Найти в Дзене
ТЕНИ ПРЕДКОВ.

Правление князя Владимира Святославича (ок. 960 – 1015) (часть 1)

Убийство князя Олега Ярополком (977 год) Перед своим последним походом в 970 году великий князь киевский Святослав Игоревич разделил Русь между тремя сыновьями: Ярополк — получил Киев и формальный титул великого князя. Олег — получил Древлянскую землю (с центром в Овруче). Владимир — получил Новгород. Конфликт начался не между Ярополком и Олегом напрямую, а из-за их приближенных. На охоте в древлянских лесах сын воеводы Ярополка по имени Лют начал преследовать дичь, заехав во владения Олега. Князь Олег, увидев чужака на своей земле, спросил: "Кто таков?" Ему ответили: "Сын воеводы Ярополка". Олег, вспылив, приказал убить Люта. Вероятно, это была демонстрация власти и ответ на нарушение его суверенной территории. Узнав о смерти сына своего верного сподвижника, Ярополк, под давлением и уговорами воеводы Свенельда (отца Люта), решил наказать брата. Он собрал войско и выступил против Олега. Войска Ярополка разбили дружину Олега. Во время панического отступления к городу Овручу на узком мос

Убийство князя Олега Ярополком (977 год)

Перед своим последним походом в 970 году великий князь киевский Святослав Игоревич разделил Русь между тремя сыновьями: Ярополк — получил Киев и формальный титул великого князя. Олег — получил Древлянскую землю (с центром в Овруче). Владимир — получил Новгород.

Конфликт начался не между Ярополком и Олегом напрямую, а из-за их приближенных.

На охоте в древлянских лесах сын воеводы Ярополка по имени Лют начал преследовать дичь, заехав во владения Олега. Князь Олег, увидев чужака на своей земле, спросил: "Кто таков?" Ему ответили: "Сын воеводы Ярополка". Олег, вспылив, приказал убить Люта. Вероятно, это была демонстрация власти и ответ на нарушение его суверенной территории. Узнав о смерти сына своего верного сподвижника, Ярополк, под давлением и уговорами воеводы Свенельда (отца Люта), решил наказать брата. Он собрал войско и выступил против Олега. Войска Ярополка разбили дружину Олега. Во время панического отступления к городу Овручу на узком мосту через ров возникла давка. Молодого князя Олега Святославича столкнули с моста в глубокий ров, где он и погиб, задавленный телами падающих сверху людей и лошадей. Так Ярополк, возможно, и не желавший смерти брата, стал прямым виновником его гибели и объединил под своей властью Киев и Древлянские земли.

Бегство Владимира в Скандинавию

Весть об убийстве Олега и объединении сил Ярополка быстро дошла до Новгорода. Для Владимира ситуация была очевидной. Теперь у Ярополка не осталось соперников, кроме него. Логичным следующим шагом киевского князя было бы подчинение Новгорода и устранение последнего брата. Оставаться в Новгороде было смертельно опасно.

В 977 году Владимир, опасаясь разделить участь Олега, бежал "за море". Под "морем" в древнерусских летописях почти всегда понимается Балтийское море, а "за морем" — это Скандинавия, конкретно — Швеция или Норвегия. Важно помнить, что Владимир сам был наполовину скандинавом. Бегство к варягам было для него естественным шагом.

Владимир провел в Скандинавии около двух лет. За это время он собрал сильное войско варягов, договорился с ними о платеже (обещание богатой добычи с Киева) и в 979 году вернулся в Новгород, изгнав посадников Ярополка.

С этого момента началась новая междоусобная война, которая закончилась в 980 году: первым делом Владимир захватил ключевой город Полоцк, убив его князя Рогволода и силой взяв в жены его дочь Рогнеду. Затем он двинулся на Киев. Осадив город, Владимир хитростью выманил Ярополка на переговоры в свой лагерь, где два варяга-наемника предательски убили Ярополка. Так, Владимир Святославич стал единоличным правителем Киевской Руси.

Языческий период правления (980-988 гг.)

Сразу после прихода к власти Владимир провел языческую реформу. На холме рядом с своим теремом он установил идолов шести главных богов во главе с Перуном (богом грома и молний, покровителем князя и дружины). Целью было объединить племена разных славян под единым религиозным культом.

Несмотря на грандиозность замысла, реформа провалилась. Она была слишком искусственной и навязанной сверху. Эта попытка не остановила распространение христианства, которое предлагало более развитую теологию и связи с могущественными соседями. Жестокие традиции не всем были по нраву. Принесение человеческих жертв богам, в том числе варяга-христианина Федора и его сына Иоанна (этот случай стал одним из толчков к последующему крещению).

В этот же период Владимир предпринял ряд походов на соседей.

Против вятичей (981-982 гг.): Это был поход с целью повторного подчинения славянского племени вятичей, которое платило дань еще отцу Владимира, Святославу, но после его смерти перестало. Владимир их "победил и возложил на них дань".

Против Польши (Червенские города, 981-992 гг.): В результате успешных походов Владимир отвоевал у Польши так называемые Червенские города (Перемышль, Червен и др.) — стратегически важные территории на западе, открывавшие путь в Центральную Европу.

Против ятвягов (983 г.): Военный поход на балтское племя ятвягов, жившее в лесах на территории современной Западной Беларуси и Литвы. Целью было обезопасить западные границы и расширить влияние.

Воевал с Волжской Булгарией, успешно отражал набеги печенегов, строя на границах укрепленные линии.

-2

Крещение Руси (988-989 гг.)

Причины принятия христианства были глубокими и многогранными:

· Идеологическое единство: Язычество, с его множеством племенных богов, мешало консолидации разнородных племен в единое государство. Единобожие давало мощную идеологическую основу для централизованной власти.

· Международный престиж: Русь оставалась "варварской" страной в глазах могущественных христианских соседей — Византии и Европы. Принятие христианства выводило её на равный дипломатический уровень.

· Укрепление власти: Христианство с его концепцией "власть от Бога" (Божественное право королей) укрепляло авторитет князя.

· Культурное развитие: Христианство принесло с собой письменность, каменное зодчество, иконопись, фрески, литературу и право.

Согласно "Повести временных лет", Владимир выслушал проповедников от разных религий (ислам, иудаизм, католицизм, православие) и отправил послов, чтобы те увидели богослужения в других странах. Больше всех послов поразило богатство и красота богослужения в соборе Святой Софии в Константинополе.

Примерно в это же самое время византийские императоры Василий II и Константин VIII попросили у Владимира военную помощь для подавления мятежа. Владимир согласился в обмен на брак с их сестрой, принцессой Анной. Это был беспрецедентный шаг — византийские принцессы никогда не выходили замуж за "варваров". Те поставили условие Владимиру- непременное крещение.

Владимир принял крещение в Херсонесе (Корсуни) в Крыму, вероятно, в 988 году. Вернувшись в Киев, Владимир приказал уничтожить языческих идолов (Перуна сбросили в Днепр) и крестить жителей Киева в водах Днепра. Этот акт стал символическим началом христианской истории Руси.