Найти в Дзене
Строитель

Как составить смету на строительство частного дома. Пошаговая инструкция от сметчика с 12-летним стажем

Смета является очень важным элементом планирования и организации строительного процесса. В этой статье будут подробно рассмотрены общие вопросы и тонкости по этой теме, а также здесь вы можете скачать образцы смет на строительство частного дома для основных вариантов технологий строительства. По назначению, степени проработки и точности, сметы можно разделить на следующие виды: Рассмотрим их подробнее: Она составляется на самом начальном этапе планирования чтобы приблизительно оценить стоимость строительства. Это нужно, например, чтобы понять, есть ли у нас вообще шанс уложиться в бюджет при заданных параметрах будущего дома, и если окажется, что денег не хватает, то не имеет смысла прорабатывать именно этот вариант строительства, так как сначала нужно задать такие параметры проектных решений, при которых у нас хватит финансов, чтобы довести строительство до конца. На этом этапе имеет смысл сравнить разные технологии строительства, варианты отделки и
Оглавление

Введение

Смета является очень важным элементом планирования и организации строительного процесса.

В этой статье будут подробно рассмотрены общие вопросы и тонкости по этой теме, а также здесь вы можете скачать образцы смет на строительство частного дома для основных вариантов технологий строительства.

Содержание

Степени проработки сметы

По назначению, степени проработки и точности, сметы можно разделить на следующие виды:

Степени проработки сметы
Степени проработки сметы

  1. Предварительная смета
  2. Смета для определения точной стоимости строительства объекта
  3. Смета для закупки материалов и организации строительства

Рассмотрим их подробнее:

Предварительная смета

Она составляется на самом начальном этапе планирования чтобы приблизительно оценить стоимость строительства. Это нужно, например, чтобы понять, есть ли у нас вообще шанс уложиться в бюджет при заданных параметрах будущего дома, и если окажется, что денег не хватает, то не имеет смысла прорабатывать именно этот вариант строительства, так как сначала нужно задать такие параметры проектных решений, при которых у нас хватит финансов, чтобы довести строительство до конца.

На этом этапе имеет смысл сравнить разные технологии строительства, варианты отделки и объемно-планировочных решений, и выбрать такие параметры, которые лучше всего подходят под наши пожелания и бюджет.

Для того чтобы составить такую предварительную смету или несколько вариантов смет для различных вариантов строительства, можно взять за основу сметы на похожие объекты и посчитать стоимость вашего объекта через пропорцию по стоимости за 1 м2 площади пола. Например, если стоимость строительства аналогичного объекта площадью 120 м2 составляет 7,68 млн. рублей и вам нужно прикинуть, какая стоимость получится для вашего объекта, площадью 135 м2, для этого достаточно произвести следующие расчеты:

Стоимость строительства 1 м2 для объекта-аналога = 7 680 000/120= 64 000 р

Стоимость строительства нашего объекта = 135*64 000 = 8 640 000 (8,64 млн.)

Здесь нужно учитывать, что такие расчеты являются весьма приблизительными. Причины этого следующие:

  • Параметры объекта-аналога могут не полностью совпадать с параметрами нашего объекта.

Например, стоимость строительства 1 м2 пола для маленьких объектов оказывается существенно выше, чем для больших, так как чем меньше здание - тем больше площадь стен, которые нужно построить, чтобы оградить со всех сторон единицу площади его пола. Кроме того, в сравниваемом объекте может быть учтена другая отделка, другой вид кровельного покрытия, толщина стен, и так далее.

Чем более схож объект для сравнения - тем выше достоверность определения по нему сметной стоимости, и наоборот.

  • Смета на объект-аналог может быть неточной.

Во-первых, в самой смете элементарно могут быть ошибки.

Во-вторых, цены на работы и на материалы могут существенно различаться в разных регионах России. Поэтому, в качестве примера, желательно найти смету на строительство объекта, который расположен примерно в той же части нашей страны.

В-третьих, если смета составлена достаточно давно, цены за это время могли существенно вырасти. Чтобы это проверить, можно сравнить цены на самые основные строительные материалы в смете с текущими ценами. Если окажется, что цены в смете действительно устарели, можно приблизительно посчитать средний коэффициент роста цен и умножить на него сметную стоимость

Инженерные сети

При определении предварительной стоимости строительства вашего объекта обязательно нужно учесть то, что кроме самой коробки здания, нужно будет провести все наружные и внутренние инженерные сети. Зачастую в основной смете на строительство здания их можно не встретить, однако эти затраты никак нельзя игнорировать при планировании!

При отсутствии сметы на инженерные сети, чтобы учесть их стоимость, можно к стоимости строительства самого здания прибавить 30-35% (да, инженерные сети вносят неожиданно большой вклад в стоимость строительства дома)

Смета уточненная для определения стоимости строительства

После того как мы определились с технологиями строительства и общими объемно-планировочными решениями согласно нашим пожеланиям и бюджетом, необходима разработка проекта, а дальше по проекту составляется полноценная точная смета на строительство нашего здания.

Основные статьи затрат на строительство - это стоимость работ и стоимость материалов, но кроме этого в смету нужно внести и некоторые другие расходы. Перечислим их все и разберемся как правильно учесть в смете:

Стоимость строительных работ

В смете нужно перечислить все строительные работы, которые необходимо выполнить, рассчитать их количество (объем работ) и проставить цены за эти работы (Если вы собираетесь строить самостоятельно или, например, у вас договоренность со строителями на почасовую оплату или о том, что стоимость рассчитана по укрупненному нормативу за 1 м2 пола здания, то цены за работы можно не ставить. В ином случае следует взять средние рыночные цены из интернета).

Работы желательно прописывать в технологической последовательности - так смета будет более читаемой и понятной. Кроме того, при необходимости, на основании такой сметы затем можно будет составить календарный график строительства

Стоимость материалов.

Далее, нужно определиться, какие материалы потребуются для выполнения этих работ, и также проставить их количество с учетом коэффициента расхода на обрезки и прочие потери (разбег значений коэффициента примерно 2…20%, чаще всего задается запас порядка 10%). Если в проекте есть спецификация, то все основные материалы можно взять оттуда. Но здесь важно уточнить, в спецификации количество материалов посчитано с учетом коэффициента запаса или нет? Кроме того, нужно учесть, что чаще всего в спецификации к проекту бывают прописаны не все материалы, необходимые даже для строительства коробки здания. Например, там могут быть не расписаны материалы для отделки, так как предполагается, что заказчик сам принимает решение по этим работам, а в проекте отделка представлена лишь условно, как один из вариантов. Такие позиции нужно посчитать самостоятельно, важно их не потерять.

Затем нужно внести цены на эти материалы, обычно их нетрудно найти в интернете.

Аренда строительных машин и механизмов.

Для выполнения отдельных работ требуется аренда техники. Например, экскаватор для земляных работ, бетононасос для заливки фундаментной плиты или кран для подъема материалов.

Если сейчас, на этапе планирования, вы затрудняетесь с этим вопросом, можете просто учесть это в смете укрупненно в виде суммы порядка 10-30 тыс. рублей. В масштабе общей стоимости строительства такие неточности не существенны.

Стоимость доставки материалов на объект.

Чтобы рассчитать это точно и непосредственно, нужно сначала посчитать массу всех строительных материалов, участвующих в смете и их объем, занимаемый в кузове транспортного средства, а затем подобрать нужные транспортные средства для их доставки, количество рейсов, с учетом того, что скорее всего, некоторые материалы будут закупаться у разных поставщиков, затем указать стоимость рейса… В общем, без специальных знаний и подготовки, сделать это будет очень сложно. Поэтому, гораздо рациональнее на этапе планирования учесть эти затраты в виде процента от стоимости материалов по смете. Обычно, на стоимость доставки закладывается 2% к стоимости материалов.

Аренда инвентарных бытовых зданий

На строительной площадке вам может потребоваться, например, биотуалет или бытовка. В этом случае данные затраты тоже нужно учесть в смете. Для этого нужно узнать стоимость их аренды на месяц и примерно задать планируемый срок строительства. Если вы затем составите календарный график строительства, то срок аренды в смете можно будет уточнить. Но, в любом случае, некоторая неточность в этой статье затрат в масштабе общей стоимости строительства будет несущественна.

Накладные расходы

Сюда можно отнести все прочие, косвенные затраты на строительство, которые слишком трудно и нет необходимости досконально просчитывать на этапе планирования. Например, это горюче-смазочные материалы, стоимость амортизации собственной строительной техники и инструментов, различные неучтенные расходные материалы и другое. Как правило, накладные расходы начисляются просто в виде суммы порядка 20..40 тыс. рублей или как процент от стоимости работ, или от стоимости работ и материалов

Сметная прибыль

Этой статьи затрат не будет если вы строите объект самостоятельно. При обращении к застройщику, сметная прибыль будет от вас скрыта и заложена в стоимости работ и, может, частично, в стоимости материалов

Налоги

В случае если вы строите самостоятельно, данных затрат у вас также не будет (если не считать того, что все мы платим налог НДС в составе цены товаров, которые покупаем, это касается и материалов для строительства). А вот в смете от застройщика может присутствовать налог НДС, если его организация работает по такой системе налогообложения. Эта статья затрат может присутствовать в смете в явном виде или быть также скрыта в стоимости строительных работ.

Смета для закупки строительных материалов (максимально точная)

Итак, чем отличается эта смета по степени проработки от предыдущей, и зачем я выделил ее отдельно?

Для строительства дома нужно закупить большое количество различных наименований строительных материалов (порядка 100...200 позиций). Для каждого материала требуется рассчитать его требуемое количество, при этом, многие позиции участвуют сразу в целом ряде строительных работ. Согласитесь, подробный расчет всех требуемых материалов для строительства является достаточно объемной и кропотливой работой. При этом, значительная часть перечня требуемых материалов не оказывает заметного влияния на стоимость строительства. Это различные метизы, растворитель, скотч, изолента, и другие мелкие позиции.

Так вот, если вам нужна смета только для определения точной стоимости строительства, такие позиции можно учесть укрупненно как процент от стоимости основных материалов (обычно это 4-6%). Это очень упростит работу по составлению сметы.

В общем, в смете для определения стоимости строительства можно опустить все подробности, которые не оказывают существенного влияния на его стоимость.

Однако, в дальнейшем, если нам нужно организовать строительство объекта, все эти детали будут иметь значение! Например, работы могут встать, если забыть купить нужные саморезы или кляммеры, или гайки для шпилек, либо купить гвозди не той длины, и так далее. При организации строительных работ важна будет каждая мелочь! В этом случае подробно считать все мелкие позиции все-таки придется. Для этого и можно использовать смету для закупки материалов с их максимально точно проработанным перечнем.

Выделение такой степени проработки сметы в отдельный этап достаточно условное. То есть, вы вполне можете и сразу составить максимально проработанную смету с полным перечнем материалов. А если вопросы расчета и закупки материалов для организации строительства вас касаться не будут, тогда достаточно будет ограничиться сметой где эти подробности учитываются укрупненно.

Здесь хочу предостеречь от одной распространенной ошибки: многим может показаться излишней такая педантичность и внимание к мелочам в планировании строительства, так как “все-равно все пойдет так как пойдет, и все эти планы и списки окажутся не нужны”. Так вот, даже если от изначальных планов и расчетов в ходе строительного процесса где-то придется отступать (особенно если это придется делать!), чем более качественно у вас проработан план строительного процесса, чем яснее он для вас самих - тем проще в дальнейшем будет делать все эти отступления. При планировании строительства действительно стоит быть педантом.

Программы для составления сметы

Microsoft Excel, Гугл-таблицы или Яндекс-таблицы

Первый вариант - это использовать для этого знакомый всем Microsoft Excel, либо его аналоги: Гугл-таблицы или Яндекс-таблицы.

Данные программы отлично подходят для работы с таблицами и выполнения большого количества однотипных вычислений, и позволяют их автоматизировать. Для составления сметы необходимо будет в табличном виде записать весь перечень необходимых строительных работ и материалов, рассчитать их объем и стоимость. Примеры таблиц со сметами на строительство частных домов вы можете скачать здесь.

При выполнении расчетов, следует учесть, что возможно (и даже скорее всего), в дальнейшем, где-то потребуется вносить корректировки, и чтобы в этом случае, не приходилось пересчитывать все вручную, для этого следует с самого начала вводить в экселе эти расчеты как формулы со ссылками на ячейки, а не как статичные значения

Плохой пример. Расчеты заданы через статичные значения
Плохой пример. Расчеты заданы через статичные значения

Это плохой пример выполнения вычислений в смете. Здесь сумма по работам посчитана как умножение двух статичных значений. Если в будущем, например, у нас измениться площадь штукатурки, то сумму по этой работе придется пересчитать вручную, мы вполне можем забыть это сделать.

Хороший пример. Расчеты заданы как формулы со ссылками на нужные ячейки
Хороший пример. Расчеты заданы как формулы со ссылками на нужные ячейки

А это хороший пример. Здесь сумма по работам считается через формулу со ссылками на соответствующие ячейки. Если, в дальнейшем здесь изменится объем работ или цена за единицу измерения - сумма по работам пересчитается автоматически.

В качестве примеров я привел максимально простые случаи, но вообще Excel позволяет создавать и гораздо более сложную логику вычислений. Общий совет здесь такой: при составлении сметы, постарайтесь максимально автоматизировать расчеты, на сколько позволяет ваш текущий уровень владения этой программой.

Достоинства такого способа создания сметы:

  • Большинство пользователей ПК знакомы с программами типа Microsoft Excel, поэтому, скорее всего, вам не потребуется тратить время на изучение их интерфейса
  • Здесь вы полностью контролируйте и понимаете все, что учитывайте в смете.

Недостатки этого способа:

  • Он трудоемкий. Особенно при отсутствии у вас собственных шаблонов и заготовок для этих расчетов (приходится в каком-то плане “изобретать велосипед”)

Специальные сметные программы

Второй вариант - это сметные программы. Их можно разделить на два вида:

  1. Сметные программы, которые предназначены для создания смет в государственных сметных расценках (ФЕРы, ГЭСНы и др.) и согласно государственному регламенту. Примеры программ: Гранд Смета, Смета ру, Багира и др.

Такие программы плохо подходят для создания смет на частное малоэтажное строительство. Подробнее об этом написано в этой статье про выбор сметной программы для ИЖС.

2. Сметные программы с договорными ценами. Они не привязаны к государственному регламенту. Такие программы позволяют указывать собственные цены на работы и любые другие параметры в смете. Кроме того, для частного малоэтажного строительства существуют собственные узкоспециализированные сметные программы-конструкторы, которые позволяют максимально автоматизировать расчеты объемов работ и составление сметы на строительство. Чаще всего, такие программы бывают созданы на базе Excel или Гугл таблиц, то есть они представляют собой очень большую, сложную и высокотехнологичную таблицу, где все вычисления привязаны через формулы, и пользователю достаточно указать нужные исходные данные по объекту строительства, а далее смета будет составлена автоматически.

Достоинства программ-конструкторов:

  • Максимально автоматизируют подсчеты объемов работ, материалов и создание сметы
  • Восполняют возможные пробелы в спецификации к проекту. Позволяют составить смету даже без спецификации.
  • Позволяют быстро сравнить различные варианты технологий строительства и, таким образом, оптимизировать проектно-сметные решения под ваши пожелания и бюджет

Недостатки программ-конструкторов:

  • Ограниченная гибкость при учете нюансов строительства конкретного объекта. Программа-конструктор может предложить набор вариантов технологий, каждый из которых будет не совсем точно подходить конкретно под ваш случай. В некоторых программах эта проблема усугубляется отсутствием удобных инструментов для редактирования созданной сметы.
  • В отдельных случаях - сложный интерфейс с полями для ввода исходных данных по объекту. Требуется потратить некоторое время и усилия на освоение программы.

Наиболее удачным вариантом программы-конструктора, по моему мнению, является специализированная сметная программа для ИЖС - Коттедж Автосмета.

Она позволяет действительно автоматизировать создание смет на частное малоэтажное строительство, и практически лишена вышеперечисленных недостатков. В программе простой для пользователя, проработанный интерфейс с различными цветовыми и текстовыми подсказками, в котором можно учесть практически все нюансы строительства конкретного объекта. А в самой смете предусмотрено большое количество удобных инструментов ее редактирования и настроек “под себя”. Кроме того, помимо сметы, программа автоматически формирует и другие полезные документы: календарный график строительства, ведомость ресурсов по смете, смету укрупненную, теплотехнический расчет, себестоимость строительства и другое.

Примеры смет

И, в завершении, здесь вы можете скачать примеры смет на строительство частного дома для различных основных технологий строительства.

До свидания!