Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Когда случайность стала искусством: ошибки и случайности в современном перформансе

Современный перформанс – это импровизация, неповторимое мгновение здесь и сейчас. Случайность становится ключом к шедевру, способному случиться лишь раз.

Именно из хаоса рождается перформанс – предугадать его исход, реакцию зрителей, каждый мельчайший шаг невозможно и не нужно. Наш мир, технологичный, динамичный, турбулентный – сам по себе хаос, понять который полностью невозможно. Современные художники изучают и приручают хаотическую стихию, пытаясь найти место современного человека в ней.

Ещё средневековый философ Якоб Бёме писал: “Ничто волей случая преобразуется в Бытие”. Столкновение энергий, действий, духовных и физических, воля высших сил превращают пустоту, холодный космический хаос в жизнь.

Так и в перформансе хаос и случай становятся средством художественной выразительности, ключом к рождению смысла.

Сила случайности: эксперименты художников

Придумать лишь замысел и довериться случаю – путь художника, готового идти на риск ради искусства. Случайность становится инструментом, открывающим новые возможности и смыслы.

Так, в 1974 году немецкий художник Джозеф Бойс провел три дня в Нью-Йорке, запертый в галерее с живым койотом. Он был завернут в войлок и пытался установить контакт с животным, выполняя символические жесты. Этот перформанс стал выражением его концепции "социальной скульптуры" и стремления к исцелению общественных травм. Критики отмечали, что Бойс использовал животное как метафору для исследования американской идентичности и взаимоотношений человека с природой. 

Джозеф Бойс «I Like America and America Likes Me» 1974 г.
Джозеф Бойс «I Like America and America Likes Me» 1974 г.

А в 1992 году тайский художник Риркрит Тиравания представил свою работу Untitled (Free) в галерее 303 в Нью-Йорке. Вместо выставки он преобразовал пространство галереи в кухню, где бесплатно угощал посетителей тайским карри, приготовленным из местных продуктов. Этот акт создал атмосферу общения и совместного переживания, превращая искусство в социальный опыт.

Перформанс был многократно повторен и адаптирован в различных контекстах, включая выставки в MoMA и Carnegie International. В каждом из этих случаев Тиравания стремился создать пространство для общения и взаимодействия, стирая границы между искусством и повседневной жизнью. Критики отмечают, что его работы, такие как Untitled (Free), поднимают вопросы о роли искусства в обществе и о том, как оно может быть использовано для создания сообществ и установления связей между людьми.

Риркрит Тиравания Untitled (Free), 1992 г.
Риркрит Тиравания Untitled (Free), 1992 г.

Как в хаосе рождается смысл?

Балаган, бешеный пляс, бардак – на всё это может быть похож современный перформанс. Однако за шумными танцами, пением и хаотичными действиями скрывается глубокий замысел и, главное, людское единение. 

В первом доступном широкой публике перформансе “Happenings in 6 Parts” (1959) Аллана Капроу, зрители одновременно смотрели танцевальное номера, резали апельсины и слушали оркестр игрушечных музыкальных инструментов, читали стихи и наблюдали за горящими спичками. Они чувствовали себя полноправными участниками этого странного, но затягивающего процесса. Художник внимательно следил за происходящим из технической комнаты и не мог предсказать, как отреагируют зрители и как сымпровизируют актёры – они проживали собственный опыт, создавая новые смыслы и формы. В этом и была вся прелесть перформанса.

Аллан Капроу “Happenings in 6 Parts” (1959)
Аллан Капроу “Happenings in 6 Parts” (1959)

В хаосе странных, бессвязных рутинных действий люди объединялись и вместе чувствовали себя частью увлекательного путешествия и творческого процесса, видели искусство в повседневном и хорошо знакомом. 

Перформанс может напоминать экстатическое действо, когда люди, объединённые общей волной эмоций, объединяются и делают то, на что редко бы решились в обычной жизни. Личные переживания сплетаются в мощный поток энергий и создают неповторимое событие. 

В мультимедийном перформансе “Kovorod” от фестиваля перформативный искусств PERFORMA(R) (2024) зрители наблюдали за древнеславянским ритуалом хоровода под звучание народных песен. Особой атмосферы добавили мультимедийные инсталляции художника Ильи Старилова с изображением героев славянских мифов и масштабное пространство, от высоких сводов которого отражались голоса, вводя зрителей в транс. Проникнувшись энергией действа, зрители один за одним стали вступать в хоровод вместе с актёрами, становясь не просто наблюдателями, а участниками общего таинства. Когда древний круг завершил свой ритуальный путь, действие органично перетекло в современность: пространство вспыхнуло электронными ритмами, и гости перформанса приняли участие в импровизированном рейве, устроенном под живое выступление неофолк-группы Zventa Sventana. В хаосе стихийного танца родилось единение незнакомых людей, объединённых красотой и духовной мощью славянской культуры.

PERFORMA(R) korovod, 2024 г.
PERFORMA(R) korovod, 2024 г.

Провал или новая возможность? Перформансы, которые пошли не по плану

Создавая перформанс, художник имеет план, однако и он иногда нарушается. Всё идёт совершенно не так, как задумывалось: пространство ощущается совсем по-другому, и зритель поступает не так, как хотелось бы (и имеет на это полное право, ведь зритель в перформансе – соавтор). Сперва это ощущается как провал, но на самом деле становится окном возможностей для поиска новых смыслов и вдохновения.

Норвежская художница Хильда Крон Хьюз в ходе видеоинсталляции в лесу Аукр (2015) запуталась в своих же декорациях и чуть не пострадала. Художница повисла на дереве, зацепившись за самостоятельно сделанные верёвочные петли как эквилибристка и снимала себя на камеру. Однако Хьюз затянула одну из петель слишком сильно и стала узницей своей же верёвки. Камера перестала записывать, и художнице пришлось звать на помощь. Так перформанс обрёл новый смысл – стал историей о беспомощности и одиночестве современного человека в плену обстоятельств.

Хильда Крон Хьюз «Аукр», 2015 г.
Хильда Крон Хьюз «Аукр», 2015 г.

Иногда отход от плана ставит под угрозу жизнь художника, делая его жертвой его же радикальных идей. В акции китайского радикального художника Хэ Юнчана “Один метр демократии” (2010) зрители голосовали, будет ли нанесён на тело художника метровый разрез. Художник надеялся на гуманизм и разумный выбор пришедших. 10 зрителей проголосовали “против”, надеясь на мирный исход, но 12 высказались “за”, жаждая кровавого зрелища. Юнчану пришлось звать хирурга, который исполосал его тело разрезом глубиной в сантиметр от колена до самой ключицы. Художник остался жив, но пострадал. Кто знает, был бы у перформанса шанс пойти по задуманному, гуманному плану?

Хэ Юнчан “Один метр демократии”, 2010 г.
Хэ Юнчан “Один метр демократии”, 2010 г.

Стихийность и хаос рождают новый виток творчества. Случайность становится источником вдохновения, а неопределённость – основой свободы. Именно непредсказуемость и импровизация делают перформанс перформансом. Однако у всего есть предел. Ошибка, случайная осечка, отход от плана могут стать фатальными – об этом всегда должен помнить художник, создающий перформанс, и зритель, в нём участвующий.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова