Найти в Дзене
Автовод со стажем

С-65 "Сталинец" - легендарный советский трактор, который признали даже немцы

СССР только-только встал на ноги после событий 30-х годов, а уже замахивается на собственный дизельный трактор. Нужно не просто собрать машину из импортных комплектующих, а создать свой двигатель с нуля. Старые механизаторы, которые в молодости работали на таких машинах, рассказывали, что когда первые «Сталинцы» пришли в колхоз, народ сбегался смотреть как на чудо. Ещё бы - трактор заводится в тридцатиградусный холод! Завёл пускач, прогрел систему - и поехал. Конструкторы Челябинского тракторного завода сделали невозможное за считанные месяцы. В феврале 1935 года получили задачу, а уже в августе опытный образец прошёл пятнадцатикилометровый пробег. Для сравнения: сейчас некоторые автопроизводители годами тестируют новые модели, а тут - полгода от идеи до готовой машины. Двигатель М-17 мощностью 65 лошадиных сил стал настоящим прорывом. Да, немцы опередили нас с дизелизацией. Но наш мотор получился живучим, неприхотливым и ремонтопригодным. Он мог работать даже на смеси автола с керосин
Оглавление

СССР только-только встал на ноги после событий 30-х годов, а уже замахивается на собственный дизельный трактор. Нужно не просто собрать машину из импортных комплектующих, а создать свой двигатель с нуля.

Старые механизаторы, которые в молодости работали на таких машинах, рассказывали, что когда первые «Сталинцы» пришли в колхоз, народ сбегался смотреть как на чудо. Ещё бы - трактор заводится в тридцатиградусный холод! Завёл пускач, прогрел систему - и поехал.

Конструкторы Челябинского тракторного завода сделали невозможное за считанные месяцы. В феврале 1935 года получили задачу, а уже в августе опытный образец прошёл пятнадцатикилометровый пробег. Для сравнения: сейчас некоторые автопроизводители годами тестируют новые модели, а тут - полгода от идеи до готовой машины.

Двигатель М-17 мощностью 65 лошадиных сил стал настоящим прорывом. Да, немцы опередили нас с дизелизацией. Но наш мотор получился живучим, неприхотливым и ремонтопригодным. Он мог работать даже на смеси автола с керосином, если вдруг закончилась солярка. Попробуйте такое проделать с современными привередливыми моторами - сразу встанут колом.

Кабина с комфортом

Когда заглядываешь в кабину трактора, честно удивляешься. Сиденье водителя - настоящий диван с мягкой обивкой. В то время автомобилисты ездили на жёстких табуретках, а тракторист сидел с комфортом.

С-65
С-65

Рычагов управления много, это правда. Но если понимаешь логику конструкции, всё становится интуитивно понятным. Современные тракторы напичканы электроникой, датчиками и кнопками. А здесь всё просто: дёрнул нужный рычаг - получил результат. Ломаться особо нечему.

Трудяга на фронте

«Сталинец» пахал землю до начала сороковых, а когда началась Великая Отечественная, стал артиллерийским тягачом. Одиннадцать тонн собственного веса позволяли таскать за собой тяжёлые 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Сельхозмашина вдруг оказывается на передовой и четыре года тянет многотонные орудия по разбитым дорогам.

-2

Немцы тоже активно использовали трофейные советские тракторы. Причём не от хорошей жизни - у них были свои тягачи. Просто «Сталинцы» оказались настолько живучими и неприхотливыми, что даже оппоненты оценили их надёжность.

Была ещё газогенераторная версия СГ-65. Более семи тысяч штук выпустили. Работала на древесных чурках через специальный генератор. Сейчас это кажется архаикой, но тогда такое решение позволяло экономить дефицитное топливо.

Почему таких больше не делают

Всего за годы производства собрали более 37 тысяч «Сталинцев». Цифра кажется скромной по современным меркам, но для конца тридцатых - начала сороковых это огромный объём. Каждая машина собиралась практически вручную.

-3

Часто возникает вопрос: почему мы разучились создавать такую технику? Простую, надёжную, ремонтопригодную. «Сталинец» можно было чинить в поле, имея кувалду, молоток и гаечные ключи. Современный трактор без компьютерной диагностики и специализированного сервиса превращается в памятник.

Может, дело в том, что тогда инженеры проектировали машины для людей, которые будут на них работать. А сейчас конструкторы думают о плановом устаревании и необходимости регулярно покупать новое оборудование.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!