Найти в Дзене

Стартер не крутит: причины и диагностика проблемы

Ситуация, когда поворачиваешь ключ или нажимаешь кнопку запуска, но стартер не крутит двигатель — знакома многим водителям. Это одна из самых неприятных неисправностей, особенно в мороз или в дороге. Причин может быть много: от банальной разрядки аккумулятора до выхода из строя самого стартера. В этой статье расскажем, почему стартер не крутит, как провести быструю диагностику, и что делать в каждой ситуации. Стартер — это мощный электродвигатель, который запускает вращение коленвала при запуске двигателя. Он состоит из: Работа стартера напрямую зависит от состояния аккумулятора, электрики и зажигания. 1. 🔋 Разряжен аккумулятор Симптомы: Проверка: Что делать: 2. ⚡ Плохой контакт на клеммах АКБ или массы Симптомы: Проверка: Что делать: 3. 🧲 Неисправность втягивающего реле Симптомы: Проверка: Что делать: 4. 🔧 Неисправность самого стартера (якорь, щётки, обмотка) Симптомы: Проверка: Что делать: 5. 🛠 Не работает замок зажигания или кнопка старт Симптомы: Проверка: Что делать: 6. 🔌 Неи
Оглавление

Ситуация, когда поворачиваешь ключ или нажимаешь кнопку запуска, но стартер не крутит двигатель — знакома многим водителям. Это одна из самых неприятных неисправностей, особенно в мороз или в дороге. Причин может быть много: от банальной разрядки аккумулятора до выхода из строя самого стартера. В этой статье расскажем, почему стартер не крутит, как провести быструю диагностику, и что делать в каждой ситуации.

Как работает стартер?

Стартер — это мощный электродвигатель, который запускает вращение коленвала при запуске двигателя. Он состоит из:

  • Электродвигателя
  • Бендикса (обгонной муфты)
  • Втягивающего реле
  • Контактной группы

Работа стартера напрямую зависит от состояния аккумулятора, электрики и зажигания.

Причины, по которым стартер не крутит

1. 🔋 Разряжен аккумулятор

Симптомы:

  • Ноль реакции на поворот ключа
  • Тусклые или вовсе не загораются лампы
  • Щелчок, но мотор не вращается

Проверка:

  • Замерь напряжение: если ниже 12 В — АКБ разряжен
  • Напряжение при запуске падает ниже 9.5 В — батарея не держит ток

Что делать:

  • Зарядить аккумулятор
  • Попробовать «прикурить»
  • Проверить генератор (может не заряжать АКБ)

2. ⚡ Плохой контакт на клеммах АКБ или массы

-2
-3

Симптомы:

  • Полное отсутствие реакции
  • Искрение при попытке запуска
  • Нагрев проводов

Проверка:

  • Осмотри клеммы АКБ — нет ли окислов, трещин
  • Проверь массу на кузов и мотор
  • Потяни провода — есть ли ослабления?

Что делать:

  • Очисти и затяни клеммы
  • Проверь и затяни массу двигателя и кузова
  • Замени окисленные провода

3. 🧲 Неисправность втягивающего реле

-4

Симптомы:

  • Один громкий щелчок, но стартер не крутит
  • Иногда помогает постучать по стартеру — временно

Проверка:

  • Послушай: если есть «щёлк», но без вращения — виновато втягивающее
  • При подаче 12 В на управляющий контакт — нет реакции

Что делать:

  • Ремонт или замена втягивающего
  • Временно: аккуратно постучать по стартеру (через дерево или молоток)

4. 🔧 Неисправность самого стартера (якорь, щётки, обмотка)

-5

Симптомы:

  • Тишина или только щелчки
  • Стартер вращается «вяло» или вообще не крутит
  • При подаче напряжения напрямую — нет реакции

Проверка:

  • Подключи +12 В напрямую на стартер (с осторожностью)
  • Если не реагирует — стартер под замену

Что делать:

  • Ремонт: замена щёток, чистка
  • Или полная замена стартера

5. 🛠 Не работает замок зажигания или кнопка старт

-6

Симптомы:

  • Нет «щёлка» втягивающего
  • Остальная электрика работает
  • Стартер реагирует, если замкнуть напрямую

Проверка:

  • Проверь напряжение на управляющем проводе
  • Прозвони замок/кнопку на замыкание

Что делать:

  • Заменить замок или кнопку
  • Проверить реле стартера

6. 🔌 Неисправны предохранители или реле

-7

Симптомы:

  • Полная тишина
  • Нет щелчков
  • Остальная часть авто работает

Проверка:

  • Осмотри предохранитель стартера и реле
  • Попробуй заменить реле на заведомо исправное

Что делать:

  • Заменить перегоревший предохранитель
  • Прикинуть причину (например, КЗ)

Диагностика стартера по шагам

-8

Что делать, если стартер не крутит в дороге?

✅ Проверь клеммы АКБ и массу
✅ Попробуй «прикурить» от другого авто
✅ Постучи по стартеру (вдоль корпуса)
✅ Используй буксировку (если есть механика)
✅ В крайнем случае — эвакуатор

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Можно ли ремонтировать стартер?

Да. Зачастую хватает замены щёток, втягивающего или чистки коллектора. Новый стартер может стоить от 5 000 до 15 000 ₽, ремонт — 1 500–4 000 ₽.

Что быстрее умирает в стартере?

Чаще всего — щёточный узел и втягивающее реле. Затем — износ подшипников, износ коллектора и межвитковое замыкание.

Может ли стартер «глючить» от температуры?

Да. При сильном морозе втягивающее может «зависать», щётки — подзалипать, а жидкости густеют, что усложняет запуск.

Если стартер не крутит, важно быстро локализовать проблему — от простого (АКБ, клеммы) до сложного (сам стартер, втягивающее, проводка). Грамотная диагностика поможет сэкономить деньги на замене деталей, а в некоторых случаях — решить проблему прямо на месте.