Обычно выбор спектакля, который хотелось бы посмотреть, это моя забота. Но на сей раз инициатива исходила от мужа. Повод уважительный – юбилей. Нет, юбиляр не муж. 80 лет Никите Сергеевичу Михалкову. Вот в его театр и на его спектакль мы и пошли.
Но сначала небольшое отступление. Расскажу о прогулке, которую мы совершили по дороге в театр.
Я не очень хорошо знаю Москву. Поэтому, оказавшись в Борисоглебском переулке (случайно для меня!), я тут же вспомнила, что уже несколько лет собираюсь посетить музей Марины Цветаевой. И если зайти в музей мы не успевали, то подойти к памятнику поэту надо было непременно.
А мы двигаемся в сторону театра. Но сначала ещё об одном памятнике, который находится совсем рядом с местом, куда мы идём.
Памятник замечательному детскому поэту (прежде всего!) стоит возле дома, в котором он прожил бóльшую часть своей жизни, с 1951 года по 2009, до самой своей смерти.
Рядом с памятником поэту стоит ещё одна фигурка. Это девочка-читательница несёт цветы автору своих любимых книжек.
Очень трогательная фигурка и, пожалуй, неожиданная.
Как, всё-таки, интересно складываются некоторые судьбы. Вот известный режиссёр идёт в свой театр. Идёт мимо дома, в котором жил со своими родителями, когда был маленьким. Во дворе дома памятник твоему отцу, а на соседнем доме памятная доска с именем твоего деда.
Для меня это всё удивительно и как-то совсем из другой жизни. Наверное, непростой, но творческой и яркой.
А теперь о театре.
В 2017 году здание Государственного театра киноактëра было закрыто на ремонт и реконструкцию. В 2025 году театр открылся под названием
«Мастерская "12" Никиты Михалкова».
Никита Михалков – художественный руководитель этого театра.
Премьера спектакля «Перед рассветом» состоялась в июне этого года.
Основа спектакля – пьеса Бертольта Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи".
Перед началом к зрителям вышел режиссёр-постановщик спектакля Никита Михалков. Он напомнил, что Брехт – не самый простой писатель и выразил надежду, что зрители настроены на серьëзный лад и не побегут из зала до конца представления (спектакль идёт два часа без антракта, скажу сразу, не вышел ни один).
Спектакль состоит из девяти сцен, названия которых – брехтовские. Между частями – так называемые, зонги.
Зонг – музыкальный номер между частями спектакля, в которых актëры обращаются к зрителям.
В зонгах использовали слова из стихотворения Брехта “Бараний марш".
Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны, –
Кожу для них дают
Сами бараны.
Брехт писал свою пьесу о нацистской Германии, находясь в эмиграции. Но писал он её с 1934 по 1938 год. В каждом сюжете – боль, человеческие страдания и потеря человечности, ужас, кровь... Буквально.
Никита Михалков: "Это история о том, что делают с людьми страх и ложь".
Спектакль потрясает невозможностью понять, как (!) человек может стать таким... существом. А ещё пугает тем, что по большому счету, человек не изменился. И как бы ужасно ни было то, что мы видим на сцене (читаем у Брехта), вдруг приходит понимание, что всё это есть и сегодня, здесь и сейчас. И гораздо ближе, чем нам кажется на первый взгляд...
Более подробно рассказать о спектакле, наверное, не получится. Думаю, не смогу. Да и незачем. Это как напеть оперу, которую только что прослушал. Тем более, если нет ни голоса, ни слуха.
О чём ещё хочу сказать. Актëры! Молодые, с прекрасными голосами, с горящими глазами, с нервом. Им веришь. Ощущение, что талантливы все!
Упомяну некоторых.
Спектакль построен так, что каждый актёр участвует в нескольких сценах. Вот как только появлялся Александр Ведменский, я от него просто не могла отвести глаз. Потрясающий актёр. Просто жил на сцене. Правдоподобность невероятная.
И ещё одного актёра выделю. Его голос заставил таки меня заплакать. Хотя я стойко держалась почти весь спектакль.
Ну и, пожалуй, ещё раз процитирую Никиту Михалкова, который сказал так, комментируя название спектакля: "Чем темнее, тем больше ждёшь света". Не поспоришь. Мы все его ждём.
По окончании спектакля зрители аплодировали стоя. И кричали : "Браво!" На поклон вышли режиссёр-постановщик, художник-постановщик и, конечно все актëры, молодые, талантливые и одухотворëнные.
***
Бертольта Брехта я читала последний раз ещё в школе на уроках немецкого языка. Это были части из его книги "Мамаша Кураж и её дети". Непростительно. Обязательно найду его книги (дома не оказалось ни одной) и прочитаю.
Ещё попалась информация, что, оказывается, есть фильм 1965 года, снятый в жанре телеспектакля по пьесе "Страх и отчаяние в Третьей империи". Режиссёр фильма Д. Карасик, снимались в нём О. Басилашвили, Э. Виторган и другие актёры. Посмотрю. Но только после прочтения пьесы.
P.S. Если давно не были в театре, присмотритесь к репертуару "Мастерской".