Современный перформанс похож на ребёнка, взявшего от своих родителей всё самое лучшее. Театр, академическая музыка и даже классический танец оставили свои черты в нём. В этом причудливом смешении форм появилось новое, уникальное лицо современного перформанса.
Все семь чувств: как перформанс объединяет разные формы искусства?
Ограничить себя рамками одной формы искусства для перформанса непосильная задача. Ведь в их синтезе рождается основа всего – впечатление.
Классический танец, академическая музыка, пантомима и акробатика становятся способом рассказать трогательную историю о человеческом одиночестве. В перформативном спектакле “Кафе Мюллер” (1978) немецкого хореографа Пины Бауш танцоры, изображающие слепцов, существовали в пустом кафе, среди одиноких стульев и пустующих столов. Каждый из артистов танцем и жестом рассказал историю своего одиночества. Переживаниям их вторила барочная музыка композитора Генри Пёрселла. Пространство вокруг – отнюдь не уютное и гостеприимное кафе, а настоящая полоса препятствий. Герои натыкались на преграды, искали надежду, страдали, взывали к зрителю в окружающей пустоте и собственной слепоте. “Меня интересовало не как движутся люди, а что ими движет”, – говорила о своей творческой идее Бауш. Без единения разных форм искусства и их сосуществования в столь необычном и даже жутковатом пространстве не получилось бы передать накал эмоций, всю мощь обнажённого чувства и страданий одинокого человека.
Объединение разных форм искусства рождает противоречивое и при этом невероятно гармоничное произведение. Слияние разных и даже, с первого взгляда, несочетаемых форм искусства, показывает противоречивую природу самого человека. В экспериментальной постановке «Гвоздики» (1982) Пины Бауш сцена превращена в море цветов — тысячи искусственных гвоздик устилают пол, танцоры перемещаются среди них, выполняя движения, играющие с детским удовольствием, тревогой власти и подавлением. Мгновенно радостные и наивные эпизоды (например, мужчины в вечерних костюмах и женщины в платьях играют, прыгают, передвигаясь среди цветов) вдруг сменяются сценами контроля: проверка паспортов, собаки-охранники, меняющиеся роли и границы. В этой работе музыка (в том числе джаз, музыка 30-40-х годов) сочетается с пантомимными жестами, классическими движениями танца и театральным сценарием — всё вместе создаёт ощущение утопии, которая постепенно рушится.
Звук, голос, игра тени и света, аромат, желание коснуться – перформанс взывает к каждому органу чувств, полностью погружает зрителя в происходящее. Живое тело и технологии стали единым целым в перформансе “Час лошади” (2025) от PERFORMA(R). Хореограф Анна Щеклина, драматург Михаил Дегтярёв, композитор Василий Пешков и художники объединения Panterra создали уникальную кинетическую драму о слиянии человека и машины, их гармоничном единении и неизбежной борьбе за право управлять миром. Танец, мультимедиа-инсталляция, академическая музыка и искусственный интеллект показали, как хрупок баланс между человеческим и цифровым телом. Написанные композитором мелодии дополнил искусственный интеллект, а танцоры и даже настоящая лошадь стали живым продолжением технологичной и монструозной инсталляции. Зритель слушал, смотрел, ощущал вибрации, запах, хотел коснуться – растворялся в гипнотическом процессе. Он чувствовал мощь технологий и силу тела: в этом синтезе программ биологических и цифровых оказалась изложена глубокая драма современного человека, повелителя и раба прогресса.
Новый взгляд на классику: как перформанс объединил настоящее и прошлое?
Современный перформанс – это смешение жанров форм. Рояль вторит рэп-исполнителю, мультимедийная презентация движется в такт народному танцу. Несочетаемое сочетается и звучит на удивление ладно, эстетично, одухотворённо. Классика обретает новое звучание, а современная музыка – новую глубину.
Хип-хоп, классика и русская народная музыка встретились на больших музыкально-поэтических чтениях “Слушай сюда” (2024) от проекта Catharsis. В первой части рэпер Слава КПСС вместе с пианисткой Настьей Хрущёвой перепридумали альбом Славы “Солнце мёртвых” и исполнили его с роялем и баяном. Вторая часть стала диалогом полярных миров – хип-хоп культуры и академизма и фольклорной музыки. Рэпер Хаски вступил в музыкальный диалог с композитором Алексеем Ретинским под аккомпанемент вокального ансамбля русской аутентичной музыки TOLOKA и инструментального трио ÎLE THÉLÈME ENSEMBLE. Дерзкая, нарушающая правила и традиции хип-хоп культура встретилась с академической и народной музыкой – вместо конфликта получилось уникальное слияние, лицо эпохи.
Музыка, видео-арт и иммерсивный театр сплелись воедино в мультимедийном перформансе “Kovorod” от PERFORMA(R) (2024). Художник Илья Старилов, режиссер Юрий Квятковский, инди-фолк группа Zventa Sventana и фольклорный ансамбль РАМ имени Гнесиных изучали, чем ритуал хоровода может очаровать современного зрителя. Электронные мотивы, анимированные герои славянского фольклора и артисты в народных костюмах показали, как эфемерна грань между традицией и современным искусством. “Kovorod” сделал каждого зрителя героем русской народной сказки. Традиции стали частью современного перформанса, а перформанс – способом напомнить о прелести прошлого.
Чем современный перформанс отличается от спектакля?
Зрители, актёры, режиссёр, билеты и даже программа – всё это есть и в традиционных спектаклях, и в во многих современных перформансах. Однако где заканчивается спектакль и начинается перформанс?
План или импровизация? Спектакль в классическом театре продуман до мелочей: каждое слово, движение актёра – всё воплощения замысла режиссёра. Следование чёткому плану делает спектакль воспроизводимым – раз за разом, на разных сценах актёры показывают одну и ту же историю практически идентично. Перформанс же имеет лишь концепт – участие зрителя, уникальность пространства делает исход события непредсказуемым, а процесс – уникальным. Каким будет зритель в этот раз, как повлияет пространство? Всё это предугадать невозможно. Актёры живут в моменте, а зритель каждый раз видит новый смысл. Перформанс более непредсказуем, интерактивен, чем классический спектакль, хотя и может быть на него похож: есть зрители, актёры, сцена, концепция – и всё же во главе угла стоят импровизация и свобода.
Наблюдатель или участник? В классическом театре зритель – молчаливый созерцатель. Он наблюдает за происходящим и пытается понять замысел режиссёра. Современный перформанс же ищет не просто внимания зрителя, но его участия. Художник и зритель в современном перформансе – сообщающиеся сосуды. Именно от их взаимодействия зависит, что получится в конце. Зритель погружён в самую гущу творческого процесса – он наравне с художником создаёт смысл. Без прямого участия и эмоций зрителя перформанс становится невозможным. Художник – лишь часть действа, взывающая к зрителю и нуждающаяся в его отклике.
В современном перформансе художник буквально сажает зрителя на своё место и спрашивает: “как бы ты поступил на моём месте?”. Зритель прислушивается, чувствует и отвечает. Например, на перформансе “SOUND UP Inside the orchestra” в 2023 году (автор идеи — Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель фестиваля PERFORMA(R)) зрители расположись на сцене, прямо среди симфонического оркестра, почувствовали себя единым целым с музыкантами и вместе с ними создали уникальный перформанс.
Кулисы или пространство без границ? Сцена в классическом театре создаёт обстоятельства, в которых живут актёры, а зрители наблюдают за ними из зала, сквозь невидимую границу. В перформансе пространство объединяет зрителя и актёра, буквально сажает их на соседние места.
Классический спектакль заканчивается там, где прекращает работать план – деталь и смысл рождаются в процессе, как нанизываются бусины на нить.
Зрители и актёры существуют в едином пространстве, чувствуют, слышат друг друга и вместе творят неповторимое действо.
Перформанс – мощный синтез устоявшихся практик и одновременный протест против них. Это слияние форм и дерзкий эксперимент, новое видение классики и традиций. Сочетания несочетаемого рождают свободу, право создавать и искать новые смыслы, дают каждому возможность почувствовать происходящее каждой клеточкой тела и рассказать свою историю.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса
И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.
Автор текста: Ангелина Картунова