Уже месяц прошёл с того дня, как супруги Ирина и Сергей Усольцевы вместе с пятилетней дочкой Ариной и их верным корги Ладой отправились в таёжный поход по Красноярскому краю. С тех пор их след потерялся, и поисковые группы до сих пор не смогли обнаружить ни единой зацепки, которая пролила бы свет на судьбу пропавших.
Загадка таёжного исчезновения
С каждым днём надежды на благополучный исход тают, и скептики всё чаще приходят к мысли, что семьи уже нет в живых. Среди самых распространённых версий трагедии — провал в коварные болота, губительное переохлаждение или фатальная встреча с дикими обитателями тайги, которых там обитает немало. Однако есть и те, кто склонен верить в нечто более мистическое. Любители конспирологических теорий предполагают, что Усольцевых могли “забрать” некие таинственные силы, или же они сознательно решили порвать с прежней жизнью, уединившись от мирской суеты. Не менее обсуждаемой остаётся и версия о возможном бегстве за границу, спровоцированном финансовыми трудностями. Известно, что Сергей Усольцев занимался бизнесом, и вполне вероятно, что на этом поприще могли возникнуть серьёзные проблемы./
Неожиданное откровение сына
Однако последнюю из этих версий категорически опровергли самые близкие люди пропавших: дочь Сергея от предыдущих отношений и сын Ирины, Даниил. Молодой человек, активно участвовавший в поисковых мероприятиях, недавно стал гостем программы «Пусть говорят», где поделился собственными предположениями о случившемся. “Мне написала Дарья, мамина SMM-специалист. Написала только во вторник, к сожалению, так поздно. Если бы родители сказали мне хотя бы, когда собираются вернуться, это сыграло бы решающую роль. Зная маму и папу, могу сказать, что они могли уехать и на два дня, и на неделю, и на месяц”, — рассказал Даниил, подчёркивая непредсказуемость своих родителей в вопросах путешествий. Он вспомнил последний разговор с матерью за три дня до исчезновения. “В четверг, за три дня до пропажи, я разговаривал с мамой. Она вскользь упомянула, что они идут на Минскую петлю. Уточнила, что не на Манскую, а на Минскую”, — эти слова прозвучали как тревожный предвестник грядущих событий.
Странные детали перед исчезновением
Когда Даниил приехал в Сосновоборск, чтобы подать заявление о пропаже, он обнаружил квартиру родителей в идеальном порядке. “Квартира, как всегда, была в порядке — родители у меня очень чистоплотные”, — отметил он. Кота, оставленного дома, Даниил забрал. Животное не успело похудеть, но его запасы еды закончились, хотя вода ещё оставалась. “То есть они оставили запаса еды и воды примерно на два дня и уехали. Не было ощущения, что они собрали максимум вещей и куда-то исчезли… 100%, даже с точки зрения логики”, — уверенно заявил юноша, ставя под сомнение версию о сознательном побеге.
Фантомы тайги: лай и стон
В ходе поисковой операции распространялись слухи о том, что спасатели и волонтёры слышали в тайге собачий лай, который мог принадлежать Ладе, а также слабый женский стон. Каждая из этих версий была тщательно проверена, соответствующие участки местности обследованы, но никаких реальных зацепок обнаружить не удалось. Даже сигнал с выключенного телефона Сергея Усольцева, зафиксированный недалеко от посёлка Кутурчин, не дал результатов.
Бывший следователь Федор Глушков, комментируя ситуацию, пояснил нюансы работы мобильной связи в дикой местности. “Когда телефон ловит связь, он привязывается к ближайшей базовой станции. Но бывает так, что станции перегружены, тогда устройство привязывается к другой станции. Логично, что базовая станция находится у населенного пункта, в лесу их никто не ставит, но это вовсе не значит, что пропавший находился непосредственно в том квадрате”, — объяснил эксперт. Он подчеркнул, что в уголовных делах такой факт считается косвенным, не имеющим существенного доказательного значения. “Что значит поймал сигнал? Скорее всего, на телефон пришел входящий звонок или сообщение, которое абонент мог и не получить. Стопроцентно их номера уже пробили, если им никто не звонил или они не звонили, то это было просто техническое соединение с базовой станцией”, — подытожил Глушков, развеяв надежды на значимость этого сигнала.
Безнадёжность поисков и горькая правда
Последние новости о судьбе Ирины, Сергея и Арины не вселяют оптимизма. Уже идут разговоры о том, что семью могут официально признать погибшей. “На сегодняшний день никаких предметов, принадлежащих кому-либо, найдено не было, никаких артефактов не обнаружено, никаких следов. вся информация в Сети о найденных артефактах является фейками и кликбейтами”, — сообщил профессиональный турист и альпинист Алексей Кулеш, хорошо знакомый с ходом поисковых работ. Его слова лишь усугубляют тревогу и подтверждают отсутствие каких-либо реальных следов.
Одиночество в горах: история Полины Захаровой
Подобная трагедия едва не произошла с 43-летней альпинисткой Полиной Захаровой во время её восхождения на гору Большой Иремель. Полина отправилась в поход не одна, а в составе группы. В какой-то момент, желая сделать красивые снимки, она отстала от товарищей и заблудилась. Поиски Захаровой продолжались почти четыре дня, в течение которых женщина выживала практически без еды и необходимого снаряжения.
“Она с группой поднималась на вершину горы Иремель, шли группами, и в какой-то момент она отстала от группы. Как говорят, это было ее желание”, — рассказывала сестра Полины во время поисков. Она добавила, что у Полины был лишь небольшой рюкзак с термосом и перекусом, а связь в горах отсутствовала. “Связи там нет совсем, с ней находится телефон, но скорее всего он разрядился или замерз. Когда группа поднималась в гору, там был туман и выпал снег. Полина уже двое суток не объявляется, с собой у нее нет ничего, какой-то маленький рюкзак”, — с тревогой делилась сестра.
Чудесное спасение и сила духа
К счастью, Захарову удалось найти. Женщина получила обморожения ног, но оставалась в шоковом состоянии, демонстрируя невероятную силу духа. “В ходе поиска мы видели ее следы и поняли логику передвижений, а потому стали искать там, где она может оказаться. И нашли. Она шла сама, несмотря на обморожение ног”, — поделился друг Полины, Михаил Куликовский. Он рассказал, что на третью ночь Полина уже обустраивала себе спальное место из лапника, что свидетельствовало о её туристическом опыте и железной воле. “Она опытный турист и волевой человек. Только потому и выжила. Держалась очень стойко. Она, конечно, обнимала нас, но слез не было. Думаю, они закончились в первую ночь. То, что она пережила, сложно представить”, — с восхищением отметил Куликовский. Однако эвакуация оказалась крайне болезненной: “Когда сотрудники МЧС Усть-Катавского ПСО эвакуировали ее на квадроцикле, она кричала от боли при малейшей тряске”.
Последний путь Натальи Наговицыной
Не всем покорителям вершин удаётся вернуться домой. 42-летняя Наталья Наговицына так и осталась навсегда на Пике Победы, на головокружительной высоте более 7000 метров. Её восхождение на опасную гору в Киргизии началось 12 августа. Около недели Наталья выживала в палатке, почти без еды, со сломанной ногой. Когда многие эксперты уже предрекали альпинистке неминуемую гибель, её родные и неравнодушные люди продолжали верить в чудо. Среди них была и Виктория Боня, которая добилась отправки очередного дрона к Пику Победы уже в начале сентября.
“Никакая рука там не шевелится. Ребята летали около 20 минут. Это очень много. Шум, который издает дрон — это как четыре пилы, от него любой спящий человек проснулся бы, если бы спал. Если человек в коме, при смерти — мы никогда об этом не узнаем”, — с горечью констатировала Виктория в своём личном блоге, демонстрируя кадры с дрона, на которых была видна лишь одинокая оранжевая палатка. Боня рассказала о своих отчаянных попытках организовать спасательную операцию. “У меня ушла неделя… Я должна была оплатить вертолет еще в прошлую среду, но мне отказали. Мне пришлось стучаться в высокие кабинеты, чтобы мне разрешили это сделать. Конечно, надежда таяла каждую секунду, понятное дело”, — поделилась она, подчеркнув, что инициатива исходила от неё, и обошлась ей в полтора миллиона рублей. “И дело не в деньгах ни в коем случае. Чтобы вы понимали, моя инициатива была, и я от нее не отступила”.
Семейная трагедия и вечные горы
Виктория также отметила, что по следам было видно, что Наталья выходила из палатки, то есть не была полностью обездвижена. “В этой истории нет виноватых. Люди пытались спасти ее. Один вертолет жестко приземлился и разбился. Знаем, что итальянские альпинисты хотели спасти ее. Просто сегодня у нас есть возможность в будущем немножко по-другому реагировать, гораздо быстрее”, — заключила Боня, размышляя о необходимости совершенствования спасательных операций.
Четыре года назад похожая трагедия унесла жизнь супруга Натальи, Сергея, опытного альпиниста, у которого случился инсульт при восхождении на гору Хан-Тенгри. У супругов остался сын Михаил, который, по словам Виктории Бони, произнёс слова, поражающие своей зрелостью: “Мама говорила так, что для альпиниста остаться в горах — это честь. Я, говорит, буду думать также”.
При попытке спасения Натальи Наговицыной разбился вертолёт, его экипаж получил серьёзные увечья, а также погиб итальянский альпинист Лука Синигилья. Обсуждая эти трагические события, пользователи Сети часто задаются вопросом, зачем люди подвергают себя таким опасностям, стремясь покорить неприступные горные вершины. “Зачем это все… Сына жалко. Только бы он в горы не пошел. Родители предупредили как смогли”; “Мать просто эгоистка, не думала о сыне. Не умея общаться с местами силами, духами и хранителями гор, нечего туда лезть. Как правило, результат печальный. Это будет нам всем уроком”; “Маме горы оказались дороже сына, хватит ей дифирамбы петь и оправдывать безрассудство и глупость”; “Очень жаль, я надеялась что спасут… Но, возможно, она бы не остановилась после спасения. Пусть покоится с миром”, — такими комментариями люди выражали свои мысли и чувства, пытаясь осмыслить произошедшее.