Найти в Дзене
За гранью истории

Жила на две семьи и гуляла: почему актриса Лидия Смирнова сгинула в одиночестве

"Моя любовь" - эту книгу она написала в свое оправдание. Звучит, словно "Майн кампф" авторства самого знаменитого преступника ХХ века. Но "Моя любовь", конечно же, мягче... но тоже своего рода объяснительная, чтобы "потомки понимали, почему я так поступила". Лидия Смирнова, Народная артистка СССР, была одной из самых узнаваемых звезд советского кинематографа. Она получила широкое признание, снявшись в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Парень из нашего города» и «Деревенский детектив». Зрители ценили ее за яркий актерский талант и за красоту. В личной жизни актриса, окруженная вниманием мужчин, так и не смогла обрести стабильности и оставаться в отношениях с одним человеком. Парадоксально, но при всей внешней востребованности и зависти окружающих, Смирнова нередко описывала свою жизнь как полную безрадостных моментов и ощущения несчастья. Желая понять свой путь, она написала автобиографическую книгу «Моя любовь». Лидия Смирнова от первого лица подробно описала свою насыщенную творческу
"Моя любовь" - эту книгу она написала в свое оправдание. Звучит, словно "Майн кампф" авторства самого знаменитого преступника ХХ века. Но "Моя любовь", конечно же, мягче... но тоже своего рода объяснительная, чтобы "потомки понимали, почему я так поступила".

Лидия Смирнова, Народная артистка СССР, была одной из самых узнаваемых звезд советского кинематографа. Она получила широкое признание, снявшись в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Парень из нашего города» и «Деревенский детектив». Зрители ценили ее за яркий актерский талант и за красоту.

https://ludmilahan.blogspot.com/2014/10/5.html?showComment=1412961951101&m=0
https://ludmilahan.blogspot.com/2014/10/5.html?showComment=1412961951101&m=0

В личной жизни актриса, окруженная вниманием мужчин, так и не смогла обрести стабильности и оставаться в отношениях с одним человеком. Парадоксально, но при всей внешней востребованности и зависти окружающих, Смирнова нередко описывала свою жизнь как полную безрадостных моментов и ощущения несчастья.

Желая понять свой путь, она написала автобиографическую книгу «Моя любовь». Лидия Смирнова от первого лица подробно описала свою насыщенную творческую карьеру, и, что особенно важно, многочисленные, бурные романы. Артистка откровенно рассказывала о своих привязанностях, разочарованиях и о том, как ее личная жизнь нередко протекала "на два фронта", что было источником постоянного внутреннего конфликта и поиска истинной любви. Книга стала попыткой объяснить и понять эти сложные аспекты ее существования.

Эта исповедь заставляет задуматься: почему она жила на две семьи, гуляла, а потом, после череды страстных отношений и жизни, полной событий и внимания, актриса оказалась в полном одиночестве?

https://7days.ru/caravan-collection/2023/6/lidiya-smirnova-pokoryala-muzhskie-serdtsa-i-v-80-let/6.htm
https://7days.ru/caravan-collection/2023/6/lidiya-smirnova-pokoryala-muzhskie-serdtsa-i-v-80-let/6.htm

Жизненный путь Лидии Смирновой, одной из ярчайших звезд советского экрана, начался в 1915 году в небольшом Мензелинске. Младенчество будущей актрисы было омрачено вихрем исторических событий. Отец, царский офицер, после революции 1917 года примкнул к армии Колчака, а затем, осознав неизбежность поражения, эмигрировал во Францию. Мать ушла из жизни в те же неспокойные годы, оставив маленькую Лидию сиротой.

Девочку взял под опеку дядя по отцовской линии. Однако в его семье, полной чужих ей людей, Лидия не обрела тепла и не почувствовала себя родной. Позже актриса с горечью вспоминала это время, полное ощущения неприкаянности и отчуждения. В поисках лучшей доли дядя с семьей перебрался в Москву, и Лида поехала с ними.

Столица открыла новые возможности: девочку отдали в хореографическую школу, где она могла развивать свои танцевальные способности. Тем не менее, путь к актерскому искусству был непрямым. После школы Лидия сначала училась в промышленно-экономическом техникуме, а затем даже поступила в авиационный институт.

https://video-comics.ru
https://video-comics.ru

Постоянный контроль со стороны тети, который Лидия ощущала с детства, стал настолько невыносимым, что в 17 лет она вышла замуж. За первого встречного. можно сказать. Это был побег, отчаянное стремление к независимости. Мужем Лиды стал журналист Сергей Добрушин. Постепенно пришла и любовь к нему...

Однако роль домохозяйки, занятой лишь бытом и воспитанием детей, была совершенно чужда молодой девушке. В ней уже жила страсть к сцене. Она успешно сдала экзамены и стала студенткой легендарной школы Камерного театра под руководством Александра Таирова. Этот уникальный театр, как она позже с глубоким сожалением писала в своей автобиографической книге «Моя любовь», был «ни на кого не похожим» и оставил в ее душе неизгладимый след. Расформирование этого театра в 1949 году стало для актрисы одним из сильных переживаний.

После обучения у Таирова, Лидия Смирнова пришла на киностудию «Мосфильм», где очень скоро получила свою первую главную роль в мелодраме «Моя любовь» (и книгу она написала одноименную, заметьте). Фильм, вышедший на экраны в 1940 году, мгновенно принес ей всесоюзную известность. Смирнова стала одной из самых востребованных артисток страны. Но счастливый полет карьеры оборвал грохот войны.

"Моя любовь". https://my.mail.ru/mail/galina56891/video/_vfavorites/21165.html
"Моя любовь". https://my.mail.ru/mail/galina56891/video/_vfavorites/21165.html

Грянул 1941 год. Супруг Лидии, Сергей Добрушин, ушел добровольцем на фронт и через год, в 1942-м, пропал без вести под Смоленском. Лидия больше никогда о нем ничего не слышала. Детей у них не было, и эта безвозвратная потеря стала одной из первых глубоких личных трагедий в жизни актрисы, предопределившей многое в ее дальнейшей, столь противоречивой судьбе.

На съемочной площадке фильма «Моя любовь» Лидия Смирнова встретила знаменитого композитора Исаака Дунаевского. Очарованный ее красотой и талантом, Дунаевский не скрывал своих чувств, несмотря на то что актриса была замужем. Его ухаживания были настойчивы и романтичны: каждый месяц, в день ее рождения, Лидия получала корзину белоснежной сирени.

Композитор дошел даже до предложения руки и сердца. Однако Смирнова, чья верность мужу, сражавшемуся на фронте, оставалась непоколебимой, отказала. Глубоко опечаленный, Дунаевский вскоре прекратил свои попытки завоевать ее сердце.

Военные годы застали Лидию Смирнову в эвакуации, в Алма-Ате. Там, на съемках фильма «Она защищает Родину», за внимание обаятельной актрисы соперничали режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт. В условиях сурового военного времени, когда продовольственные пайки были на вес золота, оба мужчины, имевшие личные запасы, регулярно делились с Лидией Николаевной едой, стараясь облегчить ее положение.

Смирнова, Раппопорт. https://smile.funnycucaracha.ru
Смирнова, Раппопорт. https://smile.funnycucaracha.ru

Именно в Алма-Ате Лидия Николаевна оказалась на пороге смерти, сраженная эпидемией тифа. В этот критический момент Владимир Рапопорт проявил себя как истинный спаситель. Он неотлучно ухаживал за ней, кормил с ложечки, поддерживал, когда она заново училась ходить, буквально вытаскивая ее с того света. Эта беззаветная преданность и забота стали основой их будущего союза: как только актриса поправилась, они решили создать семью.

Однако этот брак сложно было назвать безоблачным. Лидия Смирнова, с ее яркой, порой импульсивной натурой, не раз причиняла любимому боль. Владимир Рапопорт, казалось, обладал неиссякаемым терпением и глубокой любовью; он прощал ей многочисленные увлечения и флирт, и в глазах окружающих порой выглядел как человек, полностью подчинившийся своей своевольной супруге. Несмотря на постоянные увлечения на стороне, Лидия, тем не менее, никогда не разрывала этот семейный узел.

Эта внутренняя неудовлетворенность, стремление к постоянной новизне отношений, нашла отражение в ее автобиографической книге «Моя любовь». Там Смирнова писала: «Самым злым врагом праздника любви является бытовое привыкание к человеку. Не надо всегда вместе обедать, спать вместе.

Ведь праздник - обед должен быть пиром, а сна быть не должно, ибо должно быть наслаждение любимым человеком, жадное, неутолимое влечение». Эти слова ярко демонстрируют ее философию, ее постоянный поиск остроты чувств и страх перед рутиной, которая, по ее мнению, убивает истинную страсть.

И все же, когда Владимир Рапопорт тяжело заболел, Лидия Смирнова ответила ему той же преданностью и заботой, которую он когда-то проявил к ней. Она неотлучно находилась рядом, ухаживая за ним с непоколебимой преданностью. Благодаря ее самоотверженности, вопреки самым пессимистичным прогнозам врачей, которые отводили ему не более 3 лет, супруг прожил еще 13. Этот эпизод ярко демонстрирует всю сложность и противоречивость ее натуры – способность к глубочайшей привязанности и самоотверженности, несмотря на внешнюю ветреность.

На съемочной площадке фильма «Две жизни», где Лидия Смирнова исполняла главную роль, состоялось знакомство с режиссером Константином Воиновым. Их профессиональное взаимодействие быстро переросло в глубокие личные чувства, однако ситуация была крайне запутанной: Воинов был женат и воспитывал дочь, а Смирнова на тот момент состояла в браке с оператором Владимиром Рапопортом.

Фото из интернета
Фото из интернета

Константин, проявив честность, сразу рассказал своей жене о новой связи и ожидал аналогичной откровенности от Лидии. Но актриса, узнав о тяжелой болезни супруга, просто не смогла его оставить. Тяготившее ее чувство вины за прежние увлечения и понимание, сколько боли она уже причинила Рапопорту, не позволяли ей сделать этот шаг в критический момент.

Так началась ее жизнь «на два фронта», полная скрытых встреч и постоянного напряжения. Ухаживая за больным мужем, Лидия тайно продолжала видеться с Воиновым. При этом их творческий союз оставался плодотворным: Смирнова снималась во многих его знаменитых картинах, среди которых — любимые зрителями «Дача», культовая «Женитьба Бальзаминова» и «Дядюшкин сон».

В своей откровенной автобиографической книге «Моя любовь» актриса подробно описывала эту двойную жизнь, полную обмана и моральных дилемм. Дома, рядом с мужем, она придумывала разнообразные предлоги, чтобы ускользнуть к Воинову, например, ссылаясь на срочную необходимость ехать на съемки. Сам же Константин Воинов, исполненный надежд, верил, что его возлюбленная, его «дражайшая Лидочка», в конце концов решится оставить своего супруга ради него.

Владимир Рапопорт ушел из жизни в 1975 году. После его смерти Лидия Смирнова и Константин Воинов остались вместе, их отношения продлились до самой кончины режиссера в 1995 году. Детей в этом сложном союзе у них так и не появилось.

Смирнова и Воинов. https://libking.ru
Смирнова и Воинов. https://libking.ru

Лидия Николаевна Смирнова прожила долгую, насыщенную жизнь – 92 года. Однако последние 12 лет ее пути прошли под знаком глубокого одиночества. Это был период, когда многие близкие люди уже ушли, а мир вокруг нее стремительно менялся.

Но даже в этих условиях Смирнова до последних лет оставалась верна своей главной страсти – профессии. До самого 90-летия она не покидала сцену и экран. Несмотря на ухудшающееся самочувствие, она продолжала сниматься в кино, общаться со зрителями на творческих встречах и выступать в театре. Ее знаменитые слова, записанные в «Моей любви», красноречиво свидетельствуют о ее характере и жизненном кредо:

«Ну уж нет! Как бы ни сложилась моя судьба, я все равно была бы на сцене, на экране, на арене, на пьедестале, на подиуме, в президиуме, на лобном месте, в крайнем случае, на скамье подсудимых, но ни за что не в толпе!»

Это было ее непоколебимое стремление быть в центре событий, быть заметной, а не растворяться в обыденности.

Кадр из фильма "Наследницы-2"
Кадр из фильма "Наследницы-2"

Лидия Смирнова скончалась в 2007 году. Ее похоронили в Москве на Введенском кладбище, рядом с Владимиром Рапопортом – человеком, который когда-то вырвал ее из объятий смерти и чью жизнь она продлила своей заботой. Этот последний покой рядом с одним из ее мужей символично завершает историю, полную страстей, компромиссов, публичной славы и глубоко личных переживаний.

Приглашаю в свой телеграмм-канал, где вы найдете истории о разных странных и не очень людях без цензуры и ограничений:

За гранью истории