Иногда, читая описания интересных мест, встречается название, которое само по себе начинает манить к себе. Так было у меня со станцией Ясеновая бывшей Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги. Изначально я планировал добраться до неё пешком за сутки от Тулы, мало представляя состояние маршрута. Однако, я добрался лишь до села Воскресенское, оставив исследование узкоколейной линии в районе Дубны на следующий год.
Старт из Дубны
В первый день моего следующего приезда в Дубну я обследовал участок узкоколейки от Дубны до моста через Упу. Переночевав в бору, ещё затемно я вернулся в город и ровно в 5 утра стартовал.
Не торопясь я прошёл по шоссе в сторону деревни Савенки, свернув на полевую дорогу к линии. Дуновение ветра донесло до меня запах дыма, и скоро прямо по центру развилки дорог я увидел угли догоравшего костра. Возможно, ночью здесь собирались гонявшие по округе на мотоциклах, звуки моторов я слышал после полуночи…
А вот и просека бывшей линии УЖД:
В сумерках было ещё трудно разобрать, какой путь здесь самый накатанный, так что первую часть пути я прошёл по идущей параллельно направлению линии полевой дороге. Затем был грязный участок, тропинка постепенно терялась, но линия ЛЭП указывала верное направление к первому интересному объекту – бывшему пионерлагерю.
Практически линейный мой рассказ решил разнообразить старыми фото с узкоколейки. На этом снимке — поезд у восточной части станции Кураково участка линии Тула — Труфаново:
Сперва в лесу я нашел заваленный колодец, а вскоре выбрался на бетонку к лагерю. На осень 2023 года от лагеря толком уже ничего не осталось, лишь груды битого кирпича и бетона:
Пионерлагерь — Гурьевка
От лагеря через заросли я наконец выбрался на насыпь УЖД. Заманчиво было думать, что эти колодцы имели какое-то отношение к узкоколейке:
но, по всей видимости, это уже гораздо более поздние колодцы — они расположены по бокам насыпи, а под насыпью проходили какие-то коммуникации в сторону лагеря.
Буквально через 5 минут откуда-то справа на насыпь взбирается накатанная дорожка, идти становится легко. Судя по ширине колеи, по этой дороге ездят на квадриках в сторону пионерлагеря от Гурьевки – первой деревни на моем маршруте и одноименной станции бывшей УЖД.
Дорога расчищена от упавших деревьев, спилы довольно свежие, возможно, деревья повалил сильный ветер год назад, из-за последствий которого до Труфаново я двигался ночью довольно медленно.
Насыпь идёт высоко, по сторонам — трудно передаваемые на фото, но при взгляде своими глазами — впечатляющие крутые склоны:
Покрытие дорожки здесь настолько плотное и ровное, будто идёшь по асфальту:
В какой-то момент я даже пощупал покрытие, но так и не понял, то ли его так плотно накатали, то ли снизу действительно было какое-то твёрдое покрытие. Единственный провал грунта портит картинку этого участка прекрасной лесной магистрали:
Вдруг слева раздался какой-то хруст. Так и не понял, был ли там какой-то зверёк. Недалеко от Гурьевки история повторилась снова, теперь уже в лесу справа в лесу хрустел кто-то довольно внушительного размера.
Перед выходом к Гурьевке начинается отрезок выемки — судя по карте, в поле у деревни самая высокая точка окрестностей.
Между тем, на часах около 7:00, солнце поднялось над слоем тумана и низких облаков. Любуюсь красивыми картинками утра. Деревня остаётся слева по ходу движения за полем.
После небольшого лесного участка минут через десять я добрался до поляны бывшей станции Гурьевка, располагавшейся в 62 км от Тулы.
Все уже очень сильно заросло, кое-где попадаются лишь тропинки от деревни в сторону леса, по направлению линии здесь никто не ходит.
Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога общего пользования была построена Московским Обществом подъездных путей. Строительство основного 113-км пути от Тулы до Лихвина началось в 1899 году, а в январе 1905 года пошли первые поезда. В середине 1940-х линию сократили до станции Ханино, а к началу 1970-х поезда стали ходить лишь по маршруту Тула—Труфаново.
Многие деревья успели вырасти уже после разборки этого участка линии. А более старые, конечно, ещё помнят бойкую придорожную жизнь!..
Убедившись в том, что никакого смысла ломиться сквозь заросли здесь нет, я повернул к проходящей параллельно автодороге от Гурьевки.
Выбравшись на солнышко, сделал небольшой привал, попил чая, снял ветровку — несмотря на конец сентября, день ожидался довольно жаркий.
Лесными дорогами к станции Ясеновая
В этом районе идет лесозаготовка, справа к дороге подходят колеи лесовозов. Вдоль дороги попадаются штабеля брёвен.
Через полтора километра ровно в 8:00 я свернул с дороги в сторону УЖД, здесь она резко поворачивает направо. Найти направление линии оказалось нетрудно, до неё буквально 50 метров.
После небольшого перелеска слева начинается большое поле. «Должно быть грибное место!» — подумал я, и сразу нашёл подберёзовик. Впрочем, это был единственный съедобный гриб, повстречавшийся мне за целый день.
Хотя места здешние всегда славились грибами, но, видимо, и этот год выдался слишком сухим, как и предыдущий — когда лишь лесники Ханино удивляли полными вёдрами отборных белых целый вагон возвращавшихся ни с чем дачников.
Через минут 15 я оказался на участке очень высокой насыпи. Я не поленился слезть вниз и сделать пару снимков насыпи с южной стороны:
Судя по карте, в этом овраге протекает речушка Веенка, впадающая в Дубну.
Ещё чуть дальше обнаружилось эффектное место обвала насыпи:
Взгляду нашему предстают слои песка со щебнем, уложенные в начале XX века, и чёрный слой дёрна сверху:
Дальше начался преимущественно берёзовый лес:
А дорога всё лучше – начинается автомобильная колея, по которой я добрался до большой развилки сходящихся со всех сторон полевых дорог.
После развилки начался самый красивый лесной участок. Из сооружений УЖД встретилась хорошо сохранившаяся водопропускная гофрированная труба:
Последний километр перед выходом к Ясеновой я прошёл через чудесную берёзово-осиновую рощу:
В целом весь пройденный участок от Дубны оказался в довольно хорошем состоянии и практически нетронутый.
Где-то впереди послышался звук трактора. Ещё чуть погодя я вышел к дороге Дубна–Лобжа– Фетисово, по которой проехал мотоцикл с коляской. Его я, к сожалению, сфотографировать не успел.
Я оглянулся на рощу, из которой вышел
попил немного чая и приступил к осмотру территории бывшей станции Ясеновая.
Водонапорная башня станции Ясеновая
Станция Ясеновая находилась на 70-м км линии Тула—Лихвинской УЖД на полпути между Дубной и Суворово. Согласно текущей реконструкции исследователя дороги Алексея Мирошина, если следовать от Дубны в сторону Суворово — слева находился вокзал, а справа склады-сараи:
На станции было три пути: один проходной и два обводных. Один из обводных путей вёл к водокачке, а другой заканчивался тупиком. Также здесь был паровоз «А1» производства фирмы «Кокериль», выпущенный в 1912 году.
По состоянию на осень 2023 года вдоль направления путей попадались ямы, вся территория бывшей площади и вокзала была изрыта, видимо, до сих пор здесь активно пытаются найти что-то металлическое.
К счастью, я успел застать одно из последних сооружений всей линии — кирпично-каменное основание водонапорной башни:
Здание шестигранной формы, с дверью и двумя окнами. Нижняя часть башни сложена из кирпича с каменными вставками:
Для забора воды использовалось два колодца. Глубина основного составляла около 12 метров. Я успел застать лишь развороченный колодец из железо-бетонных колец:
Из колодцев вода подавалась по подземной трубе к водонапорной башне.
Сверху сохранившегося фундамента находился накопительный бак, из которого вода через вентиль, управляемый запорной арматурой, подавалась к паровозу:
Стены верхней части были выполнены из дерева, схожая по конструкции водонапорная башня была на станции Дубна:
Согласно реконструкции территории, к юго-западу от башни предположительно находились постройки лесопильного завода. Однако, уже к весне 2021 года вся эта территория также была разрыта тяжелой техникой:
Здание и машинное отделение на станции были покрыты толем — материалом, который используется для кровли. Лесопильный сарай и постройка рядом с ним были сделаны из тёса и имели размеры 22 на 7 аршин и 8 на 6 аршин соответственно. К лесопильному заводу шла насыпь, а на части его территории хранили готовые к отправке материалы.
К 2025 году — это одно из двух зданий дореволюционной постройки всей бывшей Тула-Лихвинской узкоколейки, сохранившееся без переделок и перестройки.
Я осмотрел башню со всех сторон, после чего устроился на небольшой привал с чаем и конфетами...
А о былых днях на станции Ясеновая гораздо лучше многих слов может рассказать эта замечательная архивная фотография:
И расписание поездов линии 1937 года:
Ну а мне из запланированного на этот раз оставался лесной участок до места пересечения бывшей УЖД с линией широкой колеи Тула — Суворов.
В сторону станции Ханино. Самое опасное место маршрута
Начало пути после Ясеновой оказался самым трудным за целый день — сперва густые заросли кустарника, а затем завалы деревьев, перебираясь через которые я даже умудрился отклониться от маршрута. Но вскоре я вернулся на насыпь, и дальнейший путь по красивому березово-осиновому лесу оказался несложным, видимо, по насыпи ходят местные грибники.
По пути мне попался еще один небольшой разрушенный мостик да пара пасынков телеграфной линии:
Перед пересечением с действующей линией железной дороги Тула–Сухиничи находится развилка старой дороги.
Первоначальное направление линии — правая насыпь. Затем пути были переложены левей, чтобы пройти по мосту над новой железной дорогой широкой колеи.
Сперва я прошёл по правой насыпи, а затем вернулся к развилке. Она находится в районе длинного болота с южной стороны линии:
К железной дороге я вернулся по левой насыпи, осмотрев самое опасное место этой части маршрута:
Да, сквозь все эти заросли, густую листву, особенно при ярком солнце навстречу — трудно заметить провода линии электропередач, проходящие буквально в полуметре над насыпью:
Вернувшись чуть назад, в 12:30 я благополучно спустился с насыпи УЖД и устроился на финальный привал на солнышке с видом на железную дорогу.
Возвращаюсь в Дубну
Возвращаться я решил совсем другой дорогой. Кое-как добравшись вдоль железной дороги в направлении платформы 115 км, я свернул на красивую полевую дорогу в сторону деревни Надеждино у станции Крушма.
Наиболее красивым оказался пруд в деревне Дроково:
От Надеждино я выбрался на автодорогу Лобжа – Дубна. Движение здесь оказалось довольно редкое, на прошедший автобус я не успел, но довольно скоро меня подобрала машина. Водитель оказался таксистом, но согласился меня довезти до города.
По возвращении в город на автовокзале такси уже ждал старинного вида дедушка с огромным рюкзаком. Ну а я первым делом утолил жажду и вскоре отправился на прогулку по Дубне.
За это время я успел побывать на Тула-Лихвинской УЖД ещё один раз, так что продолжу рассказывать о ней. Пока же хочу поблагодарить за долголетние исследования и подробные статьи об истории линии Алексея Мирошина, информацию с его сайта я использовал в публикации.
Здесь — о первой части моего похода от Дубны и по городу:
Спасибо за Ваш интерес! До встречи!