Найти в Дзене

Российские учёные создают броню легче и прочнее стандартной

Севастопольские исследователи превращают промышленные отходы в материалы, которые защитят солдат и упрочнят технику. Владимир Гавриш наклоняется к микроскопу и улыбается. То, что видно на экране, обычному человеку покажется космосом – россыпь каких-то странных шариков. На деле это частицы карбида вольфрама, каждая втрое тоньше человеческого волоса. И это уже после увеличения. «Все технологии заточены на микронные размеры. Мы пытаемся войти в этот рынок», – объясняет Владимир, директор научно-образовательного центра «Перспективные технологии и материалы» Севастопольского государственного университета. Парадокс в том, что годами он добывал наночастицы – те, что размером с молекулу. А теперь специально укрупняет их в тысячу раз. Зачем? Чтобы можно было использовать в трёхмерной печати и наносить покрытие, которое почти не стирается и выдерживает экстремальные температуры. «Представьте шестерёнку в дрели, – говорит аспирант Тихон Паничкин. – Мы делаем изделия лёгкими, прочными и дешёвыми.

Севастопольские исследователи превращают промышленные отходы в материалы, которые защитят солдат и упрочнят технику.

Владимир Гавриш наклоняется к микроскопу и улыбается. То, что видно на экране, обычному человеку покажется космосом – россыпь каких-то странных шариков. На деле это частицы карбида вольфрама, каждая втрое тоньше человеческого волоса. И это уже после увеличения.

«Все технологии заточены на микронные размеры. Мы пытаемся войти в этот рынок», – объясняет Владимир, директор научно-образовательного центра «Перспективные технологии и материалы» Севастопольского государственного университета.

Парадокс в том, что годами он добывал наночастицы – те, что размером с молекулу. А теперь специально укрупняет их в тысячу раз. Зачем? Чтобы можно было использовать в трёхмерной печати и наносить покрытие, которое почти не стирается и выдерживает экстремальные температуры.

«Представьте шестерёнку в дрели, – говорит аспирант Тихон Паничкин. – Мы делаем изделия лёгкими, прочными и дешёвыми. Это нужно авиации, космосу, автомобилям».

В небольшой лаборатории СевГУ испытывают покрытие трением – буквально стирают его, чтобы понять пределы прочности. Тихон признаётся: они близки к созданию реальных образцов, которые можно будет показать промышленности.

Но главная разработка – совсем другая. Арамидная ткань с добавлением наночастиц твёрдосплавных металлов. Её уже проверили в центре высокопрочных материалов, и результаты превзошли ожидания самих создателей.

«Защита солдат – область строго ГОСТированная, – подчёркивает Владимир Гавриш. – Без прохождения всех тестов внедрить невозможно. Но результаты впечатляют. Думаю, в ближайшей перспективе мы увидим это в массовом производстве».

Что именно впечатляет? Новая броня легче обычной, но держит удар лучше. Наночастицы, вплетённые в арамид, усиливают структуру ткани настолько, что она противостоит пробитию эффективнее стандартных решений. При этом боец не несёт на себе лишние килограммы – критическое преимущество в бою.

И вот ещё деталь, которая делает проект особенным: сырьё берут из отходов. Твердосплавные изделия, выработавшие ресурс, измельчают до наночастиц и дают им вторую жизнь. Буквально – превращают промышленный мусор в защиту человека.

Кроме брони в активе лаборатории – покрытия для техники, лёгкий полимерный материал на основе полиэтилена. Разработки, которые доказывают: микроскопические частицы способны дать макроскопический эффект.

Пока учёные дорабатывают образцы, проходят сертификацию, собирают данные испытаний. Но уже сейчас понятно: то, что происходит в этой маленькой лаборатории, может изменить целые отрасли – от военной промышленности до производства инструментов.

Как думаете, стоит ли делать ставку на отечественные разработки в области защитных материалов или проще закупать готовые технологии за рубежом?