически чем он знаменит, что этот полуостров Средний как раз выходит своими берегами против берегов Норвегии. А батарея Поначерного это залив «перекрывала» и не давала возможности сосредоточиться немецким судам в Петсамо (ныне — посёлок городского типа Печенга — прим. автора). Любая их попытка просто увенчивалась неуспехом. Потому что батарея Поначерного и весь дивизион Космачева — они перекрывали весь этот промежуток…
Полковник Красильников дал такое задание: очень часто выходит связь и как ответственный бой — никакой связи нет! А без связи войска ни ушей, ни глаз не имеют! И нам дали такое задание: прорыть траншею, проложить трубы водосточные, пропустить кабель через трубы и зарыть. Старший лейтенант Журавель отправился в Эйно доставить трубы. Это порядка 60-ти километров. Надо было грузить на баркасы трубы и, как бурлаки на Волге, берегом тянуть, отталкивая от камней эти баркасы. А моя задача: проложить эти трубы и продёрнуть кабель. Чтобы было нагляднее скажу: когда боец выкидывает из траншеи грунт на лопатке или мелкий камень, потому что там грунта почти нет, а больше скалы, камень, то в это время снайпер свободно простреливает его лопатку. Задача была выполнена. И связь устойчиво работала чуть ли не полгода. Если только тяжёлый снаряд попадает, где-то вырвет, мы этот участок залечиваем, восстанавливаем. Вот за эту связь я был награждён орденом Красной Звезды. Все были награждены…
Бомбили очень сильно. Я помню такой случай. Мы только в баню зашли, чтобы помыться, в это время полетели щепки со стен. Схватили только бельё, выскочили на улицу, смотрим Юнкерс-88 прямо по головам ходит и стреляет, не то, чтобы там бомбить, а с пулемёта стреляет! И вот старшина вышел, спокойным таким шагом, залёг за пулемёт. Он на втором круге как зашёл вверх, он взял и такую сплошную очередь пустил и отрезал ему крыло, представляете?! И этот Юнкерс раскрутился и в залив. Но как раз отлив был, и он в камни! Мы все побежали туда посмотреть. Все довольны были, что отлетался!
Червонный Степан Никанорович (Род. 1919 г. -?). Майор, участник обороны Заполярья. С 1939 г. по комсомольскому набору становится курсантом военного училища. Воевал на полуостровах Рыбачий и Средний. В 1944 г. — лейтенант телеграфно-строительной роты 336-го батальона связи, затем в 278-м отдельном батальоне связи, был помощником начальника штаба батальона. В августе 1945 г. назначен начальником связи отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны. В 1949 г. — майор. В 1950 г. был осужден по политической статье 58—10 УК и приговорен к 10-ти годам лишения свободы. Отбывал наказание на стройке в ИТЛ Мурманской области в поселке Зеленый Бор Кандалакшского района. 30 июня 1956 г. Военная Коллегия Верховного суда Советского Союза отменила приговор. Получив восстановление в правах, работал электромонтером на Оленегорском горно-обогатительном комбинате. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.
Продолжение следует...
Владлен Дорофеев
Другие публикации автора:
Фотоматериал использован из фотоархива автора и из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!