Найти в Дзене

Роман И.А. Гончарова «Обломов»

1. История создания 2. Литературное направление и жанр Идеализация прошлого (Обломовка). Глубокий внутренний мир и эмоциональность героя. Стремление к недостижимому идеалу. Неудовлетворенность реальностью и конфликт с обществом (черты «лишнего человека»). Чистота души и внутренняя честность Обломова. 3. Сюжет и композиция Весна: Приезд Штольца, надежда на возрождение. Лето: Расцвет любви с Ольгой. Осень: Охлаждение отношений, подведение итогов. Зима: Духовная и физическая «спячка» героя, выпавший снег как символ конца. 4. Ключевые образы и конфликты 5. «Сон Обломова»: функции 6. «Обломовщина»

1. История создания

  • Замысел (1847 г.): Задуман как история жизни русского дворянина от колыбели до могилы, первоначальное название — «Обломовщина».
  • «Сон Обломова» (1849 г.): Опубликованная глава, воспринятая как критика общественного явления «обломовщины».
  • Перерыв (1850 г.): Написана первая часть, но работа прервана кругосветным путешествием, которое изменило замысел.
  • Завершение (1857 г.): Роман завершен за семь недель в Мариенбаде.
  • Отношение автора к первой части: Сам Гончаров считал первую часть (1849) «вялой и слабой», называл ее «прологом» и рекомендовал начинать чтение со второй части.

2. Литературное направление и жанр

  • Направление: Реализм (точное изображение быта, нравов и социальных проблем России XIX века) с чертами романтизма.
  • Черты романтизма:

Идеализация прошлого (Обломовка).

Глубокий внутренний мир и эмоциональность героя.

Стремление к недостижимому идеалу.

Неудовлетворенность реальностью и конфликт с обществом (черты «лишнего человека»).

Чистота души и внутренняя честность Обломова.

  • Жанр: Социально-психологический роман (широкий охват жизни, развитый сюжет, галерея персонажей, социально-философская проблематика).

3. Сюжет и композиция

  • Композиция: Четыре части, соответствующие этапам жизни и духовного пути героя.
  • Схема сюжета:
  1. Часть 1: Экспозиция. Один день из жизни Обломова. Знакомство с героем, его характером, бытом и Захаром. «Сон Обломова» — ключ к пониманию истоков его характера.
  2. Часть 2: Завязка и развитие. Приезд Штольца, «исповедь» Обломова, знакомство с Ольгой Ильинской. Начало любовной истории и попытка перерождения.
  3. Часть 3: Кульминация и проблемная развязка. Развитие и крушение любви Обломова и Ольги. Разрыв по вине «обломовщины» в герое.
  4. Часть 4: Развязка и эпилог. «Идеальная» жизнь Обломова с Агафьей Матвеевной на Выборгской стороне. Преждевременная смерть героя. Судьбы других персонажей.
  • Кольцевая композиция: Роман заканчивается рассказом Штольца литератору об Обломове, что возвращает к началу.
  • Символика времен года:

Весна: Приезд Штольца, надежда на возрождение.

Лето: Расцвет любви с Ольгой.

Осень: Охлаждение отношений, подведение итогов.

Зима: Духовная и физическая «спячка» героя, выпавший снег как символ конца.

4. Ключевые образы и конфликты

  • Обломов и Штольц: Противопоставление пассивного, мечтательного идеалиста и активного, прагматичного деятеля.
  • Обломов и Ольга: Любовь как испытание и возможность возрождения, которая обнажает глубинную сущность «обломовщины».
  • Обломов и Агафья Матвеевна: Возвращение к «обломовскому» идеалу покоя, уюта и безынициативности.
  • Внутренний конфликт: Противоречие между желанием идеальной, гармоничной жизни и неспособностью преодолеть собственную апатию для ее достижения.

5. «Сон Обломова»: функции

  • Объясняет истоки характера героя (детство в Обломовке).
  • Раскрывает особенности русского менталитета (спокойствие, миролюбие, боязнь перемен).
  • Показывает социальные проблемы (ограниченность, разобщенность).
  • Является мечтой и идеалом, из которого герой не хочет возвращаться в реальность.

6. «Обломовщина»

  • Определение: Социальное явление, характеризующееся апатией, застоем, неспособностью к действию, страхом перед переменами и жизнью в мире иллюзий.
  • Истоки: Дворянское происхождение, особенность воспитания, пороки современного автору общества.
  • Значение: Вышла за рамки романа, став нарицательным понятием. Гончаров показал через судьбу героя не только социальную болезнь, но и определенные черты русского национального характера, а также затронул тему нравственного возрождения России.