Трудно представить, что знаменитый русский мыслитель Василий Розанов мог бы не состояться в качестве «властителя душ» читающей публики начала XX века, если бы не его знакомство и продуктивная переписка с неизвестным сейчас самородком с несчастной судьбой, чья недолгая жизнь яркой вспышкой зажгла небосвод, чтобы навечно потухнуть в памяти неблагодарных потомков.
Именно благодаря идейным разработкам молодого публициста и философа Федора Шперка в творчестве Розанова, называвшего юного друга «мальчишкой-гением», «проницательным до гениальности», получило дальнейшее развитие темы религии, освящения пола, своеобразной натурфилософии и метафизического прочтения сочинений Достоевского.
Жизнь Федора Шперка
Федор (Фридрих) Шперк родился в семье шведско-немецкого происхождения, многие представители которой были известными в России учеными и врачами.
Дед по отцовской линии Фридрих Андреевич Шперк, начав службу как вольноопределяющийся врач, впоследствии стал почетным членом Штенинского энтомологического общества и московского общества естествоиспытателей, членом-корреспондентом Политико-экономического общества. Один из его сыновей, Густав, был известным биологом и доцентом Харьковского университета.
Другой его сын, Эдуард, стал врачом-венерологом и первым директором Института экспериментальной медицины. После окончания института он был направлен по заданию министерства внутренних дел в Якутию и Приморский край для исследования медицинских и социальных причин возникновения инфекционных заболеваний. По результатам научных работ ему была присуждена степень доктора медицины.
Именно в семье Эдуарда Фридриховича Шперка и Сидонии Бернгардовны Герстель (Шперк) в 1872 году в Санкт-Петербурге появился на свет будущий оригинальный мыслитель.
- В 1889 году Федор Шперк закончил лютеранскую школу Петришуле. По желанию родителей он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
- В ходе обучения он пережил внутренний духовный кризис, связанный с юношеским максимализмом и поиском абсолютной истины. Планируя перевестись в Московский университет, Шперк внезапно оставляет учебу в университете, получив сначала финансовую поддержку от отца (около трех тысяч рублей), а затем стал самостоятельно добывать пропитание литературными заработками.
Необходимость поиска заработка обострилась после женитьбы начинающего литератора на девушке скоромного достатка Анне Лавровне Безух (Шперк), служившей экономкой в доме матери Шперка. Как писал Розанов, избранница Шперка
«кончила четыре класса гимназии и не очень запомнила «курс». Все шила. И «пришила» к себе тело мужа, душу его, биографию его, «все» его».
- В новой семье вскоре родились трое детей. Один из них, Венедикт Фридрихович Шперк, в советское время стал военным инженером и автором известного Фортификационного Словаря издания 1946 года.
К брачному выбору сына особенно болезненно отнеслась мать Федора Шперка, которая лишила его своей материальной поддержки.
- Оказавшись предоставленным самому себе, Шперк увлекается философией, литературой, интересуется изучением различных славянофильских течений, пропагандирует труды неизвестных русских маргинальных мыслителей. Среди них можно назвать брата знаменитого анархиста, «религиозного романтика – гегельянца» Павла Александровича Бакунина, а также философа – самоучку, по профессии биржевого маклера, И. В. Свечина, позднее крестившего старшего сына Шперка.
- В 1895 году Федор Шперк неожиданно для самого себя стал сотрудником одной из самой влиятельной газеты в России «Новое время», издателем которой был Алексей Суворин.
- В течение двух лет начинающий журналист стал ведущим сотрудником газеты, ведшим рубрики «Книги за неделю», «Библиографические новости» и «Из литературного дневника». В поле его критического зрения оказалась поэзия русских символистов, декадентская литература, женская беллетристика, русская религиозная философия.
На 1895 – 1897 годы пришелся его самый продуктивный период работы.
Заметками Шперка в своей газете Суворин остался очень доволен. Шперк вместе с другом, ярким поэтом декадентского направления и русского символизма Федором Сологубом, в октябре 1896 года планировал выпускать «двухнедельный журнал с тремя отделами: беллетристикой, философией и критикой», то есть в тех областях, в которых он блестяще ориентировался.
- Казалось, судьба начинает благоприятствовать молодому и многообещающему публицисту. Однако, как отмечал в своих воспоминаниях Василий Розанов, проживание в сырой, лишенной простейших удобств, квартире зимой 1896 - 1897 года и последующая простуда на Пасху 1897 года способствовали возникновению чахотки в ослабевшем организме Шперка.
- В мае 1897 года его помещают на лечение в санаторий для туберкулезных больных Халила, построенный на территории финского имения (теперь санаторий расположен в поселке Сосновый Бор Ленинградской области). Шперк надеется, что в сентябре «лихорадка кончится» и он продолжит работать в редакции популярного журнала.
- Последние пять месяцев жизни он провел в постели в обществе любимой жены, стойко перенося физические страдания. Верной супруге он пообещал после своего выздоровления на деньги, полученные за написание большого фельетона, купить кофту.
- По мере затягивания болезни Шперк принял давно в нем зревшее решение перейти из протестантизма в православную веру, не откладывая смену вероисповедания на момент излечения. Протестантизм, по его словам, «тем беден, что не содержит в себе тайны. Он преднамеренно отталкивает от себя мистическое, тогда как в мистическом лежит сущность религии».
- Друзей Шперк просил помолиться за его выздоровление в столице перед иконой Скорбящей Божьей Матери.
Однако ход болезни уже нельзя было остановить, хотя физическую боль удавалось облегчить с помощью инъекций больших доз морфия.
7 октября 1897 года в санатории Халила Федор Шперк скончался в кругу родных.
- После скоропостижной смерти Федора Шперка, в которой его мать винила только саму себя, забота о вдове и детях снова легла на Сидонию Бернгардовну Шперк и его младшего брата Густава.
В конце жизни, чувствуя приближение неизбежной развязки, Шперк начал переживать нравственные страдания больше, чем физические. Его особенно угнетала ссора с одним из крупнейших отечественных мыслителей Владимиром Соловьевым по поводу его книги «Оправдание добра», а также нанесенное им чувствительное оскорбление критику Акиму Волынскому. Из-за размолвки с Соловьевым со Шперком прекратила общение вторая жена Розанова - Варвара Дмитриевна. Неслучайно, что после этого к молодому другу охладел Василий Розанов и другие его коллеги по перу.
Дерзкий критик
При всех несомненных талантах Шперка, его природной доброте и отзывчивости, в нем присутствовало болезненное влечение к чрезмерному ригоризму и интеллектуальному аскетизму.
- В газете «Новое время» 26 февраля 1897 года № 7544 вышла статья Федора Шперка с провоцирующим названием «Ненужное оправдание». В ней Шперк, взяв псевдоним Апокриф, неожиданно для всех (включая Розанова и Суворина) напал на книгу «Оправдание добра. Нравственная философия» крупнейшего религиозного мыслителя своего времени Владимира Соловьева.
- Шперк обвинял известного философа в «иезуитско-изощренном, схоластически-хитросплетенном и метафизически-отвлеченном оправдании» очевидного, несомненно истинного христианского учения любви.
По мнению Шперка, добро, в отличие от зла, в оправдании не нуждается. Нельзя «дело сердца» превращать в ряд отвлеченных формул.
- Нападки на Соловьева были тем более странными, что Шперк был с ним знаком с 1893 года. Посещая до этого Соловьева, Шперк говорил, что он «в высшей степени» эстетическая, а не этическая натура.
Тогда же он написал Розанову, что:
«этот человек (Соловьев) безусловно бескорыстный в литературном отношении, абсолютно нетщеславный и чистый как мыслитель и писатель в своих исканиях и стремлениях».
У Соловьева для своих философских построений Шперк позаимствовал понятие всеединства и ценил в нем попытку создать стройную и упорядоченную философскую систему, охватывающую как идеальный, так и реальный мир человека.
- Соловьев достаточно внимательно отнеся к критике Шперка, почерк которого он без труда узнал под маской Апокрифа, посчитав необходимым обстоятельно ответить на «разгромную» статью. Местами насмешливо, выдерживая научную планку острой дискуссии, Соловьев позволил молодому критику «сохранить лицо» для будущих баталий.
Если при критике книги Соловьева Шперк старался соблюсти беспристрастный взгляд публициста, то в нападках на литературного критика, искусствоведа и сотрудника «Северного Вестника» Акима Львовича Волынского на его книгу «Русские критики» он перешел всякую меру пристойности.
- Так же, как и с Соловьевым, Шперк одно время дружил с Волынским. Внезапно в статье «Полемические письма» он обвинил Волынского в том, что тот требует от здравых, жизненных русских умов (Лесков, Толстой, Тургенев, Гоголь, Пушкин), чтобы они отказались от своей «русской души» и обратились «в отвлеченно-риторических писателей семитского племени», переменили «русский паспорт на еврейский». Здесь Шперк, этот, по словам Розанова, молчаливый, застенчивый и вечно погруженный в думы юноша, перешел на личные оскорбления Волынского по национальному признаку.
- Василий Розанов был настолько возмущен грубым поведением своего друга, что вынудил его прийти на встречу с оскорбленным литератором. Волынский устроил беспощадную словесную экзекуцию Шперку, в то время как Розанов хладнокровно наблюдал эту сцену и, когда нужно, поддакивал Акиму Львовичу. Шперк вынужден был извиниться перед Волынским и покинуть его глубоко посрамленным.
- Многие литераторы и коллеги Шперка после его нападок на Волынского прервали с ним всякое общение. Среди них можно назвать издателя и публициста Петра Перцова или поэта и религиозного мыслителя Николая Минского.
Федор Шперк в литературных кругах прослыл «наглым», «бестактным» и «самоуверенным» критиком. Он, казалось, старался «оправдать» их ожидания, называя Достоевского банальным и циничным, Толстого – самым мелочным из художников, находил у Тургенева «изящные грубости», а Минского обвинял в мнимо-философских фиглярствах.
Философские идеи Шперка
Философские взгляды Федора Шперка сформировались под непосредственным влиянием Владимира Соловьева. Созданная Шперком философская система много впитала в себя из «нравственной философии» Соловьева, намеченной выдающимся русским мыслителем в одном из его главных трудов – «Оправдание добра». Еще одним влиятельным идейным источником для Шперка стала «Этика» Спинозы, отрицающая, по мысли молодого философа, идею организма и развития. Его привлекал волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше. У последнего Шперк позаимствовал деление текста на фрагменты, оформленные в виде афоризмов.
- Розанов отмечал, что печальная сторона для Шперка как мыслителя «состоит в том, что он не умеет развивать свои мысли». Его диалектическое мышление основывается на базовых понятиях, часто не передаваемых и трудных для усвоения.
С Розановым трудно не согласиться. Для примера можно рассмотреть фрагмент сочинения Шперка «Диалектика бытия».
- В нем развитие природы, космоса и человека предстает в виде грандиозного мирового процесса.
В качестве универсального начала Шперк постулирует Абсолют (или мир-целое), включающее в себя организм-элемент (из него вырастает организм) и мир-элемент (из него возникает мир). Частным случаем Абсолюта выступает бытие, то есть неделимое, нечто первое, содержащее полноту содержания.
- По мере перехода бытия (мира-элемента) в мир-целое оно проходит ряд состояний, напоминающих логические категории платонической школы: чистое бытие (неоформленное содержание), тождество (первично оформленное), единство (обратный переход тождества в чистое бытие), повторение (промежуточное звено между состоянием неизменности и процессом изменения), множество (повторяющееся единство), конечное (множество, образующееся через повторение единства), а значит и бесконечное. Из противоположности единства и безъединства вытекает форма противоречия, создающая вместе с бесконечным то, что не повторяется, то есть индивидуальность, организм. В противоположность ему, из конечного образуется неорганизованное, мертвое.
- По мысли Шперка, первоначальное полнота формы (то есть чистого бытия), содержащей духовный момент, или идеальное начало, превращается (по мере своего нисхождения) в ничто, или небытие.
После саморазрушения организма начинается процесс восхождения чистого духа к Абсолюту, или одухотворение индивидуальности. Уступая неизбежному закону смерти, характерному для природы, индивидуальность человека, в свою очередь, приобщается к абсолютной индивидуальности, или процессу жизни.
Влияние идей Шперка на философию Розанова
Василий Розанов, как отмечал в своих воспоминаниях критик и издатель Петр Перцев, ценил людей, которые искали решение тех задач, над которыми мучился и он.
Именно Шперк сподвигнул Розанова на продолжение исследования «психологии рас», откуда вырос интерес Розанова к теме пола, брака и религии. В отличие от Шперка, который подчеркивал «триединую форму человеческого идеала» (мужчина, женщина и Бог как посредник между ними), Розанов превозносил семью, как соединение двух людей, не нуждающихся в церковном освящении брака.
- Философские идеи Шперка о развитии организма из организма-элемента, а мира - из мир-элемента близки позиции Розанова о наблюдаемой аналогии между эволюцией макрокосмоса и органическим процессом микрокосмоса.
- В литературно-эстетических построениях Шперка Тургенев олицетворял собой прошлое, Толстой – настоящее, Достоевский – будущее.
- В «Великом инквизиторе» Розанов отведет место Тургеневу среди архаичных библейских поэтов, Толстой станет провозвестником формы в ущерб всякой потенциальности, а Достоевский сделается провидцем «бесформенности», выражающей, по мнению Розанова, тайну сущего и священного.
Позже реальный облик Шперка в сочинениях Розанова заменится воображаемым образом молодого ушедшего из жизни друга, которого знаменитый философ наделит собственными чертами.
А на смену религиозному, органически-целостному мышлению, которое исповедовал Федор Шперк, в новом столетии придет насыщенная экспериментами, ошеломляющая от разнообразия точек зрения, уделяющая внимания фрагментарности и недосказанности эпоха модернизма.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!