Найти в Дзене

Готовимся к экзамену по литературе Три стихотворения о любви А.С. Пушкина

1. А.С. Пушкин «Не пой, красавица, при мне…» (1828) Ключевые темы: Неразделённая любовь, сила воспоминаний, прошлое и настоящее. Анализ стихотворения Пушкина: Чувства героя: Печаль, меланхолия, ностальгия, болезненная тоска по прошлому. Роль эпитетов: Создают атмосферу грусти («песен Грузии печальной») и подчеркивают недостижимость прошлого («далёкой, бедной девы», «милый, роковой» призрак). Художественные средства: Роль памяти: Память оживляет прошлое, которое затмевает настоящее и приносит герою боль. А.С. Пушкин «Не пой, красавица, при мне…» (1828) и Е.А. Баратынский «Разуверение» (1821) 2. А.С. Пушкин «К*» («Я помню чудное мгновенье…») (1825) Ключевые темы: Любовь как возрождение, сила воспоминаний, победа чувства над временем. Анализ стихотворения Пушкина: Композиция: Трехчастная структура (встреча – разлука и забвение – новая встреча и возрождение). Кольцевой повтор первой строфы подчеркивает чудо возвращения и возрождения. Главная мысль: Любовь — это высшая сила, способная ду

1. А.С. Пушкин «Не пой, красавица, при мне…» (1828)

Ключевые темы: Неразделённая любовь, сила воспоминаний, прошлое и настоящее.

Анализ стихотворения Пушкина:

Чувства героя: Печаль, меланхолия, ностальгия, болезненная тоска по прошлому.

Роль эпитетов: Создают атмосферу грусти («песен Грузии печальной») и подчеркивают недостижимость прошлого («далёкой, бедной девы», «милый, роковой» призрак).

Художественные средства:

  • Кольцевая композиция: Подчёркивает неизменность состояния героя, цикличность его переживаний.
  • Контраст: Между текущей ситуацией (присутствие «красавицы») и яркими воспоминаниями о «другой жизни».
  • Образ «призрака»: Символизирует навязчивое, дорогое, но болезненное воспоминание.

Роль памяти: Память оживляет прошлое, которое затмевает настоящее и приносит герою боль.

А.С. Пушкин «Не пой, красавица, при мне…» (1828) и Е.А. Баратынский «Разуверение» (1821)

-2

2. А.С. Пушкин «К*» («Я помню чудное мгновенье…») (1825)

Ключевые темы: Любовь как возрождение, сила воспоминаний, победа чувства над временем.

Анализ стихотворения Пушкина:

Композиция: Трехчастная структура (встреча – разлука и забвение – новая встреча и возрождение). Кольцевой повтор первой строфы подчеркивает чудо возвращения и возрождения.

Главная мысль: Любовь — это высшая сила, способная духовно воскресить человека, вернуть ему вдохновение, веру и саму жизнь.

Художественные средства:

  • Повтор «без» в 4-й строфе: передает ощущение пустоты и духовной смерти.
  • Повтор «и» в финале: передает полноту и радость возвращенной жизни.
  • Образ героини: «гений чистой красоты» — идеальный, почти божественный образ.

А.С. Пушкин «К*» («Я помню чудное мгновенье…») (1825) и Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…») (1870)**

-3

3. А.С. Пушкин «Желание» (1816)

Ключевые темы: Несчастная любовь, связь любви и страдания, верность чувству.

Анализ стихотворения Пушкина «Желание»:

Чувства героя: Страдание от «несчастливой любви», тоска. Находит утешение в слезах, которые приносят «горькое наслаждение».

Главный конфликт: Жизнь без любви — «пустое привиденье», а мучение от любви — доказательство самого чувства, поэтому оно «дорого».

Художественные средства:

  • Риторические обращения («О жизни час!»): передают предельную эмоциональную напряженность, презрение к пустой жизни.
  • Смена интонации: От уныния и пассивности к страстной и решительной клятве в финале.

Идея: Любовь (даже мучительная) — высшая ценность, ради которой не жаль жизни.

А.С. Пушкин «Желание» (1816) и А.А. Фет «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» (1887)

-4

Общий вывод:

Любовная лирика раскрывает широкий спектр переживаний: от светлой печали и ностальгии до всепоглощающей страсти и горького разочарования. Сравнительный анализ показывает, как по-разному русские поэты осмысляют тему любви, находя в ней источник как глубоких страданий, так и величайшего духовного возрождения.