Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) – один из ключевых представителей русского импрессионизма, театральный декоратор, педагог и писатель. Его искусство – это настоящий праздник цвета, света и радости бытия.
Константин Коровин является одним из самых ярких представителей русского импрессионизма, но его жизнь и творчество полны малоизвестных фактов, которые раскрывают многогранность личности художника.
Константин родился в 1861 году в Москве, в купеческой семье, где ценили искусство. Мать, Аполлинария Ивановна, играла на арфе и писала акварели; отец, Алексей Михайлович, получил университетское образование. До 13 лет Константин не учился в школе, был на домашнем обучении, проводя время в деревне, где наслаждался природой и простыми радостями жизни. Он вспоминал, что это были "лучшие годы всей моей жизни". В детстве художник мечтал добраться до мыса Доброй Надежды. Он устраивал импровизированные "путешествия", используя стул как корабль и скатерть как парус.
В 14 лет Константин Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но позже перевёлся на живописное. Обучался у известного художника В. Д. Поленова. Уже в ранних пейзажах Коровина заметен интерес к передаче света и воздушной среды, позже ему всегда замечательно удавалось отобразить на своих полотнах окружающий мир в ослепительной игре света и цвета.
В середине 1880‑х Коровин вошёл в Мамонтовский кружок , сообщество художников, увлечённых русским фольклором. Под влиянием Виктора Васнецова он написал "Северную идиллию" (1892) – крестьянки в национальных платьях на фоне тонкого, задумчивого пейзажа. Но Коровин не застыл в народном стиле, его манила современность, движение, свет.
По заказу промышленника С. И. Мамонтова в 1894–1897 гг. художник вместе с Валентином Серовым отправился на Север, где создал целую серию ярких работ, на них холодные северные пейзажи оживают благодаря смелым цветовым контрастам... суровое море, северное сияние – всё это вспыхнуло на его полотнах неожиданными красками. Художники Коровин и Серов очень сдружились, и были настолько близки, что Савва Мамонтов в шутку называл их "Серовин" и "Коров".
Константин Коровин пришёл к импрессионистической манере письма интуитивно, задолго до поездок во Францию. Его "Портрет хористки" (1887) стал первым примером русского импрессионизма, хотя художник тогла и не знал о существовании этого направления. Эта картина была написана в технике a la prima , за один сеанс, что было необычно для того времени.
Помимо живописи, Константин Коровин создавал эскизы костюмов и декораций для опер и спектаклей. Уже в 23 года художник начал работать в Частной опере Саввы Мамонтова, оформлял постановки в Абрамцевском кружке, а позже работал в Императорских театрах – Большом и Мариинском, создавал декорации для "Русских сезонов" Сергея Дягилева.
Но настоящей страстью художника стал Париж. Город, который он полюбил и который ответил ему взаимностью. Коровин писал парижские бульвары утром, когда город только просыпается, и ночью, когда огни кафе и фонарей превращают улицы в сказочное зрелище.
В его картинах чувствуется восторг человека, который видит красоту в каждом мгновении. Он не копировал французских импрессионистов, он говорил с ними на одном языке, но с русским акцентом: его мазок был плотнее, краски насыщеннее, а в самой манере есть что‑то от широкой русской души.
В творчестве Константина Коровина нашлось место не только пейзажам, но и портретам, и натюрмортам. Коровин построил в Гурзуфе дачу «Саламбо» в стиле конструктивизма, где подолгу гостили Рахманинов, Куприн, Шаляпин и другие представители интеллигенции.
На этой даче художник создал множество картин с крымскими пейзажами и колоритных натюрмортов. Коровин использовал цвет не для копирования натуры, а для передачи настроения. Его палитра – это симфония розовых, голубых, золотых оттенков.
Широкие, энергичные штрихи на его картинах создают ощущение движения. Даже в пейзажах чувствуется театральное начало, композиция строится как сценическая мизансцена. Художник мастерски передавал вибрации света: таинственный туман, закатные блики, мерцание огней.
Даже в тяжёлые времена Коровин оставался художником до конца. Во время Первой мировой войны он работал консультантом по маскировке в штабе русской армии, но и там находил место красоте, учил солдат видеть гармонию линий и оттенков. После революции Коровин не выступал против новой власти, но так не смог найти себя в советской России. Он состоял в Комиссии по охране памятников искусства, но чувствовал себя чужим в новых условиях.
В 1923 году он уехал в Париж – сначала ненадолго, для лечения сына, но остался навсегда. Перед отъездом в 1922 году Коровин передал свои картины галеристу Крайтору, который исчез с работами и деньгами. Эмиграция не сломила художника: он продолжал писать парижские улицы, вспоминал Россию в красках. Его работы в эмиграции полны той же жажды жизни, что и ранние его полотна.
Но ностальгия давала о себе знать: он писал письма с просьбой вернуться в Россию, но судьба распорядилась иначе. Во Франции художник жил в нищете, несмотря на известность. К 70 годам он почти потерял зрение и зарабатывал на жизнь публикацией мемуаров и рассказов. В эмиграции Коровин написал более 400 рассказов, которые литературные критики оценивают как "живописные" и свидетельствующие о его даре писателя.
Константин Коровин умер 11 сентября 1939 года в Париже. В тот день город бомбили, и вой сирен стал последним звуком, который он услышал. Но его картины остались , как вечное напоминание о том, что мир можно увидеть иначе: ярким, праздничным, полным света.
Коровин оказал огромное влияние на русское искусство: воспитал поколение художников (в т. ч. в Строгановском училище); доказал своими работами, что импрессионизм может быть "русским", с национальной образностью; расширил границы театральной живописи.
Наследие художника – это не только сотни полотен, но и особая философия живописи. Для Коровина искусство – это не следование правилам, а свобода чувствовать. Его мазок – энергичный, щедрый, порой даже дерзкий, показывает красоту в обыденном: в утреннем тумане, в бликах на воде, в разноцветных бумажных фонариках, которые кто‑то зажигает вечером.
Жизнь Константина Коровина – это история большого таланта, пережившего взлёты и падения. Способность мастера сочетать великолепную живопись с литературой, любовь к путешествиям и умение оставаться оптимистом, несмотря на болезни и семейные трагедии, делают его фигуру уникальной в истории русского искусства.