Найти в Дзене
Угол зрения

Исследование смыслов - адекватность

При полном или частичном копировании авторской части материала ссылка на первоисточник обязательна. Исследование смысла привычных понятий помогает лучше понимать не только других, но и себя. Когда слышу, что собеседники называют кого-то неадекватным, то пользуюсь случаем спросить как они понимают это слово? Внимательно слушаю ответ, а после, если им интересно, предлагаю свой вариант. Практически все отвечают, что “адекватность” - это соответствие нормам или правилам поведения в обществе или что-то вроде того. И этого для жизни им вполне достаточно, но когда я предлагаю вместе подумать, то многие из них делают для себя открытие.  Начнем с определения из психологии. Там адекватность - это соответствие поведения человека требованиям конкретной ситуации, общепринятым нормам и ожиданиям окружающих. Простыми словами, «адекватный человек» — это индивид с нормальным поведением, уравновешенный и спокойный, который соблюдает нормы и правила (конец цитаты). Да, тут уже более развернуто, чем

При полном или частичном копировании авторской части материала ссылка на первоисточник обязательна.

Исследование смысла привычных понятий помогает лучше понимать не только других, но и себя. Когда слышу, что собеседники называют кого-то неадекватным, то пользуюсь случаем спросить как они понимают это слово? Внимательно слушаю ответ, а после, если им интересно, предлагаю свой вариант.

Практически все отвечают, что “адекватность” - это соответствие нормам или правилам поведения в обществе или что-то вроде того. И этого для жизни им вполне достаточно, но когда я предлагаю вместе подумать, то многие из них делают для себя открытие. 

Начнем с определения из психологии. Там адекватность - это соответствие поведения человека требованиям конкретной ситуации, общепринятым нормам и ожиданиям окружающих. Простыми словами, «адекватный человек» — это индивид с нормальным поведением, уравновешенный и спокойный, который соблюдает нормы и правила (конец цитаты).

Да, тут уже более развернуто, чем думает большинство людей, но есть важный пробел, который заключается в направленности мышления. Обратите внимание, что и  в ответах тех, кого спрашивал и в психологии понятия обобщающие, без упоминания самого себя, поэтому подумав, я решил для более объективного определения принять во внимание не один, не два, а три фактора:

1 фактор, и он самый главный - базовое представление каждого человека о самом себе. Это совокупность из всего, что он знает, думает о своей личности, каким видит себя изнутри, его представления о своей внешности и поведении во взаимодействии с людьми. Например: “обычно я , внимательный, вежливый, общительный, доброжелательный, дружелюбный, отзывчивый, внешне привлекательный”.

2 фактор, тот про который были ответы - это представление каждого человека о нормах поведения и взаимодействия в обществе. То есть адаптивный, усредненный набор социальных поведенческих алгоритмов, сформированных цивилизационными, моральными, культурными, территориальными, законодательными или им подобными механизмами. Это и есть нормы, принятые большинством людей как ориентир во взаимодействии между собой, поэтому их можно назвать публичным договором о конкретных действиях. Но сейчас главное в том, что каждый человек имеет о них свое индивидуальное представление.

3 фактор был косвенно упомянут в определении из психологии - это представление каждого человека о нормах поведения с другим человеком или несколькими людьми в отдельно взятой группе, ситуации, моменте времени и месте. Для лучшего понимания приведу пример: в обществе считается некультурным использование нецензурной лексики, а в административном законодательстве такое в общественном месте вообще является правонарушением за которое могут привлечь к ответственности. Но если двое или более людей в какой-то группе разговаривают матом как сапожники, скажем так с общего согласия, то это с одной стороны противоречит общепринятым нормам, а с другой не противоречит нормам, принятым в общении именно этих людей между собой. 

Теперь, когда разобраны три фактора, можно сформулировать свое определение.

Адекватность - это сознательное балансирование личности человека в своем мышлении и внешнем поведении между тремя факторами:

1 представление о самом себе

2 представление об общих нормах поведении в обществе

3 представление о поведении в отдельной группе и ситуации

Даже удивительно, как в определении из психологии можно было не принять во внимание представления человека о самом себе. Но идем дальше и подумаем какую пользу для развития личности можно получить от обновленного понятия?

Представления  человека о самом себе в силу воспитания и индивидуального жизненного опыта могут значительно отличаться от норм одного из остальных факторов или от обоих остальных. В таких случаях человек будет вынужден исполнять нормы общества или группы, но это будет ему как минимум некомфортно, возможно даже неприятно или в крайнем случае невыносимо. И это в узком смысле будет снижать для него эффективность взаимодействия с людьми в такие моменты, а в широком смысле наносить ему психологическую травму. И окружающие вполне могут его тогда считать “неадекватным”.  Такую травму ему придется как-то терпеть или компенсировать, обслуживать, а может даже лечить.

То есть любое категоричное внутреннее противопоставление личного фактора остальным наносит ущерб  личности человека, его психологическому состоянию в виде внутреннего конфликта, и в самых худших случаях психическому здоровью, в виде социопатических проявлений. Примерами таких крайностей являются пути людей, приводящие их в алкоголизм, наркоманию, психушку, тюрьму или в монастырь.

Как применять такое понимание?

1 Сопоставление представлений именно из трех факторов позволяет лучше чувствовать и понимать как свои границы, так и границы других людей с которыми есть взаимодействие, а общепринятые нормы можно использовать как относительный ориентир для этого.

2 Такой подход помогает отказаться от категоричности и фанатизма в опоре лишь на какой–то один фактор, игнорируя остальные, например обслуживая лишь личный люди могут становяться эгоистами и нарциссами, а фанатично обслуживая фактор отдельной группы обесценивать себя и становиться сектантами. То есть сознательное балансирование между тремя факторами это иммунитет от внутренних конфликтов и комплексов.

3 Наблюдая за собой и другими людьми в ракурсе именно трех факторов можно гармонично развиваться, становиться более адаптивным внешне, а главное внутренне. Таким образом быть более эффективным во взаимодействии с людьми и удовлетворенным  собой. 

4 Наблюдая за людьми можно убедиться, что не все и не всегда исполняют нормы общества или группы, каждый человек стремится к тому или иному преимуществу во взаимодействии, к получению той или иной выгоды и делает он это не только с помощью норм, но и нарушая их. Важно это помнить и учитывать.

5 Озвученное мной понимание адекватности является как раз одним из преимуществ. С его помощью можно беречь собственные границы и при необходимости гибко обходить чужие. Делать это сознательно, обоснованно, логично и разумно.

Есть еще один важный момент на котором есть смысл сделать акцент.

В моем варианте термин “представление” замещает используемое в учебниках слово “соответствие”, сделано это вот зачем:

Слово “соответствие” в контексте понятия из психологии, ассоциативно вызывает связь с конкретными действиями человека в его поведении.

А термин “представление” в моем определении описывает мыслительный процесс.  Действием тогда является “сознательное балансирование” как его результат. 

Грубо говоря, в существующих понятиях сперва делать, а потом  думать, а в обновленном мной определении сперва думать, а потом делать.

Итак, учитывать надо не один, не два, а три фактора, главный из которых как оказывается - личный, поэтому его надо беречь и развивать, ориентируясь на общественный, для применения в групповом. Вот оптимальный вариант для развивающейся личности, а остальным просьба выбросить все это из головы и продолжать исполнять привычные автоматизмы, смесь которых они называют жизнью.

На этом считаю достаточно законченным исследование смысла “адекватности”, а проработка практики или конкретных примеров применения моей теории в публичный материал не входит.