Найти в Дзене
Darkside.ru

Пол Маккартни и песня к фильму о Бонде: история создания «Live and Let Die»

В один из октябрьских дней 1972 года Полу Маккартни позвонил Рон Касс, глава Apple Records. Между ними сложились добрые отношения, и после короткой беседы Касс как бы невзначай спросил: «У тебя ведь нет интереса поработать над песней для фильма о Бонде?» Этот момент Маккартни вспоминает в своей книге 2023 года «The Lyrics». «Написать песню для Бонда — своего рода признание. И у меня всегда существовало такое тайное желание». Однако в тот момент Маккартни сдержал восторг: «Я ответил: "Да, наверное, мне было бы интересно", стараясь не выглядеть чересчур воодушевлённым». Касс связался с людьми из команды бондианы и сообщил, что Маккартни заинтересован. После этого события развивались стремительно. Сценарий восьмого фильма серии ещё не был готов, но Касс рассказал Маккартни: картина будет основана на втором романе Яна Флеминга о Бонде — «Live and Let Die». Созданная Маккартни песня стала первой рок‑композицией, открывшей фильм о Бонде. Песня подстегнула успех фильма и заметно укрепила реп

В один из октябрьских дней 1972 года Полу Маккартни позвонил Рон Касс, глава Apple Records. Между ними сложились добрые отношения, и после короткой беседы Касс как бы невзначай спросил:

«У тебя ведь нет интереса поработать над песней для фильма о Бонде?»

Этот момент Маккартни вспоминает в своей книге 2023 года «The Lyrics».

«Написать песню для Бонда — своего рода признание. И у меня всегда существовало такое тайное желание».

Однако в тот момент Маккартни сдержал восторг:

«Я ответил: "Да, наверное, мне было бы интересно", стараясь не выглядеть чересчур воодушевлённым».

Касс связался с людьми из команды бондианы и сообщил, что Маккартни заинтересован. После этого события развивались стремительно.

Сценарий восьмого фильма серии ещё не был готов, но Касс рассказал Маккартни: картина будет основана на втором романе Яна Флеминга о Бонде — «Live and Let Die».

Созданная Маккартни песня стала первой рок‑композицией, открывшей фильм о Бонде. Песня подстегнула успех фильма и заметно укрепила репутацию Маккартни как сольного артиста.

«Live and Let Die» заняла 2‑е место в чартах US Billboard Hot 100 и UK Singles Chart, получила премию «Грэмми» и была номинирована на «Оскар» (1973) в категории «Лучшая песня».

Когда Маккартни приступил к «Live and Let Die», он и его группа Wings завершали запись второго альбома — «Red Rose Speedway».

В тот период в Wings входили:

  • Пол Маккартни;
  • его жена Линда;
  • гитарист‑мультиинструменталист Денни Лейн;
  • соло‑гитарист Генри Маккаллок;
  • барабанщик Денни Сейвелл.

Получив экземпляр книги Флеминга, Маккартни прочёл её за один день:

«Эта книга затягивает. Я погрузился в неё тем же днём, поэтому когда я сел сочинять песню, уже знал, как к ней подступиться».

В биографии 2013 года «Man On The Run» Маккартни раскрыл свою задумку:

«Я подумал: "Live and let die" — ладно, на самом деле это же "live and let live", и тут есть своего рода подмена понятий. Так что я подумал: "Когда ты был моложе, ты говорил так, а теперь говоришь вот так"».

Продуктивность Маккартни не подвела: песню он написал на следующий день.

«Думаю, я прочёл книгу в субботу, а в воскресенье сел за пианино в гостиной и сложил всё воедино».

По счастливому стечению обстоятельств продюсер Джордж Мартин уже получил задание написать оркестровую партитуру для «Live and Let Die». Это был первый совместный проект Маккартни и Мартина после записи альбома The Beatles «Abbey Road».

«Это было в радость. Я показал ему аккорды, структуру песни и главный рифф».

Маккартни заранее знал, что хочет яркие моменты в песне, но оставил «бондовские» аранжировки на усмотрение Мартина:

«Его партитура — это чистый Джордж: идеальный баланс грандиозности без перебора. Я был очень доволен».

В книге 1982 года «The Record Producers» Мартин вспоминал:

«Всё началось с того, что Пол позвонил мне и сказал: "Слушай, у меня есть песня для фильма. Не мог бы ты её спродюсировать и сделать аранжировку?" Я ответил: "Конечно", и мы провели некоторое время у него дома, разбирая материал. С моей точки зрения мы создавали пластинку, так что я не жалел средств и заказал большой оркестр».

Мартин с самого начала хотел, чтобы в записи участвовали Маккартни и Wings:

«Я сказал: "Мы сделаем это с Wings: сначала работаем с группой, а вечером я приведу оркестр, но Wings оставим — попробуем записать всё вживую, чтобы передать ощущение живого исполнения". Так мы и поступили».

Живое взаимодействие группы и оркестра придало треку подлинную динамику. Денни Лейн рассказал в интервью Guitar World в 2023 году:

«Мы записывались в студии AIR, оркестр был в той же комнате. Мы запечатлели азарт живого исполнения, и, думаю, именно поэтому запись получилась такой мощной».

«Демо» или финальная версия? Недопонимание с продюсерами

В мемуарах 1979 года «All You Need Is Ears» Джордж Мартин вспоминал, как дал послушать демо Гарри Зальцману (сопродюсеру бондианы вместе с Альбертом «Кабби» Брокколи):

«Он усадил меня и сказал: "Отлично. Нравится, что ты сделал, хорошая пластинка, нравится партитура. А теперь скажи, кого ты думаешь, мы должны взять, чтобы это спел?" Это меня совершенно сбило с толку. Ведь у него в руках была запись Пола Маккартни. А Пол Маккартни — это Пол Маккартни! Но он явно рассматривал её как демо. "Я не понимаю. У вас же есть Пол Маккартни", — сказал я. — "Да‑да, это хорошо. Но кого мы возьмём, чтобы это исполнил в фильме?" — "Простите, я всё ещё не понимаю", — сказал я, чувствуя, что, возможно, мне чего‑то не сказали. — "Знаешь, нам нужна девушка“».

Долгое время считалось, что продюсеры хотели женский вокал (например, Ширли Бэсси или Тельмы Хьюстон) вместо Маккартни. Однако в книге 2022 года «The McCartney Legacy Volume 1: 1969–1973» опубликованы архивные документы, опровергающие эту версию.

В письме Рона Касса к Гарри Зальцману указано:

«Пол Маккартни согласился написать заглавную песню "Live and Let Die". Он и его музыкальная группа Wings исполнят её под начальными титрами».
Так что мы можем довольно определённо сказать: Пола заменять не собирались. Одна из версий должна была звучать с Wings в начальных титрах и финальных титрах. Живую версию песни в клубной сцене исполнила бы BJ Arnau, соул‑певица. Когда мы увидели эти документы, то подумали, что это просто недоразумение».

«Live And Let Die» помогла возродить творческий авторитет Пола Маккартни и вскоре вошла в концертный репертуар группы Wings.

Критики в целом высоко оценили песню. В ретроспективном обзоре журнала Billboard было сделано заключение, что это «лучшая тема из фильмов о 007» и один из самых удачных синглов Маккартни. Другой журнал о музыкальной индустрии, Cash Box, назвал песню «великолепной во всех отношениях».

Иэн Макдональд из NME был менее восторжен:

«Сама по себе она не очень интересна, но фильм поможет её продать, и наоборот».

Для Маккартни «Live And Let Die» играет важную роль в его постбитловском репертуаре и в его концертных выступлениях. Он заявил:

«До сих пор это для нас важная концертная композиция».

Пол добавил, что ему по-прежнему нравится наблюдать за реакцией зрителей, когда начинается пиротехническое шоу.

Спустя 18 лет после выпуска «Live And Let Die» вновь появилась в чартах в качестве кавер-версии и вошла в десятку лучших в девяти странах. Маккартни вспоминал:

«Guns N’ Roses записали свою версию, и самое интересное, что мои дети пошли в школу и сказали: "Мой папа написал эту песню", а их друзья ответили: "Нет, не он. Это Guns N’ Roses!" Никто им не поверил.
Но я был очень рад, что они это сделали. На самом деле это была довольно хорошая версия... Мне всегда нравится, когда люди исполняют мои песни. Это большой комплимент».