Он мог сыграть любого, но своей главной роли — счастливого человека — так и не получил. Его голосом говорит вся страна, но сам он предпочитал молчать. Его имя навсегда связано с именем Владимира Высоцкого, но пережить его он смог лишь на 22 года. История Всеволода Абдулова — это история таланта, сломленного трагедией, и верности, продлившейся дольше жизни.
Он не гнался за славой и не появлялся в светской хронике. Абдулов, выходец из актерской династии, шел к сцене МХАТа, о которой мечтал с детства, будто по расписанию. Но в Школе-студии МХАТ судьба приготовила ему главную встречу.
Старшекурсник Владимир Высоцкий — дерзкий, харизматичный, не вписывающийся в рамки — стал его магнитным полюсом.
- «Я с рождения жил с верою в крепкую мужскую дружбу. И Володю полюбил сразу, — признавался позже Абдулов. — Никакой специалист не объяснит, что нас свело.»
Их дружба стала легендой: водоворот творчества, взаимовыручка и почти братская связь. Они были антиподами: ранимый, тонко чувствующий Абдулов и взрывной, гениальный Высоцкий. Но именно это притяжение и оказалось самым прочным.
Казалось, судьба благоволит ему: Театр на Таганке, затем — заветный МХАТ, яркие роли в кино. За плечами — десятки персонажей, от учителя в картине «Приключения Тома Сойера» до милиционера в фильме «Место встречи изменить нельзя». Но в 1977 году жизнь разделилась на «до» и «после».
Возвращаясь с гастролей, автомобиль Абдулова попал в жуткую аварию — на ходу взорвалось колесо. Три недели комы. Врачи разводили руками. И только мольбы матери, уже потерявшей двоих детей, творили чудо: «Он обязательно выживет, мой мальчик! Я не могу потерять и третьего сына!».
Высоцкий, не отходивший от друга, доставал дефицитные лекарства и лучших специалистов. Абдулов выкарабкался, но вернуться к прежней жизни было невозможно. Память подводила, силы быстро иссякали. Сцена МХАТа, где ему теперь давали лишь эпизоды, стала напоминанием о нереализованности.
Что остается актеру, когда сцена становится недосягаемой? Абдулов нашел себя в звуке. Его голос обрел новую жизнь в дубляже. Сложно представить, но именно он подарил свой тембр Рокфору в мультфильме «Чип и Дейл», мудрому Дамблдору в первом фильме о Гарри Поттере и эксцентричному мистеру Бину.
В фондах Радио СССР остались сотни его работ. В радиоспектаклях он мог играть сразу несколько ролей, а его чтение стихов считалось эталонным. Травма отняла у него многое, но не смогла забрать главный инструмент.
На личном фронте был хаос. Абдулов, по его собственным словам, был женат «раз пять или шесть» — он не делил отношения на официальные и гражданские. При этом он никогда не бравил своими победами и не рассказывал о бывших партнершах. Его единственной опорой была дочь Юлия.
К концу жизни он стал затворником, чувствовал себя ненужным. Спасительной оказалась встреча с Ольгой Свиридовой. «Если бы Сева не встретился со мной, то, возможно, последних двух лет жизни у него просто не было бы, — считала она. »
Но годы брали свое. Здоровье, которым он всегда пренебрегал (пельмени с уксусом раз в три дня — его «фирменное» блюдо), было окончательно подорвано аварией, стрессами и последствиями бурной молодости.
Его часто просили написать книгу о Высоцком. Он отказывался: «Если писать, то только правду. А это может многих задеть.»
В 2002 году, в день памяти Высоцкого, он поехал на Ваганьковское кладбище. Там ему стало плохо. Позже, на поминках, стало еще хуже. Врачи поставили страшный диагноз — гангрена кишечника. Затем — второй инсульт.
27 июля 2002 года Всеволода Абдулова не стало. Ему было 59 лет.
Когда-то, еще при жизни Высоцкого, он бросил фразу, которую все приняли за шутку: мол, переживет друга всего на три дня. Пророчество не сбылось с математической точностью, но оказалось пророческим по сути. Он пережил его на 22 года, но так и не смог прожить и дня, не вспоминая о нем.
ВСЕ ФОТО — из Яндекс.Картинки