Глава 1. Политическая культура
Политическая культура — это система ценностей, знаний, норм, установок и моделей поведения, определяющих отношение людей к политике и их участие в ней. Это не посещение театров, не только знание законов и не просто образование, а совокупность политических ориентаций.
Структура политической культуры не ограничивается только знаниями, только эмоциями или только участием в выборах, а включает политические знания (информированность о политике, институтах, процессах), политические ценности (представления о желательном устройстве общества, справедливости, свободе), политические убеждения (устойчивые взгляды на политические вопросы), политические установки (готовность действовать определенным образом), модели политического поведения (формы участия или неучастия в политике).
Функции политической культуры включают идентификацию (осознание принадлежности к политическому сообществу), ориентацию (понимание политических событий, позиционирование), адаптацию (приспособление к политической системе), социализацию (передачу политических ценностей новым поколениям), интеграцию и дезинтеграцию (объединение или разделение общества).
Типы политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе не ограничиваются только демократической или только авторитарной культурой, и типы существуют различные: патриархальная, подданническая, активистская (партисипаторная, участническая).
Патриархальная политическая культура характеризуется не активным участием в политике, не критикой власти и не созданием партий, а отсутствием интереса к политике, ориентацией на местные традиции, обычаи, авторитет старейшин, вождей. Граждане не отделяют политическую систему от других, не воспринимают себя как политических субъектов. Характерна для традиционных, племенных обществ, сельских общин с неразвитой политической системой.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное отношение к политике: граждане знают о политической системе, ориентируются на неё (ожидают благ, боятся санкций), но не участвуют активно, не влияют на решения. Характерна для авторитарных режимов, где граждане — подданные, исполнители распоряжений власти.
Активистская (партисипаторная) политическая культура характеризуется активным участием граждан в политике: интерес к политическим событиям, информированность, членство в партиях, участие в выборах, митингах, влияние на власть. Граждане осознают себя как активных субъектов политики, способных влиять на решения. Характерна для демократических обществ.
Реально в обществах существуют смешанные типы политической культуры с преобладанием одного из типов или субкультур различных групп.
Глава 2. Политический процесс
Политический процесс — это последовательная смена состояний политической системы, динамика политической жизни, совокупность действий субъектов политики. Это не только избирательная кампания, не только принятие законов и не только работа правительства, а вся политическая динамика.
Стадии политического процесса включают представление интересов (артикуляция интересов групп, граждан), агрегирование интересов (объединение, обобщение разрозненных требований партиями, движениями), принятие решений (выбор курса действий органами власти), реализацию решений (исполнение принятых решений), контроль (проверка исполнения, обратная связь).
Участники политического процесса не ограничиваются только президентом, только депутатами или только избирателями, а включают государство (органы власти: президент, парламент, правительство, суды), политические партии (организованные группы, борющиеся за власть), общественные движения (неформализованные объединения граждан), группы интересов (лоббисты, представляющие специфические интересы), СМИ (формируют общественное мнение, информируют), граждане (избиратели, активисты).
Типы политических процессов: революционный (радикальное, быстрое изменение системы, часто насильственное) и эволюционный (постепенное, мирное изменение), стабильный (предсказуемый, регулярный) и нестабильный (кризисный, непредсказуемый), открытый (публичный, прозрачный, участие граждан) и закрытый (элитарный, непрозрачный).
Глава 3. Избирательные системы
Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, определения результатов голосования, распределения мандатов. Это не только избирательные участки, не здание избиркома и не список кандидатов, а совокупность правил выборов.
Мажоритарная избирательная система характеризуется не голосованием за партии, не распределением мест пропорционально и не назначением депутатов, а тем, что побеждает кандидат, набравший большинство голосов в избирательном округе (абсолютное большинство — более 50% или относительное — больше других). Территория делится на округа, в каждом избирается один депутат.
Достоинства мажоритарной системы: прямая связь депутата с избирателями округа, персональная ответственность, простота подсчета, формирование стабильного большинства в парламенте. Недостатки: голоса за проигравших пропадают (несправедливость: партия может получить значительную долю голосов, но мало мест), малые партии дискриминируются, возможность манипуляций через нарезку округов (джерримендеринг).
Пропорциональная избирательная система характеризуется не победой по округам, не прямым голосованием за кандидатов и не назначением власти, а распределением мест в парламенте пропорционально голосам, поданным за партийные списки. Избиратели голосуют за партии, партии получают места в соответствии с процентом голосов.
Достоинства: справедливость (представленность партий соответствует поддержке населения), многопартийность (малые партии получают шанс), меньше пропавших голосов. Недостатки: слабая связь депутатов с избирателями (голосуют за списки, не за конкретных людей), фрагментация парламента (множество партий затрудняет формирование коалиций), нестабильность правительств, барьер (заградительный порог, обычно 5% в России, исключает мелкие партии).
Смешанная избирательная система не является только мажоритарной, только пропорциональной или отсутствием выборов, а сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Часть депутатов избирается по округам (мажоритарная часть), часть — по партийным спискам (пропорциональная часть).
Преимущества: компенсирует недостатки обеих систем, обеспечивает представительство крупных и малых партий, связь с избирателями и учет общенациональных предпочтений. В России смешанная система применялась при выборах Госдумы (50% по округам, 50% по спискам), с 2016 года вернулись к полностью пропорциональной системе, но депутаты распределены по округам.
Глава 4. Политическая элита
Политическая элита — это привилегированная группа, занимающая руководящие позиции в политических институтах, принимающая важнейшие политические решения. Это не все граждане, не только богатые люди и не пенсионеры, а меньшинство, обладающее властью.
Признаки элиты: высокий социальный статус, доступ к власти и ресурсам, влияние на принятие решений, привилегии, относительная закрытость (элита воспроизводит себя, трудность попадания извне).
Виды элит: политическая (власть), экономическая (собственность, капитал), военная (армия, силовые структуры), культурная (интеллектуалы, СМИ). Различают правящую элиту (у власти) и контрэлиту (оппозицию, претендующую на власть).
Теории элит: элитизм (В. Парето, Г. Моска) утверждает неизбежность элитарности, неравенства способностей, меньшинство всегда правит. Демократические теории признают элиты, но считают, что при демократии элиты конкурируют, сменяются, контролируются народом через выборы. Марксизм отвергает элитизм, видит господство класса, а не элиты, считает возможным бесклассовое общество без элит.
Рекрутирование (формирование) элиты: закрытая система (аристократия, наследование, кооптация — введение в элиту решением самой элиты) и открытая система (меритократия — отбор по заслугам, способностям через выборы, конкурсы, образование).
Функции элиты: стратегическая (определение целей, направления развития), интегративная (объединение общества), мобилизационная (мобилизация ресурсов для достижения целей), коммуникативная (связь власти и общества).
Глава 5. Политическое лидерство
Политическое лидерство — это способность индивида влиять на людей, группы, вести их к определенным целям, мобилизовать на действия. Это не просто популярность, не только должность и не богатство, а реальное влияние, авторитет.
Признаки лидера: влияние на людей (последователи), авторитет (признание, доверие), способность принимать решения, ответственность, инициатива, харизма (личная притягательность, хотя не обязательна для всех лидеров).
Функции лидера: выработка политического курса (видение, стратегия), мобилизация масс (вдохновение, организация поддержки), интеграция общества (объединение вокруг целей), коммуникация (связь элиты и масс), символическая (воплощение ценностей, идентичности нации).
Типы политического лидерства по М. Веберу не ограничиваются только харизматическим или только традиционным типом, и типы существуют различные: традиционное, харизматическое, рационально-легальное (бюрократическое).
Традиционное лидерство основано на традиции, обычае, наследовании власти (монархи, вожди племен). Легитимность (признание права на власть) базируется на традиции: «так было всегда», «передается по наследству». Стабильно, но консервативно, ограничивает изменения.
Харизматическое лидерство характеризуется не наследованием власти, не избранием по закону и не богатством, а исключительными личными качествами лидера, притягательностью для масс, способностью вдохновлять. Легитимность основана на вере в особые способности лидера (пророка, героя, революционера). Возникает в кризисные периоды, при радикальных изменениях. Примеры: религиозные основатели, революционные вожди (Ленин, Мао), популистские лидеры.
Проблема харизматического лидерства: зависимость от личности (смерть лидера — кризис), трудность институционализации (передачи власти), риск культа личности, авторитаризма. Харизма рутинизируется (превращается в традицию или бюрократию).
Рационально-легальное (бюрократическое) лидерство основано на законе, рациональных процедурах, формальных правилах. Лидер избирается или назначается по установленным процедурам, его полномочия четко определены законом. Легитимность базируется на соблюдении процедур, компетентности. Характерно для современных демократий. Стабильно, предсказуемо, но может быть безличным, бюрократичным.
По стилю лидерства различают авторитарный (единоличные решения, жесткий контроль, подавление инициативы), демократический (коллегиальные решения, делегирование полномочий, учет мнений), либеральный (минимальное вмешательство, предоставление свободы). По функциям: лидер-знаменосец (вдохновитель, идеолог), лидер-служитель (выражает интересы группы), лидер-торговец (убеждает, торгуется), лидер-пожарный (действует в кризисах).
Глава 6. СМИ в политическом процессе
Средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в политике: информируют граждан о событиях, формируют общественное мнение, контролируют власть (четвертая власть), обеспечивают коммуникацию власти и общества, мобилизуют избирателей, формируют имидж политиков.
Функции СМИ: информационная (сообщение о событиях), образовательная (объяснение, анализ), развлекательная, контрольная (расследования, критика власти), формирование повестки дня (определение, какие проблемы важны), социализация (передача политических ценностей).
Влияние СМИ на политику огромно: могут формировать образ политиков (позитивный или негативный), влиять на выборы (освещение кампаний, дебаты), манипулировать общественным мнением (пропаганда, искажение информации, замалчивание), мобилизовать массы (призывы к действиям), легитимировать или делегитимировать власть.
Проблемы: концентрация СМИ в руках немногих собственников (олигархов, государства) ограничивает плюрализм, контроль власти над СМИ (цензура, давление) угрожает свободе слова, коммерциализация (погоня за рейтингами, сенсациями) снижает качество информации, фейковые новости, дезинформация подрывают доверие.
Свобода СМИ — важнейшее условие демократии. Независимые СМИ обеспечивают прозрачность власти, информированность граждан, общественную дискуссию. Ограничение свободы СМИ — признак авторитаризма.
Интернет и социальные сети трансформируют политику: граждане получают информацию из множества источников, могут сами создавать контент, организовываться, участвовать в дискуссиях. Однако возникают проблемы: фильтрационные пузыри (люди получают информацию, подтверждающую их взгляды), поляризация мнений, распространение фейков, манипуляции через боты, таргетированная реклама.