Найти в Дзене

В мире Арканара: выставка, которая приоткроет секреты фильма «Трудно быть Богом»

Посещение этой выставки оказалось для меня настоящим сюрпризом — одним из тех, которые я так люблю! Представьте: идешь по ВДНХ в Музей кино, предвкушая что-то привычное, и внезапно попадаешь в другую реальность, едва переступив порог. Мое внимание захватила выставка, посвященная одному из моих любимых фильмов — «Трудно быть Богом» Алексея Германа. Это не просто экранизация повести Стругацких. Это кино, которое снимали долгих 14 лет, и каждая минута этого труда ощущается. Фильм вышел на экраны в 2013 году, и я, честно говоря, очень ждала его премьеры. Но в кинозале увидела, как многие встают и уходят, не выдержав. Да, он снят в черно-белом цвете, но именно это, на мой взгляд, делает его шедевром. Беспросветная, густая черно-белая палитра усиливает ощущение безнадежности и мрака средневекового мира. Эти долгие, крупные планы, лица актеров и массовки, подобранные с невероятной точностью, казалось, пришли прямиком из той эпохи. И, да, везде грязь и тлен, но ведь именно таким и было Среднев

Посещение этой выставки оказалось для меня настоящим сюрпризом — одним из тех, которые я так люблю! Представьте: идешь по ВДНХ в Музей кино, предвкушая что-то привычное, и внезапно попадаешь в другую реальность, едва переступив порог. Мое внимание захватила выставка, посвященная одному из моих любимых фильмов — «Трудно быть Богом» Алексея Германа.

Это не просто экранизация повести Стругацких. Это кино, которое снимали долгих 14 лет, и каждая минута этого труда ощущается. Фильм вышел на экраны в 2013 году, и я, честно говоря, очень ждала его премьеры. Но в кинозале увидела, как многие встают и уходят, не выдержав. Да, он снят в черно-белом цвете, но именно это, на мой взгляд, делает его шедевром. Беспросветная, густая черно-белая палитра усиливает ощущение безнадежности и мрака средневекового мира. Эти долгие, крупные планы, лица актеров и массовки, подобранные с невероятной точностью, казалось, пришли прямиком из той эпохи. И, да, везде грязь и тлен, но ведь именно таким и было Средневековье, а не той прилизанной сказкой, которую мы часто видим в кино.

Выставка называется «Сердце моё полно жалости» — по ключевой фразе фильма, и проходит она в Музее кино (павильон № 36 на ВДНХ). Хотя экспозиция занимает всего один зал, в нём можно «зависнуть» надолго. Здесь собрано около 1000 предметов из коллекции музея, которые позволяют рассмотреть каждую деталь, ускользающую на экране: костюмы, оружие, реквизит и даже марионетки.

Особенно поразили костюмы — их невероятная фактура и внимание к мелочам. В черно-белом фильме это не так заметно, но на выставке можно увидеть каждый шов, каждую заплатку. Художники по костюмам специально «фактурили» одежду — красили, жгли, пачкали, чтобы создать эффект настоящей древности. Каждый костюм, каждый аксессуар — будь то интересный фасон или мелкая деталь — продуман до мелочей.

Многие предметы поражают воображение. Как можно придумать кальяны с кожаными мешками вместо стеклянных колб? А эти духовые инструменты с невероятными изгибами, которые все-таки смогли издать звук? Книги, написанные на вымышленном языке, и картины с диковинными сюжетами. Но, пожалуй, самый впечатляющий экспонат — конский доспех, превращающий лошадь в «ходячий танк Средневековья».

Все эти артефакты показывают, насколько кропотливой и гениальной была работа режиссера и его команды.
На стенах зала висят экраны, где демонстрируются кадры из фильма, дополняя экспозицию и позволяя глубже погрузиться в атмосферу. Мне показалось, что не хватает музыки, чтобы усилить эффект, но, как я поняла, это скорее всего сделано для удобства посетителей других залов.
Куратор выставки Станислав Луговой точно подметил: «Все зрители картины «Трудно быть богом», не сговариваясь, сходятся в одном – так больше не снимают и отныне не будут». И я абсолютно с ним согласна. Это кино — больше, чем кино. Это целая вселенная, созданная с любовью и вниманием к каждой детали, которая раскрывается на этой выставке по-новому.
Погрузиться в этот мир Средневековья и, возможно, влюбиться в фильм, можно до 31 декабря 2025 года. Не пропустите!

Подписывайтесь на мой канал и давайте путешествовать вместе! Ведь хорошо бродить по свету!

Всем света и добра. Елена М.