Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Гениально или провал! Х-образная схема полного привода (видео)

Сегодня покажу, пожалуй, самое необычное инженерное решение для полноприводной трансмиссии — Х-образная схема полного привода. О Х-образной трансмиссии я слышал и видел картинки, но увидеть её вживую удалось лишь сегодня. Спасибо музею «Моторы войны» и итальянскому инженеру-гению Уго Повези. Кстати, именно он изобрёл шарнирно сочленённую рамную конструкцию («переломку»), которая сейчас применяется на многих тракторах и вездеходах. Начнём по порядку. Перед вами итальянский артиллерийский тягач SPA TM-40 модели 1942 года. Именно на таких машинах можно рассмотреть одно из интереснейших инженерных решений. Чтобы было понятнее, сначала расскажу, как оно выглядит схематически. К каждому ведущему колесу идёт отдельный кардан. Карданы выходят из раздаточной коробки и передают крутящий момент на каждое колесо через редуктор. Эта схема позволяет реализовать не только постоянный полный привод, но и полностью независимую подвеску с огромным дорожным просветом. И это ещё не всё: при таком расположе

Сегодня покажу, пожалуй, самое необычное инженерное решение для полноприводной трансмиссии — Х-образная схема полного привода. О Х-образной трансмиссии я слышал и видел картинки, но увидеть её вживую удалось лишь сегодня. Спасибо музею «Моторы войны» и итальянскому инженеру-гению Уго Повези. Кстати, именно он изобрёл шарнирно сочленённую рамную конструкцию («переломку»), которая сейчас применяется на многих тракторах и вездеходах.

Начнём по порядку. Перед вами итальянский артиллерийский тягач SPA TM-40 модели 1942 года. Именно на таких машинах можно рассмотреть одно из интереснейших инженерных решений. Чтобы было понятнее, сначала расскажу, как оно выглядит схематически. К каждому ведущему колесу идёт отдельный кардан.

-2

Карданы выходят из раздаточной коробки и передают крутящий момент на каждое колесо через редуктор. Эта схема позволяет реализовать не только постоянный полный привод, но и полностью независимую подвеску с огромным дорожным просветом. И это ещё не всё: при таком расположении все четыре колеса поворотные. А ведь речь идёт о начале сороковых годов XX века!

-3

Мне повезло: удалось не только подробно изучить эту инженерную красоту и продемонстрировать её вам, но и посмотреть, как она работает. Этот колёсный тягач запустили, и он оказался вполне исправным. Правда, родные шины Pirelli уже порядком износились.

Чтобы лучше разобраться, приведу более подробное изображение схемы. На нём видно следующее.

-4

Центральный трансмиссионный блок, откуда выходят четыре кардана, состоит из трёх частей. По центру расположена коробка передач, а слева и справа установлены двухступенчатые раздаточные коробки. Да-да, здесь их две: одна отвечает за левую сторону машины, другая — за правую.

-5

В качестве двигателя использован рядный шестицилиндровый дизельный мотор объёмом чуть больше девяти литров, выдающий скромные 105 лошадиных сил, зато обладающий колоссальным крутящим моментом. Артиллерийский тягач SPA MT-40, несмотря на компактные габариты (длина всего 4,6 м), весит внушительные шесть с половиной тонн. Однако эта техника способна легко буксировать прицепы массой от девяти до пятнадцати тонн. Чаще всего эти тягачи применялись не только для транспортировки орудий, но и для перевозки танков на специальных прицепах.

-6

Подобную технику преимущественно эксплуатировали в Африке, однако некоторое число машин оказалось и на Восточном фронте, под Сталинградом, где большинство из них погибло. Конкретно этот экземпляр прибыл из Африки. История попадания данной машины в Россию заслуживает отдельного рассказа.