Найти в Дзене

Кнут Гамсун «Мистерии»

Я бы сказала истерии, потому что главный герой человек, мягко говоря, неуравновешенный. Его зовут Нагель: он молод, не уродлив, но и не красив, любит яркие цвета и выдуманные истории. На первый взгляд безобидное существо этот Нагель, но где-то к середине книги, хочется тюкнуть его чем-то тяжёлым и рявкнуть «нормально себя веди!» Так что «Мистерии» плавно перетекли в мои истерии по поводу совершенно непонятного героя. Возможно, в книге поднимается тема лишнего человека. Например, в предыдущем произведении Гамсуна «Голод» главного героя можно было смело причислить к лишним, но его поступки и поведение любой читатель может понять и объяснить. Поступки Нагеля объяснить сходу не получится. Да и место, куда приезжает Нагель, вызывает множество вопросов. Это на первый взгляд милый безобидный городок с дружелюбными и немного закосневшими жителями. Вот Нагель видимо и решил их порядочно встряхнуть и повыбивать дерьма из залёженных тушек. Начал и продолжает он с размахом. И сейчас, когда до кон

Я бы сказала истерии, потому что главный герой человек, мягко говоря, неуравновешенный. Его зовут Нагель: он молод, не уродлив, но и не красив, любит яркие цвета и выдуманные истории. На первый взгляд безобидное существо этот Нагель, но где-то к середине книги, хочется тюкнуть его чем-то тяжёлым и рявкнуть «нормально себя веди!» Так что «Мистерии» плавно перетекли в мои истерии по поводу совершенно непонятного героя.

Возможно, в книге поднимается тема лишнего человека. Например, в предыдущем произведении Гамсуна «Голод» главного героя можно было смело причислить к лишним, но его поступки и поведение любой читатель может понять и объяснить. Поступки Нагеля объяснить сходу не получится.

Да и место, куда приезжает Нагель, вызывает множество вопросов. Это на первый взгляд милый безобидный городок с дружелюбными и немного закосневшими жителями. Вот Нагель видимо и решил их порядочно встряхнуть и повыбивать дерьма из залёженных тушек. Начал и продолжает он с размахом. И сейчас, когда до конца книги осталось не больше двадцати страниц, чую, стоит приготовиться к неожиданной концовке!

Без ума и памяти ищешь причины поступков Нагеля, которые от страницы к странице только множатся. То он где-то шляется днями и ночами, и автор не удосуживается бросить хоть какой-то намёк на то, куда этот дурень тащится ни свет ни заря. В другой момент он вдруг рассыпается в щедрости до таких пор, что ставит в неудобное положение одаренного. А следом он изворачивается по полной, лишь бы выдумать ещё какой-то способ благодетели, пускаясь на самую глупую и никому ненужную ложь.

В Нагеле немного просматривается Чацкий из «Горе от ума» Грибоедова. На всё-то у него своё мнение и непременно противоречащее общепринятому. Будто сама цель стать антиподом всем остальным. Безусловно, некоторая схожесть присутствует, только Чацкий более адекватный парняга, а Нагель, по ощущениям, отбитый напрочь. Но может в этом и есть его притягательность, ведь книга не брошена и жадно читается?

На самом деле, конечно, «Мистерии» бесценный труд Гамсуна, и как мне кажется во многом за счёт умения передать внутренний мир человека со всей её бредотой и сумасшествием. Нагель от души выворачивается на изнаночную сторону всем своим существом. В этом он, однако, совсем не похож на того же Раскольникова из «Преступление и наказание», который очень рассудительно и обоснованно развивает свою больную идею и находит ей оправдание, и таким образом читается нами изнутри.

Нет, Нагель – это скорее образчик любого обычного человека, который просто не смог сдерживать всего того дерьма и света человеческого, которые в приличном обществе принято скрывать от чужих глаз. Хочется ему в благотворители заделаться, и понеслась – деньги на ветер, живём один день!

Захотелось ему любви, так он в ней прям дотла сгорает. И каждому-то он под кожу залезет, а потом мечется по гостиничному номеру в необъяснимой тревоге. И всё также стремительно меняется его настроение. Вот солнышко вылезло, птички запели и можно вдруг лечь в своём чистеньком жёлтом костюмчике в грязюку на дороге и слушать, как шумит земля.

Гамсун посмотрел в душу человека и не в ту высокопарную глубь, где восстают извечные вопросы, а обыденную. Будет ложью отрицать, сколь много делается людьми глупостей изо дня в день. В ином случае не было бы в нашей жизни бессонных ночей с перемоткой неудачного момента: «Ах, если бы я мог вернуть слова обратно!» – вздыхаем мы, припоминая непозволительную глупость, упавшую с наших уст «по глупости» – скажут другие, «по сердцу» – сказал бы Гамсун.

Кажется, что через строчки он просит быть нас снисходительней к душевным порывам, толкающим людей на странные поступки. И в большей степени начинаешь думать, что и себя не грех простить, за всякую мелочь. А иначе что? Иначе отомрёт всю живое, душевное, людское и пусть чуточку психопатичное, но всё то, что отличает нас от булыжника у дороги.

#большойобзор #кнутгамсун #мистерии #книги #литература #обзорнакнигу