В современном мире, переполненном развлекательным контентом, строгий язык науки зачастую остается за кадром. Восполнить этот пробрыв призвана научная журналистика — мост, соединяющий лаборатории с широкой аудиторией. Именно этой непростой, но увлекательной миссии посвятила себя Алиса Хомич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Инноватор».
Путь в науку для Алисы начался неожиданно. Имея театральное образование и ведя туристический блог, она попала в пресс-тур по лабораториям Нижнего Новгорода. «Знакомого слова мне было только „хлорофилл“. Как бы на слуху», — вспоминает она тот момент культурного шока. Однако вместо того, чтобы отступить, она увидела в этом вызов. Следующая поездка, на исследовательский ядерный реактор в Томске, стала переломной. Чтобы написать материал, ей пришлось погрузиться в совершенно незнакомую область. «Мне пришлось выучить… Ну как выучить? Прочитать 3-4 учебника по физике», — говорит Алиса. Результатом стала статья-лонгрид на 17 тысяч слов, написанная за три дня. Этот опыт доказал ей, что журналистика многогранна и позволяет освоить любую тему, если есть желание и любовь к профессии.
Сегодня в команде ее журнала 13 человек — не только журналисты, но и медики, техники, инженеры. «Мы должны писать так, чтобы каждый человек, даже ребенок, мог прочитать и понять, что там написано», — отмечает Алиса. Задача научного журналиста — не просто пересказать исследование, а сделать его доступным. «Я не могу знать всю химию, всю физику, но при этом при каждом материале мне приходится готовиться, узнавать что-то новое», — объясняет она. По ее мнению, в идеале ученый должен иметь возможность прийти в издание, поделиться своим открытием, и научный журналист сможет грамотно и интересно донести его до миллионов.
Особую роль в поддержке молодых ученых и популяризаторов науки играют молодежные сообщества. Такие проекты, как «Спецкор», с которого начала Алиса, или сообщество «Вызов», предоставляют уникальную среду для роста. Они объединяют молодых ученых, инженеров и журналистов, предоставляя им площадку для обмена опытом, нетворкинга и реализации смелых идей. Эти сообщества помогают преодолеть профессиональную изоляцию, дают обратную связь и организационную поддержку, будь то участие в пресс-туре, публикация в сборнике или выступление на крупном форуме. Для многих они становятся трамплином, позволяя заявить о себе и своих разработках, найти единомышленников и вместе менять представление о науке в обществе.
Несмотря на активное развитие российской науки, сфера ее популяризации через журналистику пока отстает. «На факультетах журфака есть культура, есть где ребята учатся писать новости, но научно-популярная журналистика опять у нас чуть-чуть пока что отстает», — констатирует Алиса, которая также передает опыт в Научно-популярной школе журналистики RT. Она надеется, что в ближайшем будущем в университетах появятся специальные дисциплины, которые подготовят новых профессионалов для этой важной работы. Ведь именно они смогут рассказать миру о современных российских ученых и их открытиях, которые творятся здесь и сейчас.