На днях увидела стикерпак, удивительно подходящий роману «Хроники Птицелова»: мрачный, с кладбищенскими пейзажами и — лучшее! — статуей ангела, которая в книге играет определенную роль. Уже потянулась оформить заказ, но приостановилась и спросила себя: а всех ли порадует такой подарок? В плане, это нормально, клеить надгробие на тетрадь, чехол для телефона и так далее?
А следом пришло воспоминание. Моя мама, прочитав «Хроники Птицелова», возмутилась:
— Почему столько кладбищ?
— Э-э... А насилие и безумие героев тебя не смутили?
— Нет. Просто про кладбище много!
На самом деле, не так и много, но кладбище — одна из важных локаций, потому что главный герой, Чтец, читает книги мертвым, и именно на его, так сказать «рабочем месте» происходят важные события. Главная героиня, Птицелов, чувствует себя там вполне комфортно: восхищается детским надгробием, на котором спит ягненок, и фигурой ангела с карающим мечом, а когда остается там одна ночью, спокойно обращается ко всем, кто, как она думает, может ее слышать.
В этом мы с ней близки. Я люблю кладбища по трем причинам. Во-первых, нередко там очень красиво — совершенно особая, прекрасная скорбь, заключенная в скульптурах и надписях на надгробиях. Во-вторых, тихо. В-третьих, там тебя окружает множество историй, и можно спокойно пофилософствовать о человеческом бытии и помолиться о даровании покоя для тех, кто уже оставил этот мир.
Я не то чтобы часто гуляю по кладбищам, но если выпадает шанс — никогда не отказываюсь. Такие возможности выдаются нечасто, и, бывает, я отправляюсь на экскурсии по интернету. Кстати, про вышеупомянутое надгробие с ягненком из «Хроник Птицелова» я не придумала: увидела его на фотографии. Ну, а у ангела-стража, понятно, прообразов предостаточно.
Вообще, скульптуры с ангелами — это моя слабость, и иногда я шучу, что отправляюсь на кладбища на поиски ангелов. Интересный факт: я не нашла ангелов только на одном, в якутской деревне, но оно было совершенно особенное, расскажу как-нибудь в другой раз.
Обычно в таких прогулках кто-то составляет мне компанию, так что я точно знаю — у меня есть единомышленники. Но много ли их?
Комфортно ли вам посещать кладбища? Как вы относитесь к так называемой «кладбищенской» эстетике?