«Звезда» возводит ЖК «Приятное окружение» в районе ДОКа. За этим, казалось бы, неприметным названием — богатая и увлекательная история, в которой переплелись судьбы первых поселенцев-монахов, драма купеческой вдовы, вихрь индустриализации, сильнейшее наводнение и возрождение в наши дни.
Погрузиться в прошлое этого уникального места нам поможет экскурсовод Ольга Лукошкова. Она расскажет про ДОК, каким вы его не знали.
Монастырские земли и старейшая церковь в Сибири
История этих земель начинается в 1616 году, когда из далекой Раифской пустыни под Казанью в Тюмень прибыл монах Нифонт. На нашей земле он искал уединения и нашел его на высоком берегу Туры. Здесь он и основал старейший в Сибири Свято-Троицкий монастырь, тогда еще Свято-Преображенский.
Первоначально монастырь не имел даже церкви. Лишь летом 1621 года возвели шатровую деревянную церковь и срубили новые кельи. А грамотой царя Михаила Федоровича того же года монахам назначали «ругу» (казенное жалование) и отвели в вотчину две рыбные «ловли».
Постепенно монастырь и церковь процветали, прибывали новые послушники. Но летом 1705 года, когда страшный пожар охватил весь город, сгорела и Преображенская церковь. Возрождению церкви способствовал митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский. Он ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить при монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое благополучно получил.
По завершении строительства церковь была освящена как Троицкая, по ней и монастырь стал называться Троицким. Были построены еще две церкви: апостолов Петра и Павла и Сорока мучеников. Сам Филофей Лещинский к тому времени оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. На дарованных монастырю землях монахи устроили пастбища, пашни, покосы, а еще разбили рощу.
После революции монастырь закрыли. На его территории решили построить очистные сооружения — были снесены церковь Сорока мучеников и домовая церковь митрополита Филофея. От полного разрушения монастырь спас охранный статус «памятника архитектуры республиканского значения» от Совета Министров СССР.
В 1990-е монастырь и сохранившиеся строения были переданы в пользование Тобольской и Тюменской епархий. А в начале 2000-х в отреставрированном Троицком соборе провели первое богослужение, туда же торжественно перенесли мощи Филофея Лещинского.
От небольшой лесопилки до крупного купеческого завода
Другая важная, даже определяющая часть истории ДОКа — это его лесная промышленность. XIX век, Иван Афанасьевич Новоселов — сын верхотурского крестьянина, купец 2-й гильдии — поставляет в Тюмень камни для строительства и ремонта мостовых.
Дела идут хорошо, он покупает лесопилку близ устья речки Бабарынки за Свято-Троицким монастырем. Из небольшого предприятия вырастает крупнейший в городе лесопильный завод. Новоселов слыл человеком строгим, требовательным, но справедливым: работников своих (без малого 300 человек) не обижал, хорошо им платил, помогал в трудных ситуациях. За честность и порядочность не раз назначали его на высокие посты: он был участником попечительского комитета, гласным городской думы, членом учетно-ссудного комитета Общественного банка и др.
Умер Иван Афанасьевич в 1916 году незадолго до революции, похоронен на погосте у стен Свято-Троицкого монастыря. После смерти права на лесопильное предприятие и купеческое звание по наследству перешли к его супруге — Марии Федоровне. Судьба у нее сложилась причудливо.
Мария Федоровна была женщиной умной, деятельной, властной. Управляла делами наравне с покойным мужем. Но грянула революция, в Тюмени началась национализация частных предприятий, в том числе и завода Новоселовых. А незадолго до того заводской бухгалтер — однофамилец владельцев предприятия — Савватей Новоселов бежал с женой из Тюмени в Шанхай, прихватив при этом все деньги предприятия.
Марии Федоровне пришлось у знакомых и друзей занимать огромные суммы, чтобы погасить долги перед рабочими. Оказавшись в долговой яме, Мария Федоровна написала прошение в местный Гублеском о выдаче ей потраченных денег, мотивируя это тем, что предприятие было национализировано. Гублеском принял решение выплатить ей чуть больше 1 млн руб. Но поскольку денег в казне не было, выплачивали равными частями по 100 тысяч руб. По сути, это оказался договор купли-продажи предприятия в рассрочку.
Марию Федоровну обязали вернуть выплаченные ей суммы, что было невозможно, и ей пришлось из долговой ямы отправиться в тюрьму. Но тут помогли бывшие работники предприятия: они стеной встали на защиту своей покровительницы и отстояли Марию Федоровну. Сидеть в тюрьме ей пришлось недолго. Однако, когда она вышла на свободу, ей уже ничего не принадлежало.
После освобождения Мария Федоровна второй раз вышла замуж за скромного учителя труда Василия Безбородова. В этом браке родилась дочь Тамара, которая в будущем сделала хорошую музыкальную карьеру — заведовала Свердловской консерваторией.
А вот у детей от первого брака судьба сложилась по-разному. Старшие дочери Агния и Екатерина волей-неволей приняли и новую власть, и новую эпоху. Третья дочь, Вера, после войны оказалась буквально на улице, и ее приютили бывшие работники ее отца. Ивана Новоселова — единственного сына — репрессировали по доносу. Сама Мария Федоровна скончалась в феврале 1945 года, похоронена на Текутьевском кладбище.
ДОК «Красный Октябрь»: снабженцы Красной Армии и изготовители всесоюзных лыж
С началом индустриализации началась и новая история этого места. Завод Новоселовых — теперь уже ДОК «Красный Октябрь» — окончательно перешел в ведение Гублескома и дал название всему району. Вокруг завода вырастает рабочий поселок: строятся бараки, люди селятся рядом с местом работы.
В 1930-х деревообрабатывающий комбинат в основном выпускал пароконные и одноконные повозки для Красной Армии. Позже поступил крупный заказ: комбинату доверяют изготовление межэтажных перекрытий и оконных блоков для свердловского Дома промышленности, одного из самых больших по площади зданий в СССР. В это же время ДОК делает оконные переплеты, двери и пчелиные ульи, выпускает дома для Узбекистана.
Завод налаживает и массовое производство лыж «Турист», на которых катался весь Советский Союз. Во время Второй мировой войны комбинат выпускал продукцию для фронта: телеги, ящики для боеприпасов, приклады автоматов, черенки саперных лопат и др. В мирное время ДОК вернулся к прежнему производству и добавил еще новые товары. Так на комбинате стали изготавливать бамбуковые палки для лыж (сырье привозили из Китая) и запустили цех щитового домостроения. В 1970-е началась модернизация производства. На базе комбината было образовано региональное объединение «Тюменьмебель».
Началом конца целой эпохи, пожалуй, послужило сильнейшее наводнение в мае 1979 г. Уровень реки Туры поднялся до отметки в 915 см: район затопило за считанные минуты. По воспоминаниям старожилов, люди плыли по реке, сидя на своей мебели. «Большая вода» не отступала шесть дней. Сильно пострадал и ДОК «Красный Октябрь».
После распада СССР, в 1990-е «ТюменьМебель» объявляет себя банкротом. Спасти предприятие решает АО «Сургутгазпром», ДОК возобновил свою работу. В 2013 г. отмечает свое 80-летие, но спустя четыре года комбинат окончательно закрывается из-за долгов. Историю некогда мощного предприятия теперь хранит Музей мебельной компании «Заречье».
Сегодня район ДОКа переживает второе рождение. Скоро здесь появятся новые дома, школы, детские сады, спортцентры, бульвары, парки. Как и прежде, здесь будет кипеть жизнь.
Наш проект «Приятное окружение» гармонично впишется в новую формирующуюся городскую среду. Двухсекционный дом с переменной этажностью расположен в уникальном месте: с одной стороны — дамба, с другой — зеленые массивы.
Важно, что на стороне дамбы не предусмотрено строительство новых домов, а значит, из окон комплекса всегда будут открываться живописные виды на природный ландшафт. Есть квартиры с панорамными окнами и видами на набережную и мост Влюбленных. А в праздничные дни можно любоваться фейерверками, не выходя из дома. Подробности — на нашем сайте.