Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

«До свидания там, наверху» (2017): фильм-памфлет о жертвах своей страны

Первая мировая была общемировой мясорубкой, в которой, пожалуй, только сербы и бельгийцы имели какие-то национально-освободительные интересы. Все остальные дрались за вполне "здоровую" идею - передел мирового рынка. Простому человеку от этого дела выгоды не было никакой, поскольку в результате любой войны происходит еще большее обнищание бедных. Выражается это в падении качества жизни, классовом расслоении, нарастании национальных конфликтов. А еще в условиях ведения войны заметно урезаются политические и экономические свободы граждан, ибо враг не дремлет, кругом агенты и шпионы, надо потерпеть, своих не бросаем, денег нет, но вы держитесь и т.д. Войны (как правило) ведутся за увеличение крупных капиталов, и даже если при этом военные действия оправдываются национальными идеями, то они не всегда являются национально-освободительными, ведь освобождаются от захватчиков, типа Гитлера и Наполеона. Последнего, правда, литовцы и поляки почему-то встречали как освободителя. Но вернемся в Пе

Первая мировая была общемировой мясорубкой, в которой, пожалуй, только сербы и бельгийцы имели какие-то национально-освободительные интересы. Все остальные дрались за вполне "здоровую" идею - передел мирового рынка. Простому человеку от этого дела выгоды не было никакой, поскольку в результате любой войны происходит еще большее обнищание бедных. Выражается это в падении качества жизни, классовом расслоении, нарастании национальных конфликтов.

А еще в условиях ведения войны заметно урезаются политические и экономические свободы граждан, ибо враг не дремлет, кругом агенты и шпионы, надо потерпеть, своих не бросаем, денег нет, но вы держитесь и т.д. Войны (как правило) ведутся за увеличение крупных капиталов, и даже если при этом военные действия оправдываются национальными идеями, то они не всегда являются национально-освободительными, ведь освобождаются от захватчиков, типа Гитлера и Наполеона. Последнего, правда, литовцы и поляки почему-то встречали как освободителя.

Но вернемся в Первую мировую, поскольку нам сегодня предстоит сюжет о событиях из того времени. Коротко и без спойлеров смотрим драматический фильм французского режиссера и сценариста Альбера Дюпонтеля - "До свидания там, наверху" (2017), снятый по одноименному роману-бестселлеру Пьера Леметра (2013).

Последние дни Первой мировой. Никто не хочет воевать, всем до смерти надоели взрывы, окопы и командиры. Да и умереть в конце войны гораздо обиднее, чем в начале. Молодой художник Эдуар Перикур (Науэль Перес Бискаярт) и бывший бухгалтер Альбер Майяр (Альбер Дюпонтель) сумели выжить, но в самом конце войны, когда в штаб армии пришел приказ об окончании всех боевых действий, их командир лейтенант Прадель (Лоран Лафитт) посылает солдат в атаку.

Изображения - интернет.
Изображения - интернет.

Таким Праделям война - мать родна, они пойдут на любую жестокость и низость, включая убийство, на пути к своей цели. А цель у них понятная и простая - нажива. И ладно бы на этом добродетели командира-гуманиста заканчивались, ан нет, Прадель еще и садист, каких мало: чем больше трупов по обе стороны фронта, тем ярче медали на его груди.

-2

И вот, в этом последнем бою Альбер едва не погибает в воронке от взрыва под завалами, а спасший его Эдуар получает тяжелое ранение, лишившее его нижней части лица. Не желая в таком виде возвращаться в свой прежний мир, где он был сыном промышленника-миллионера, Эдуар предпочитает умереть "на бумаге", и в этом ему помогает Альбер.

-3

Подмена свидетельства о смерти и фальшивая могила, и вот два фронтовых товарища начинают вместе возвращаться к мирной жизни. Получается плохо, поскольку денег им эта война не принесла, да и работу Альбер найти не может. Прошлое тоже от себя не отпускает, сталкивая бывших солдат с негодяем Праделем, неплохо поднявшимся после войны, в прямом смысле "на гробах".

-4

Изувеченный Эдуар мастерит себе маски, которые меняет в зависимости от настроения, и лечится морфием, который для него буквально кулаками добывает в подворотнях Альбер. Молодой художник страдает не только физически, но и без возможности выражать себя в творчестве. Альбер же трудится где придется, едва успевая зарабатывать гроши для их небольшой компании: к двум безработным еще прибилась девочка-бродяжка.

-5

И неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не убитый горем отец Эдуара (Нильс Ареструп), пожелавший познакомиться с фронтовым товарищем своего погибшего сына...

Ну а дальше картина превращается в настоящий аттракцион, от которого не знаешь чего ожидать. Поэтому о сюжете больше ни слова, смотрите сами.

-6

Уверенно говорю, что Дюпонтелю-режиссеру удалось раздвинуть границы трагикомедийного жанра, и в результате мы имеем не очередной фильм на тему Первой мировой, которую так любят теребить кинематографисты, а невероятное приключение с элементами удивительно красивого и печального шоу. Драма, сатира, любовная история, отцы и дети, богатые и бедные, война и мир, отсылки к Пикассо - чего здесь только нет. Настоящий памфлет, направленный против войны, политической скверны и отдельных слоев общества, бичующий общечеловеческие пороки. Но тут всего в меру, без перебора и ненужных усилителей вкуса.

-7

Прочитала, что Дюпонтель переписывал сценарий 12 раз, пока его не одобрил Леметр. Что ж, оно того стоило, фильм был номинирован в 13 категориях на получение французской национальной кинопремии "Сезар" 2018 года и получил пять наград, в том числе за лучшую режиссерскую работу.

Другие режиссерские работы Дюпонтеля у нас тут:

-8

Сыграл Дюпонтель своего героя тоже очаровательно. Лоран Лафитт снова не удивил, ему бесподобно удаются роли негодяев. Бискаярту же было труднее всего, ведь почти весь хронометраж его герой был немым и лишенным мимики - как такого играть? Но это было замечательно сделано.

-9

Встроенная в сюжет драматическая история непонятого в свое время отцом сына не может не волновать, особенно когда дело идет к их неизбежной встрече. Великолепное воплощение образа Перикура-старшего удалось Нильсу Ареструпу. Знаете, мы ведь с вами уже видели этого актера в роли отца, и он был очень убедителен:

Нельзя сказать, что это военное кино, но эпизоды боя поражают своим реализмом и масштабами, не каждая картина может позволить себе такую постановку боя. Интересно показан и послевоенный Париж с его богатыми и бедными районами и такими же разношерстными парижанами.

-10

Финал картины в самый драматический момент просто перехватывает дыхание.

Но самое лучшее в этом фильме - роскошное торжество справедливости, которое жизнь нам устраивает так нечасто.

На сегодня все, прощаюсь.

Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ, здесь оставаться лучше всего.

И помните: прав тот, у кого больше прав.

И не забывайте про лайк и отзыв о сюжете, мне будет приятно.