Найти в Дзене
Архив Х

Кровавая трагедия в Петербурге. 16 погибших в 1 миг.4000 м2 гостиницы превратившихся в печь с людьми

Гостиница «Ленинград» начала принимать гостей в 1970 году, открытие было приурочено к столетию со дня рождения Владимира Ленина. Здание поражало масштабом: на каждом этаже размещалось по 82 номера, а общей номерной фонд был готов вместить 1306 постояльцев. Для СССР это была не просто новая гостиница, а символ перемен: впервые здесь была внедрена западная система питания — «шведский стол» и «континентальный завтрак». За десятилетие существования, отель принял свыше миллиона иностранных гостей. В 1986-м здесь прошел чемпионат мира по шахматам, что окончательно закрепило за гостиницей международную известность. «Ленинград» стал жемчужиной в системе «Интуриста». Панорамный зимний сад с видом на Неву, два ресторана, бар, кабаре, собственный концертный зал — современный и самый вместительный в городе на тот момент. Всё это делало гостиницу одновременно местом отдыха и витриной советского гостеприимства. Но к 1991 году атмосфера изменилась: с перестроечной смутой в задание пришли валютные маг

Гостиница «Ленинград» начала принимать гостей в 1970 году, открытие было приурочено к столетию со дня рождения Владимира Ленина. Здание поражало масштабом: на каждом этаже размещалось по 82 номера, а общей номерной фонд был готов вместить 1306 постояльцев.

Для СССР это была не просто новая гостиница, а символ перемен: впервые здесь была внедрена западная система питания — «шведский стол» и «континентальный завтрак». За десятилетие существования, отель принял свыше миллиона иностранных гостей. В 1986-м здесь прошел чемпионат мира по шахматам, что окончательно закрепило за гостиницей международную известность.

«Ленинград» стал жемчужиной в системе «Интуриста». Панорамный зимний сад с видом на Неву, два ресторана, бар, кабаре, собственный концертный зал — современный и самый вместительный в городе на тот момент.

Всё это делало гостиницу одновременно местом отдыха и витриной советского гостеприимства. Но к 1991 году атмосфера изменилась: с перестроечной смутой в задание пришли валютные магазины и сомнительные заведения. На крыше работал ресторан «Петровский», в котором можно было расплатиться только долларами. А рядовому жителю, попасть туда было практически невозможно. Известная гостиница менялась, трансформировалась, как и весь город в перестроечный период.

23 февраля 1991-го. Раннее утро. Таксист, ехавший вдоль Выборгской набережной, первым заметил отблеск огня в окне «Ленинграда». Он немедленно сообщил о тревожном наблюдении милиционеру, дежурившему в вестибюле гостиницы. Тот связался со швейцаром, мужчина в свою очередь немедленно позвонил в пожарную часть. Внутри гостиницы находились туристы, журналисты, главный редактор «Огонька» Марк Григорьев, актриса Марина Влади, советский актер Андрей Соколов и киногруппа.

В комнатах на 7 этаже проживали сотрудники съемочной группы Шведского телевидения Ленарт Хольсен и Гунила Мирен, снимавшие в Ленинграде документальный фильм. По их словам, около 7:30 они покинули номер и ушли к своим коллегам на восьмой этаж для подготовки к работе. В 7:45 Хольсен вернулся в номер за реквизитом и никаких признаков возгорания не заметил.

По воспоминаниям Владлена Шулимова, служившего тогда командиром отделения первой пожарной части, утро 23 февраля начиналось обыденно: дежурство подходило к концу, бойцы торопились домой, хотели успеть отметить праздник.

Около восьми утра поступил вызов — пожар в гостинице «Ленинград». Диспетчеры городского гарнизона приняли звонок: на Пироговской набережной горели помещения седьмого жилого, фактически десятого этажа. Персонал гостиницы уже предпринимал попытки справиться с возгоранием собственными силами, но безуспешно. Пламя быстро распространилось по лестничным пролётам и шахтам лифтов. Многие постояльцы, оказавшиеся в номерах верхних этажей, были отрезаны от путей эвакуации и фактически заперты внутри.

Спустя несколько минут после получения тревожного сигнала к гостинице прибыли первые пожарные подразделения. Машины останавливали у входа, расчёты готовились к работе. Ситуация стремительно ухудшалась.

-3

Вот воспоминания одного из пожарных прибывших на вызов тем утром:

К гостинице мы подъехали одновременно с 11-й пожарной частью. Из окна седьмого этажа шел черный дым, многие окна были открыты, люди в них просили о помощи. Видно было, что там страшная паника. Мы быстро собрали все снаряжение и побежали внутрь. В холле стояли открытые лифты, народ толпами спускался по единственной лестнице. Поняв, что из-за встречного потока людей нам будет не пройти, мы решили на лифтах подняться до шестого этажа, то есть ниже горящего, кратчайшим путем подать рукава, и уже по лестнице один марш пройти со стволом на горящий этаж. Но лифт почему-то вывез нас на седьмой этаж. Когда двери открылись, там был сплошной черный дым», — рассказывает мужчина.

С Невы дул сильный ветер, не дававший пламени утихнуть. Огонь захватил лестничные пролеты и добрался до шахт лифтов. Почти весь седьмой этаж оказался отрезан от выходов. Постояльцы пытались спускаться из окон по самодельным лестницам из простыней и полотенец. Несколько человек упали и разбились насмерть. Прибывшие пожарные выносили людей на руках.

Через четыре минуты после вызова к гостинице прибыл дежурный караул ПВПЧ-1 под руководством заместителя начальника части Сергея Капитонова. Он возглавил звено газодымозащитников из трёх человек, которые сразу поднялись на седьмой этаж на лифте.

Из кабины в задымлённый коридор успели выйти лишь сам Капитонов и Михаил Стельмах. В тот же миг вспыхнуло пламя, а двери лифта захлопнулись. Считается, что Капитонов погиб почти сразу после выхода: температура на этаже поднялась до двух тысяч градусов за считанные секунды. Стельмах получил тяжелейшие ожоги и умер позже в больнице.

Их товарищу Владлену Шулимову пришлось пережить в лифте мучительные полчаса. Он лег на дно кабины, оторвал подстилку и, прижавшись к вентиляционному отверстию, пытался дышать, понимая, что в любой момент пламя может погубить и его.

В то же время в огненной ловушке на седьмом этаже оказалось и второе звено во главе с Вадимом Самойловым. Вместе с ним погибли командир отделения Виктор Гомонов и пожарные Михаил Соловьёв, Юрий Терехов, Александр Глатёнок. Они также поднялись на лифте, вышли и были сразу отрезаны от выхода стеной огня.

Опытнейшие специалисты оказались в смертельной западне. Стельмах, например, был отличным спортсменом с пятнадцатью годами службы за плечами. Огромный опыт имели и другие члены команды. К великому сожалению — огонь оказался быстрее и коварнее профессионалов.

Стихия оттеснила пожарных к окнам. Начальник караула Александр Мироненков разбил стекло коробкой от противогаза, обвязал себя рукавом и велел Валерию Клеймёнову спускаться.

Но длины рукава не хватило — Валерий сорвался с пятнадцатиметровой высоты. Мироненков, охваченный пламенем, сам выбросился из окна. То же сделал Владимир Осипов, превратившийся в живой факел.

Метавшегося в окне Кирилла Соколова попытались спасти строители, сооружавшие рядом новый корпус гостиницы. Они подвели к горящему этажу стрелу крана, и Кирилл ухватился за нее. Но обгоревшие руки уже не слушались бойца, и он полетел вниз почти с 40-метровой высоты. А. Мироненкова и В. Клейменова с тяжелейшими травмами доставили в реанимацию. Их удалось спасти.

Как уточнял начальник караула 7-й пожарной части Александр Мироненков, в какой-то момент для пожарных остро встал вопрос самоспасения. Сам он упал с седьмого этажа и очнулся на бетонной крыше рядом с товарищем, который был уже мертв. У Мироненкова было обожжено 40% тела, сломаны позвоночник и две вертлужные впадины. Пожарный перенес несколько пересадок кожи и все-таки выжил.

А вот что рассказывал работавший на седьмом этаже начальник 1-й пожарной части Валерий Янкович: «Войдя на горящий этаж, первым я увидел своего однокашника Вадима Самойлова, начальника караула 11 пожарной части. Это были останки… Он лежал на спине, радиостанция на груди, по ней его и опознали. Рядом с ним лежали еще два бойца. Это был удар… Из очага, с горящего этажа, с обожженными легкими вышел Михаил Стельмах. Он умер в больнице.

Ситуация осложнялась тем, что прибывшие подразделения практически не имели информации о происходящем внутри. Те, кто поднимался на этажи, обратно не возвращались. Установить картину происходящего удалось лишь водителю автоцистерны - Плисову. По густому дыму и распространявшемуся пламени он понял: речь идёт не о локальном очаге, огонь охватил весь этаж. По рации Плисов передал, что необходимо срочно направить к гостинице дополнительные силы и технику.

Вот что рассказал прибывший к гостинице пожарный по фамилии Пошибайлов:

— Когда ехали по вызову к гостинице «Ленинград», думали, что заменим наш первый караул, выехавший на пожар раньше. Но, прибыв к гостинице, никого из своих не нашли. Мы решили, что они работают на этажах. Да и не до поисков было — мы сразу же бросились наверх спасать проживающих. И только потом, когда потушили пожар, стали искать первый караул. Неподалеку от здания обнаружили каску с номером нашей части. Поняли, что случилось что-то ужасное...

Пожарные вели борьбу с огнём более четырёх часов. За это время им удалось вынести из задымлённых помещений 36 человек и эвакуировать ещё 253 постояльца. Женщин и детей снимали при помощи коленчатых подъёмников и автолестниц, а когда техника не доставала до нужного этажа, использовали штурмовые лестницы.

Особенно тяжёлым было положение тех, кто оказался на верхних этажах. Возможности пожарной техники того времени были ограничены: автомеханические лестницы поднимались не выше сорока метров и не могли достать до верхних окон. Люди метались по коридорам в поисках выхода, часть из них погибла отравившись угарным газом.

Самые отчаянные пытались самостоятельно спуститься по связанным шторам и простыням. В итоге несколько человек упали на асфальт и разбились насмерть. Некоторым повезло больше: они сумели добраться до пожарных лестниц.

Среди спасённых оказалась актриса Марина Влади, жена Владимира Высоцкого. Позже она рассказывала, что простояла почти двадцать минут на подоконнике, ожидая спасения, а затем была вынуждена прыгнуть прямо в руки пожарному, так как лестница не дотягивалась до её окна.

Огонь удалось взять под контроль лишь к полудню. Борьба с огнем продолжалась с 8 до 12 часов утра. За спасение людей своей жизнью заплатили девять пожарных. Вот их имена:

Сергей Капитонов, Виктор Гомонов, Михаил Соловьев, Вадим Самойлов, Александр Глатенок, Владимир Осипов, Михаил Стельмах, Кирилл Соколов, Юрий Терехов.

Также в огненном аду погибли один милиционер, шесть человек из обслуживающего персонала и постояльцев гостиницы.

Огонь полностью уничтожил седьмой этаж, треть восьмого и несколько номеров девятого. Общая площадь возгорания составила около четырёх тысяч квадратных метров. В ряде мест обрушились перекрытия и перегородки. Повреждённые этажи оставались закрытыми ещё долгое время и были восстановлены только спустя несколько лет.

Официальной причиной пожара признали возгорание телевизора «Рекорд-В-312» в номере 774. Пластиковая отделка помещений способствовала быстрому распространению пламени и при горении выделяла токсичные вещества.

По факту трагедии возбудили уголовное дело. Некоторое время гостиница «Ленинград» не принимала постояльцев, и лишь через четыре месяца пожарная охрана города разрешила её временную эксплуатацию.

Среди первых, кто вошёл в здание после ликвидации пожара, был Евгений Попов, тогда ещё рядовой эксперт, позднее заведующий дежурным отделением бюро судебно-медицинской экспертизы.

Вот его воспоминания:

«По тревоге нас всех подняли из дома в праздник. На подъезде к гостинице мы услышали шум, как в аэродинамической трубе, — это ветер и пламя гуляли в пустых коридорах гостиницы. Мы пошли на седьмой этаж, когда заканчивалась проливка. По лестнице лился водопад, было очень холодно. Перед лифтами в холле на этаже лежали два-три тела. Опознать невозможно. То, что это пожарные, можно было понять только по металлическим карабинам, которые уцелели в огне.

Пламя было такой силы, что бетонные перекрытия прогорали, а местами с седьмого этажа можно было увидеть восьмой. Номера выгорели в шахматном порядке. Заходишь в один — обуглился. Другой — целый, но видно воздействие температур: все оплавилось, телефоны на столах превратились в пластиковые лепешки. И был всего один постоялец, который был обнаружен в номере. У него были очки в металлической оправе, и им интересовались особо».

В протоколе осмотра, который цитировала газета «Смена», говорилось, что тело нашли рядом со стеной и окном в номере 754, ближайшем к холлу. Кожные покровы отсутствовали, определить пол на месте было невозможно. Свидетели отметили деформацию черепа и треснувшие линзы очков вплавленные в глазницы. Под телом обнаружили трубку телефонного аппарата. Погибшим оказался журналист Марк Григорьев.

-7

За год до пожара в журнале «Огонёк» под его авторством совместно с Андреем Бенюхом вышла резонансная статья «Пожар в штабе революции», посвящённая представителям криминального мира Петербурга.

Существовало несколько версий причин пожара. Конспирологи называли одной из них покушение на вдову Владимира Высоцкого – Марину Влади. Поджог приписывали западным спецслужбам, противникам Михаила Горбачёва и представителям гостиничного бизнеса, якобы делящим сферы влияния в городе.

Обсуждались и другие версии — включая намерение сорвать митинг на Дворцовой площади. Наиболее популярной была версия о том, что пожар использовался для сокрытия убийства журналиста Григорьева, который приехал в город расследовать факты коррупции в Ленгорисполкоме и погиб на седьмом этаже.

При осмотре тела отмечалось необычное повреждение головы погибшего. Череп был пробит. Годы спустя один из членов ОПГ признался в убийстве Григорьева и поджоге гостиницы. В последствии доказать и подтвердить признание преступника следствие не смогло.

Судебно-медицинское исследование показало, что смерть наступила от отравления продуктами горения пластмассы — смесью окиси углерода, цианидов и акрилнитрина. В лёгких пострадавшего, как и у многих других жертв пожара, были обнаружены следы копоти.

Из материалов дела ясно, что с самого начала точное место возгорания не вызывало сомнений ни у свидетелей, ни у экспертов, ни у следствия. Очаг находился в двухместном номере 773 на седьмом этаже западного крыла гостиницы. Около восьми утра неизвестный водитель такси с Выборгской набережной заметил в окне именно этого номера отблески пламени.

-8

В этом помещении проживали Ленарт Хольсен и Гунила Мирен, сотрудники шведской телевизионной съемочной группы. Иностранцы утверждали, что телевизор они выключили ещё накануне и в день пожара не включали. Однако при исследовании проводов под телевизионным блоком строчной развертки были обнаружены дуговые оплавления. Экспертиза показала, что они появились до начала пожара, что свидетельствовало о работе телевизора.

Сбой, приведший к возгоранию, произошёл в блоке строчной развертки — одном из самых пожароопасных узлов телевизоров того времени. Опасность состояла в том что Даже если устройство отключить от сети, горение этого блока продолжалось.

После пожара при осмотре помещений в нескольких местах были обнаружены заделанные досками, ДСП и обоями отверстия в железобетонных стенах между номерами. При пожаре такие «заделки» выгорали, открывая путь для огня из номера в номер.

Огонь распространялся по центральной лестнице и коммуникационным нишам коридоров, а также через некачественно заделанные отверстия в перекрытиях, где проходили трубы и электрокабели. Горючая отделка помещений только ускоряла процесс. Кроме того, не работало противопожарное водоснабжение, а специальные лифты, оборудованные финской фирмой KONE для пожарных, на момент возгорания не функционировали.

Вот воспоминания одной из очевидец пожара.

«Когда 23 февраля 1991 года произошёл пожар в гостинице «Ленинград», я была шестилетним ребёнком и помню всё не очень хорошо, — вспоминает финка Анна Эткало. — Мы были в номере на 9-м этаже. Я все время кашляла от удушья, а мама подняла меня на подоконник и стала показывать в окно, чтобы увидели, что в номере ребенок. Я была уверена, что мы уже никогда не выйдем из этой гостиницы, что задохнемся прежде, чем придут нас спасать. Но потом открылось окно, меня оторвали от мамы и передали пожарному.

Спустили на руках по лестнице и отдали милиционеру, а он отнес в скорую. А потом меня нашла мама. Я очень благодарна бесстрашным пожарным за их героический подвиг, за то, что они спасли нас с мамой, а также многих других постояльцев гостиницы. Их подвиг навсегда в нашем сердце. Слава героям и вечная им память!»

-9

Прошло много лет, но причины трагического пожара остаются предметом обсуждений. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело. Расследование вело 29 специалистов высокого уровня. .

За прошедшие десятилетия в Петербурге предпринято немало шагов для сохранения памяти о пожарных, спасавших людей. Через два года после трагедии на Серафимовском кладбище был открыт мемориал, посвящённый погибшим при исполнении долга огнеборцав.

На территории 11-й части Калининского района построена часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». В 2019 году во Фрунзенском районе создан парк Героев-Пожарных. Там установили монумент в честь всех спасателей и огнеборцев. В некоторых семьях дети пошли по стопам отцов и продолжают их дело, что требует особого мужества. Подвиг пожарных жив в сердцах петербуржцев.

-10

Друзья, допускаете ли вы возможность того что пожар в гостинице Ленинград, был поджогом, нацеленным на то что-бы замести следы убийства известного журналиста? Или же на ваш взгляд, скорее стоит придерживаться официальной версии следствия? Давайте обсудим это в комментариях под статьей. Я читаю их все и стараюсь участвовать во всех обсуждениях.

  • А я благодарю Вас за просмотр. Если эта статья был вам интересна обязательно ставьте героический лайк подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии! И до встречи в новых историях!