Найти в Дзене
Позвольте поделиться

Не читать тем, кто собирается на спектакль

«Ах, это всё Ветры Судьбы!… Ветры Судьбы порой проносятся над нашей планетой, над моим островом и, подхватив на свои крылья мои книги, уносят их на континент…» — это слова писательницы и поэтессы Марии Романушко , которые я никогда бы не прочитала, если бы не посмотрела спектакль ЦДР «Енгибаров». Ветры Судьбы ведут и переплетают человеческие жизни, как переплели они жизнь Леонида Енгибарова с жизнью молоденькой восторженной девушки, пишущей стихи и ищущей свой путь в жизни. Её платоническая любовь не угасла со временем, а выразилась в желании сохранить память о Енгибарове. Это и публикация его литературных архивов, и написание сценариев к фильмам о нем, и трилогия «Побережье памяти», насквозь пропитанная чувствами и воспоминаниями.
Видно, что именно воспоминания Марии Романушко и новеллы самого Леонида Енгибарова легли в основу спектакля ЦДР. Спектакля яркого и эксцентричного, ведь цирковая эксцентрика — это тот жанр, в котором выступал знаменитый клоун. Автор инсценировки и режиссёр А

«Ах, это всё Ветры Судьбы!… Ветры Судьбы порой проносятся над нашей планетой, над моим островом и, подхватив на свои крылья мои книги, уносят их на континент…» — это слова писательницы и поэтессы Марии Романушко , которые я никогда бы не прочитала, если бы не посмотрела спектакль ЦДР «Енгибаров».

ФОТО С САЙТА ТЕАТРА
ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

Ветры Судьбы ведут и переплетают человеческие жизни, как переплели они жизнь Леонида Енгибарова с жизнью молоденькой восторженной девушки, пишущей стихи и ищущей свой путь в жизни. Её платоническая любовь не угасла со временем, а выразилась в желании сохранить память о Енгибарове. Это и публикация его литературных архивов, и написание сценариев к фильмам о нем, и трилогия «Побережье памяти», насквозь пропитанная чувствами и воспоминаниями.
Видно, что именно воспоминания Марии Романушко и новеллы самого Леонида Енгибарова легли в основу спектакля ЦДР. Спектакля яркого и эксцентричного, ведь цирковая эксцентрика — это тот жанр, в котором выступал знаменитый клоун. Автор инсценировки и режиссёр
Александр Недомолкин превращает театральную сцену в круг цирковой арены. Вне круга остается лишь разбирающая архивы писательница. И прочитанное довольно быстро увлекает её центробежной силой притяжения в гущу событий.
Начало истории несколько сумбурное, разбитое на студенческие сценические этюды. Но постепенно, повествование выравнивается, появляются сольные партии, и начинают четко прослеживаться события: первые успехи, признание, проблемы с руководством, любовь. Эскизы нескольких номеров, ставших визитной карточкой Енгибарова, упоминание о тех номерах, которые сложно выполнить, не имея специальной цирковой подготовки.

ФОТО С САЙТА ТЕАТРА
ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

Что показалось странным, так это введение образа матери, говорящей на армянском языке. Мать у Леонида Енгибарова была русской, отец армянин был старше матери и умер, когда сын был ещё мальчиком. Леонид родился в 1935 году и жил в Москве. И как следует из сохранившихся интервью: «... дома на армянском языке отец говорил только с гостями из Еревана и с родственниками. В свое время я серьезно занялся армянским и научился на этом языке объясняться в любви, ругаться и с трудом читать рецензии на мои выступления в армянских газетах». То есть, если бы какие-то армянские фразы произносились мужским голосом, могла бы найти какое-то оправдание, женским — вне логики.
История с «девочкой, которая умела летать» показана с существенным искажением. По спектаклю создается впечатление, что Енгибаров потерял интерес к жизни, когда она сорвалась и разбилась. Да, Ядвига Кокина серьезно пострадала при падении еще при жизни Енгибарова, но она восстановилась и продолжила участие в аттракционе «Галактика» совершая двадцатиметровый прыжок в сетку. Были травмы и после его ухода, но воздушную гимнастику Ядвига не бросила. После смерти Енгибарова Мария и Ядвига встречались несколько раз, между ними установились дружеские отношения. В 1982 году при подготовке вечера памяти Енгибарова Мария Романушко звонила Ядвиге с приглашением принять участие. Ядвига отказалась по двум причинам, как оказалось у нее недавно родилась дочь, но главное, что муж до сих пор испытывал ревность к прошлому супруги, к ее давнему роману с Енгибаровым.
Еще одним недоумением стало торпедирование в спектакле темы алкоголя. Бутылок от спиртного было много. Интересный музыкальный номер создали. Но снова слова из интервью: «...если уж вы хотите цифры, то давайте запишем еще такую: мною выпито... около 24 тысяч бутылок лимонада или минеральной воды. По 4 за представление. Каждое представление - это большой расход сил, и всегда хочется пить».
Странные чувства вызвала сцена «цирковое братство против руководства». Утром в день спектакля смотрела документальный фильм о жестокой конкурентной борьбе между цирковыми за заграничные гастрольные туры в советские времена. Так что сомнительна поддержка от коллег в вопросе выезда за границу.
Но большой плюс постановки, что вспомнили о замечательном человеке. Пересмотрела после спектакля не один документальный ролик с выступлениями Енгибарова, книжек почитала, имена новые для себя открыла. Полезное это дело байопики, расширяют кругозор.
Музыкальная составляющая всегда сильна в ЦДР, в данном спектакле не исключение. Симпатичен актер
Александр Фокин, исполняющий роль Леонида Енгибарова. Выразительны и другие образы. Совершенно фееричным получился директор цирка у Сергея Маркеева (если соберутся в ЦДР ставить ещё и про Карандаша, то артист на главную роль у них есть).
Для меня, несмотря на крупные биографические неточности, о которых узнала уже после просмотра, спектакль получился. В нем есть легкость, свет и лирика, присущие творчеству Енгибарова.