Когда Мечникову было шесть, он платил, из собственных сбережений, 2 копейки студенту-медику, преподававшему старшему брату естествознание, чтобы тот читал ему лекции по ботанике.
Так начинался путь гениального ученого, который подарил миру множество открытий и знаменитую простоквашу.
Он поступил в гимназию в 11 лет и закончил ее с золотой медалью. Затем, Харьковский университет: четыре курса за 2 года. В двадцать — первое научное открытие: явление гетерогении и престижная премия Бэра. Невероятный успех для столь молодого исследователя.
В двадцать два, стал магистром, причем, без экзаменов: Петербургский университет присудил степень, просто прочитав научные публикации молодого ученого.
Позже, оборудовал и возглавил первую в России бактериологическую станцию, где разрабатывал вакцины.
Дважды хотел добровольно уйти из жизни
Первую супругу, Людмилу, Мечников потерял, практически, сразу после свадьбы. Она была больна туберкулезом. Он не представлял жизни без своей «милой Лю», решил последовать за ней и принял морфий. Но чудом остался жив.
Годы спустя, история повторилась. Вторая супруга, Ольга, заразилась тифом. Мечников, понимая, каков будет исход, вновь решил разделить судьбу с любимой супругой. Он сделал себе инъекцию сыпнотифозных палочек.
Но судьба оказалась упрямее. Видимо, она решила: у этого человека слишком много идей, чтобы позволить ему уйти раньше срока.
Ирония в том, что человек, дважды пытавшийся умереть, в итоге стал символом науки о долголетии.
Животные-друзья, фиалки, фагоциты и премия Нобеля
Он был гением-перфекционистом, но с душой романтика. Любил фиалки, старинные книги и душевные разговоры за чаем. Говорил, что «наука — это не борьба, а диалог с природой». И при этом, категорически не терпел глупости: в лаборатории мог мгновенно вспыхнуть, если кто-то говорил «авось пронесет».
Его дом был наполовину лаборатория, наполовину — приют для собак, кошек и обезьян. Он обожал животных, наблюдал за ними часами и благодаря им, сделал множество открытий в иммунологии.
Его любимицей была морская звезда, которую Илья Ильич называл «моя звездочка». Он мог рассказывать о ней часами, как о лучшем друге и уважаемой коллеге.
После чудовищного происшествия на бактериологической станции (один из сотрудников нарушил цикл производства вакцины, что привело к массовой гибели скота) Мечников уехал в Италию.
Там, наблюдая за личинками морских звезд, заметил, как клетки «поедают» чужеродные частицы. Тогда и родилась идея фагоцитоза. Ученый говорил о фагоцитах: «Это маленькие герои, которые рискуют собой ради общего дела».
Судьба свела Мечникова с Луи Пастером. Илья Ильич переехал во Францию, возглавив лабораторию в его институте, где и сделал открытие века. Совместно с Паулем Эрлихом, он открыл механизм фагоцитоза: процесса, который, позже, станет краеугольным камнем иммунологии. Ученые были удостоены Нобелевской премии. Но, как шутили современники, иммунитет в ту осень точно знал, кого благодарить первым. Именно Мечникова теперь называют «отцом клеточного иммунитета».
Простокваша, как философия жизни и долголетия
Во Франции Мечников заинтересовался работами молодого болгарского ученого Стамена Григоровa, исследовавшего молочнокислые бактерии.
Углубившись в исследования лактобактерий, Мечников высказал идею, что здоровая микрофлора кишечника способна замедлить старение, а заодно, изобрел знаменитую простоквашу с живыми бактериями.
Став не только «отцом клеточного иммунитета», но еще и крестным отцом всех пробиотиков и наших любимых утренних йогуртов.
Я рассказывала о Мечниковской простокваше. Прочитайте, пожалуйста, эту статью.
Долголетие по Мечникову
Мечников всю жизнь пытался найти лекарство от старости. Он говорил: «Старость — это болезнь, которую нужно лечить, как любую другую».
Тогда это выглядело фантастикой, но именно благодаря идеям Мечникова, родилась наука о старении — геронтология.
Мечников писал:
«Мы умираем не от старости, а от того, что не научились жить в мире со своими микробами»
Эта слова ученого когда-то казались смешными, но по сути — именно из этой идеи выросла современная наука о микробиоте.
Илья Ильич любил повторять: долголетие невозможно без интереса к жизни. И абсолютно бессмысленно без духовного здоровья.
«Счастливая старость — не награда, а задача ума»
Он считал, что человек должен уметь стареть «с сознанием прожитого и вкусом к оставшемуся». Он писал о «мудрой умеренности» как о лучшем способе продлить жизнь.
По сути, Мечников сто лет назад говорил о том, что сейчас уже воспринимается, как аксиома:
Если бы люди умели стареть с тем же интересом, с каким они когда-то росли, продолжительность жизни увеличивалась бы с каждым годом.
Берегите себя!
✨Спасибо, что читаете «Книгу рецептов молодости». Если находите для себя пользу на ее страницах, есть желание и возможность поддержать проект символическим донатом, буду признательна за внимание и поддержку.