В преддверии приближающегося Тыквенного спаса сегодня снова смотрим малозаметное кино, которое хотело казаться интересным для всех, но понравилось лишь очень немногим.
И это полнометражный дебют бывшего журналиста и редактор журнала GQ Марка Энтони Грина с говорящим названием “Опус”, который дебютировал ещё в январе этого года на самом престижном фестивале независимого кино “Санденс”.
Однако при некоторых любопытных вводных картина успеха не снискала.
Сюжет
Популярная в прошлом суперзвезда Альфред Моретти (Джон Малкович) вызывает повсеместный ажиотаж, анонсируя свой первый альбом за последние 30 лет.
Однако на специальную презентацию в своём уединённом шикарном поместье он приглашает всего шестерых гостей. Это журналистка Ариэль Эктон (Айо Эдебири) со своим редактором Стэном Салливаном (Мюррэй Бартлетт), ведущая ток-шоу Клара Армстронг (Джульетт Льюис), инфлюенсер Эмили Кац (Стефани Шеперд), папарацци Бьянка Тайсон (Мелисса Чемберс) и подкастер Билл Лотто (Марк Сивертсен).
Взбудораженные такой честью счастливчики без раздумий соглашаются на поездку в пустыню посреди Юты, где Моретти живёт едва ли не как король в окружении толпы послушных и преданных то ли слуг, то ли фанатов, то ли приспешников, то ли адептов.
Разумеется, поездка в такое место ничем хорошим закончиться не может.
Чем может привлечь
Если сразу сказать, что “Опус” после премьеры на “Санденсе” согласилась прокатывать А24, то искушённые киноманы сразу догадаются, что в картине будет примечательного. И вероятно окажутся правы. Студия славится любовью к авторскому кино, которое в свою очередь любит переступать как через жанровые каноны и условности, так и через ожидания зрителей в угоду творческого самовыражения автора.
Если же отбросить высокопарный слог и сказать простыми словами, то “Опус” окажется не просто кинематографическим экспериментом своего автора, но и к тому же пробой пера. Что делает его в глазах массового зрителя (да и критиков) скорее странным кино, чем интересным. А это уже не есть хорошо.
Однако я немного забегаю вперед.
Помимо именитой студии в “покровителях” картина может похвастаться довольно внушительным актёрским составом, особенно для дебютного авторского фильма с небольшим бюджетом. Кроме вышеупомянутых в “Опусе” можно ещё заметить Янга Мазино и Эмбер Мидфандер в небольших ролях на третьем и втором планах. Первый засветился во втором сезоне “Одних из нас”, а вторая победила Хищника в “Добыче”.
Но абсолютно все артисты картины уходят на второй план, когда в кадре появляется герой Малковича. Сказать, что наряды Моретти просто броские – всё равно что ракету назвать петардой. И всё же его перфоманс в паре сцен затмевает даже вычурные наряды.
Если честно, то без его сатирического перформанса картину вообще было бы невозможно смотреть. А так можно хоть полюбоваться на мастера в непривычном для него образе.
Иных достоинств у картины, увы, нет.
И чем оттолкнёт
Западная сатира на современное положение так называемых селебрити чуть задержалась в ряду схожих картин. “Опус” много сравнивали с “Меню” (2022), “Подай знак” (2024) и даже “Солцнестоянием” (2019). Я бы к этому перечню добавил и недавнего “Того самого” (2025).
Однако “Опус”, оправдывая свое название, проигрывает даже новинке и в динамике, и в эстетичности, и в сатире. Плюс это всё только усугубляется предсказуемостью.
Об атмосфере тоже говорить не приходится. Если “Тот самый” постепенно нагнетал и сдавливал декорациями, то “Опус” не старается ни впечатлить картинкой (костюмы Малковича не в счёт) ни нагнать напряжение. Если картину с Уайансом можно охарактеризовать эпитетом “странный”, то “Опусу” подойдёт “скучный”. Именно таким он и будет для большинства зрителей, особенно тех, что не знакомы с образом Канье Уэста (с ним чаще всего сравнивали героя Малковича).
Повествование будет длиться и длиться к ожидаемой развязке без единого намёка на саспенс даже в тех местах, где он должен быть хотя бы технически. Будто создатель решил сполна раскрыть суть названия, чтобы только под конец сжалиться (или просто вспомнил об этом) и вкинуть в сюжет собственно триллер. Но и то как мог.
Увы, тем самым “Опус” остался в тесных рамках артхаусного кино, которое способно ценить лишь крайне малое количество кинолюбителей.
Итог
Широкий прокат (ну как широкий – на девять стран, включая Россию) завершился ожидаемым фиаско. А из количества оценок на профильных ресурсах можно заключить, что проставили их зрители “Санденса” и самые-самые преданные фанаты Малковича, ходившие на “Опус” в кинотеатры.
Иными словами фильм постигла самая частая судьба авторских киноопусов.
Если Вы о нём слышали и задумывались о просмотре, заинтригованные соседством фамилии Малкович к жанру “триллер” или даже “хоррор” (мне встречались и такие описания), то советую подумать ещё раз. Игра мэтра безусловно достойное зрелище, но ни для Тыквенного спаса, ни для праздного просмотра фильм не годится.
В поместье Моретти полтора часа гостил Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки, бюджет и сборы
на момент написания настоящей статьи:
Оценки зрителей
Кинопоиск: 5.9 (5,1 тыс. оценок)
IMDb: 5.7 (11 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 60 % (100+ оценок)
Оценки профессиональных обозревателей
Роттен Томатос, критики: 39 % (135 рецензий)
Метакритик: 42 из 100 (36 рецензий), то есть “смешанные или средние” отзывы
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 20 % (5 рецензий)
Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:
“Опус” (2025): 10 / 2,2 (2 + 0,2)